Свято-Николаевский собор1 min read

Соборная площадь

Соборная площадь

Кафедральный собор во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского украшал центр города Витебска. Он был обращен передним фасадом к Замковой или Соборной площади. Храм был построен в 1644 году иезуитами. Рядом с храмом находился жилой корпус монастыря. Во время войны России с Речью Посполитой 1654-1657гг. собор передан православному монастырю святого Алексия, человека Божия. В 1716 году началось строительство каменного костела. В 1731 году он был завершен.

После изгнания иезуитов из России костел принадлежал базилианам. В 1839 году все белорусские униаты присоединились к православным. Епископы униатской церкви составили и подписали достопамятный акт воссоединения, по которому все здания, имущество и паства переходили в Православие добровольно. 10 мая 1839 года свершилось в Витебске торжество этого воссоединения. Бывший костел переименован в собор святителя и чудотворца Николая.

Под храмом находились прекрасные подвалы, предназначавшиеся, как видно по множеству ниш, для погребения умерших. В склепах собора покоились и нетленные тела умерших. Стены церкви были белые; средняя, т. е. подкупольная часть ее, для сохранения теплоты, была накрыта огромным стеклянным колпаком. Собор украшал писаный на холсте большой образ «Снятие с креста». На нем представлен момент, когда святое тело Иисуса, снятое со креста, опустили на землю, чтобы завернуть его в плащаницу и положить во гроб. Тело окружают Иосиф из Аримафеи, Никодим, две Марии, Иоанн и еще один из благочестивых мужей. На лицах женщин видна мучительная тоска и отчаяние, выражение лиц мужчин полно сдержанной грусти и благоговения; в особенности выразительны лица Марии Магдалины и Никодима. Картина принадлежала кисти известного итальянского художника Сальватора Розы (1615 -1675 гг.) – члена римской Академии Виртуозов. Другие его картины, как иконы, находились в храме до Отечественной войны 1941-1945 годов.

В числе Евангелий находилось самое древнее – 1698 года, напечатанное в Москве и поступившее в Николаевский собор из Александро-Невской Лавры, в которую было пожертвовано, как видно из надписи на серебряном окладе оборотной стороны книги, в 1717 году дьяконом Войновым.

5 августа 1839 года Священным Синодом принято решение о перенесении православной епископской кафедры из Полоцка в Витебск. Архиерейский дом и консистория были помещены в быстро отремонтированный жилой корпус монастыря. Храм был отреставрирован на средства Священного Синода и архитектора Беттини.

17 октября 1843 года собор освящен Высокопреосвященнейшим Василием, архиепископом Полоцким и Витебским. С 26 октября 1844 года храм имеет статус кафедрального.

В 1869 году, из-за образовавшихся в здании собора трещин, состоялся капитальный ремонт храма. Был изменён наружный вид собора – сооружен купол над средней частью храма. Две фасадные башни получили другой вид – в них поместили колокола. Купол, своды и стены, под наблюдением академика Виноградова, расписали красками по свежей извести; устроены трехъярусный иконостас и киоты работы московского мастера П. Варфоломеева. Иконописцем Розановым были написаны иконы для иконостаса и всего храма.

Еще раз собор реставрировали в 1895 году. Обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев во время своего проезда через Витебск обратил внимание, что при соборе нет притвора. Был сделан проект пристройки, выделены деньги, произведен ремонт. Кафедральный собор святителя Николая обрел свой настоящий архитектурный облик.

Замковая улица и собор

Замковая улица и собор

Наступил новый – мятущийся, кровавый XX век…

Судьба витебского Николаевского собора типична для того времени. Документы Госархива Витебской области помогают проследить путь последовательного разрушения собора и отношение советского государства к Церкви и культуре.

Наступление на церковь началось с уничтожения ее как экономической силы. Первым шагом в этом напрвлении были Декрет о земле и Декрет об отделении Церкви от государства и школ от Церкви, которые заявляли, что монастырские и церковные земли отчуждаются бесплатно, никакие церковные и религиозные товарищества не имеют права владеть имуществом. Потом, в 1922 году, началась кампания по конфискации церковных ценностей. Конфискации подлежали вещи из золота, серебра, драгоценных камней. Однако при конфискации забирали медные вещи и богослужебную утварь.

Настоятелем Николаевского собора в то время был протоиерей Николай Околович, ныне прославленный священномученик Витебский. Протоиерей Николай писал в комиссию по конфискации ценностей: «Оказалось, что из кафедрального собора в числе серебряных вещей забрали два медных листа с рисунками. Это штампы для исполнения оттисков антиминсов. В кафедральном соборе оставлены дарохранительницы только на двух боковых престолах, а с главного – конфискована. По правилам Православной Церкви дарохранительница, как крест и Евангелие, является необходимым для каждого престола. Из 10 архиерейских панагий и 10 нагрудных крестов, комиссией оставлены только одна старая неисправная панагия и крест без цепочки, так что архиерею по необходимости приходится отправлять богослужение без архиерейского креста… Прошу комиссию вернуть в собор 2 медных листа, отпустить для архиерейского богослужения в собор хотя бы одну хорошую панагию, нагрудный архиерейский крест и дарохранительницу». Возвращены собору были только 2 медных листа и одна дарохранительница.

Благодаря мудрому поведению о. Николая удалось избежать напрасных волнений и кровопролития. Не во всех храмах Витебска изъятие ценностей произошло без конфликтов и арестов.

Затем в Николаевском соборе было остановлено богослужение.

Со второй половины 30-х годов началось разрушение церковных зданий, большинство из которых являлись памятниками истории и архитектуры.

Николаевский собор Бог хранил больше, чем Успенский собор и Восресенскую церковь, разрушенные в 1936 году.

После уничтожения этих храмов собор простоял ещё более 20 лет. Великая Отечественная война нанесла незначительный урон храму. Он по-прежнему возвышался над берегом Витьбы, около входа в парк Фрунзе.

Николаевский собор, как и другие оставшиеся 10 церквей, в список памятников архитектуры по г. Витебску включены не были. Это дало возможность местной власти подговить храм к взрыву.

Вот что вспоминают старожилы Витебска о взрыве Николаевского собора.

Накануне 12 апреля 1957 года жители центра Витебска нарезали из старых газет полоски и оклеивали крест-накрест оконные стекла, чтобы они не треснули и не вылетели от взрывной волны. По указанию специалистки ленинградского «Взрывтреста» — женщины в черном коротком пальто, рабочие всю ночь сверлили в стенах собора шурфы – скважины для закладки динамита.

Наутро возле ратуши собралось много людей. Примерно в 11 часов дня перед мостом через Витьбу с улицы Толстого приехали военные с группой гражданских лиц.

Тонкие проводки соединяли шурфы с кабелем, который тянулся от храма через площадь к площадке перед мостом, где стояли военные и гражданские. В 12 часов молодой офицер крутанул ручку взрывного устройства.

В ту же секунду громадина храма, словно от подземного толчка, подпрыгнула и легко вознеслась над площадью, будто ее поднимала невидимая рука. Всё это – в полной тишине, от чего было жутко. Но прошла секунда, и раздался оглушительный грохот, а вслед в лица зрителей ударила теплая волна воздуха.

Собор превратился в огромную кучу всё еще прочно сцементированных обломков, состоявших из кирпичей. Эти руины имели рваные края, а внутри виднелись бело-розовые слои кирпичных кладок. Огромные куски храма напоминали грубо разломанный большой торт.

Показалось, что все кончено. Однако с противоположной входу в собор стороны здания, обращенной на восток, всё еще возвышалась остроконечная часть строения, не покорившаяся взрывчатке.

Видимо, заметив это, «женщина в черном» направилась к военным, и по её команде ручка «адской машины» вновь крутанулась. Послышался звонкий, как выстрел, хлопок, и часть церкви рухнула, как подкошенная.

Наверное, в момент основного взрыва динамит в одном из шурфов не сдетонировал, и ему потребовался дополнительный электрический разряд – стимул.

«Чисто сработано!» — послышалось за спинами.

Николаевский собор 1957г.

Николаевский собор 1957г.

Что и говорить, дело свое ленинградская специалистка знала отменно. Ни одно здание вблизи храма не пострадало. А вот руины на площади стройбату и мирным рабочим города чуть ли не год ещё довелось дробить ломами и кирками, а потом вывозить куда-то.

Рассказывали, что «женщина в черном» не раз наведывалась в наш город, выполняя разрушительные заказы.

Понятно, что личной вины в уничтожении храмов та дама не чувствовала. Все они взрывались по решению местной власти, которая выполняла указания ЦК КПБ, а он действовал согласно воле главы государства – Н. С. Хрущева, при котором гонения на церковь со стороны атеистического государства усилились. И воспрепятствовать этому варварству было невозможно.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924