8 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских1 min read

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Новые священномученики

(Слово на Заупокойной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном
в храме Московской духовной семинарии 31 марта 1919 года)

«Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше, яко же агнцы…»

Патриарх Тихон

Патриарх Тихон

Эти слова трогательной заупокойной песни вполне приложимы к тем современным нам мученикам за веру и Церковь Православную, молитвенную память о которых мы творим ныне.
Безпримерное, еще небывалое в тысячелетней почти истории Русской Церкви, время переживаем мы, и это тяжелое время нависло над нами так быстро, так неожиданно, что мы совершенно к нему не подготовились. Можно ли было полтора года тому назад подумать, что скоро начнется новое гонение на Церковь нашу и, по первому внешнему наблюдению, от своих же, от тех, в виде на жительство которых еще не стерлись или не вычеркнуты слова «вероисповедание православного».
Почти по всей России совершается осквернение и поругание святынь, насильственное отнятие церковного имущества, — особенно у обителей – во всех их видах, начиная от зданий и денег, заканчивая угодьями, лесами и полями, и оканчивая последним скудным запасом хлеба и картофеля, так что иноки и инокини обрекаются на голодную смерть. Отнимаются помещения духовно-учебных заведений и разных других учреждений духовного ведомства, арестовываются и подвергаются оскорблениям епископы и священники, наконец, зверски расстреливаются священнослужители, часто без всякого суд, но и без предъявления к ним какого бы то ни было обвинения, — только за то, что они – служители Церкви Православной, провозвестники Христовой истины. Воистину: « Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше, яко же агнцы…». И число этих невинных жертв, кровь которых вопиет к небу, с каждым днем увеличивается, и не видно ему конца. Неудивительно, что существует и все более и более распространяется мнение о приближении времени второго пришествия Христова и Страшного Суда Его. Сроки Божии от нас сокрыты, но Спаситель учит нас всегда быть готовыми встретить Его, и тяжкие гонения на Церковь и ее служителей особенно напоминают нам об этом: «итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25.13). Бодрствуйте, прибавим мы, потому что не знаете, где и когда настигнет нас с вами смерть, всегда от человека недалекая, а ныне уже стоящая за плечами и готовая в сей день нас своей острою косой. Нужно быть готовыми к ежечасному исходу из жизни. «Да будут же чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лук. 12.35).
Бодрствовали, очевидно, над собой те, коих из нашей среды Господь удостоил мученического венца. Многие из них убиты на своем посту, при исполнении своих обязанностей, некоторые – с крестом в руках. Все мы знаем, как предчувствовал свою близкую кончину священномученик митрополит Владимир. Мы все помним, как трогательно просто (как просто всегда и все он делал) попрощался он, ведомый воистину, как агнец на заклание, со своими келейником и швейцаром, не приняв никаких мер к своей защите. Он ясно видел, что настал конец его временной жизни, но что значил для него этот конец, когда он был началом жизни вечной?
Также мужественно, с полной сознательной готовностью, отдал свою жизнь за Церковь Христову, встречали свою смерть и многие из убитых пастырей, как неизвестный священник Ставропольской епархии, расстрелянный в облачении с крестом в руках. Или другой, после совершения Литургии, выведенный из храма и тут же, у паперти, расстрелянный. А третий, священник г. Переславль-Залесского, о. Константин Снятиновский, когда ведшие его на расстрел красногвардейцы оттолкнули стоявшую перед ними дочь священника, умолявшую пощадить милого папу, и пригрозили пристрелить и ее. «Ее же зачем же стрелять?» — сказал о. Константин и сам пошел за убийцами и был тотчас расстрелян. А вот и еще потрясающая душу картина. В квартиру протоиерея г. Елабуги Павла Александровича Дернова ворвались ночью 15 красногвардейцев и сначала увели трех его сыновей. Через несколько минут увели и отца. Провели в квартире обыск, не допуская никого из оставшихся близких следовать за арестованными, сопровождая обыск издевательствами и грабежом. На рассвете близкие разыскали трех юношей: они сидели под арестом в Исполнительном комитете, а о. Павла не могли разыскать. Его уже не было в живых. Две женщины сообщили, что за городом у мельницы лежит труп убитого священника. Жена почившего, предчувствуя недоброе, поехала посмотреть труп, а навстречу ей два солдата уже везли на розвальнях убитого о. Павла. Его не отдали жене, а свезли в усыпальницу, и немало было хлопот, чтобы получить тело. Выяснилось, что о. Павла расстреляли в 5 часов утра, и хотели бросить в прорубь, но увидавшие это крестьяне не дали совершить поругания над телом погибшего. Лишь в 4 часа вечера тело привезли на квартиру почившего. Родные поехали к арестованным детям и умолили Революционный штаб отпустить их к убитому отцу. Штаб распорядился: «Напишите заявление, чтобы следствие над арестованными произвели вне очереди» и в 7 часов вечера обещал рассмотреть его. Но находившийся тут же матрос заявил: «Никаких привилегий, разбирать по очереди!». Когда арестованные дети узнали, что их отец убит, то один из них не выдержал и назвал красногвардейцев «душегубами». Этого было достаточно, чтобы всех троих вывели на край города, на пристань, и расстреляли.
Представьте себе эти живые картины нашей ужасной действительности: и эту дочь, ставшую на дороге убийц и умолявшую пощадить любимого папу, и этот дом священнослужителя, известный во всем крае, где лежат долго без гробов четыре трупа невинных жертв. Потом представьте огласившую стонами и рыданиями весь дом жену-мать. Затем ответьте на вопрос: не вопиет ли эта кровь убиенных и эти рыдания оставшихся сирот к небу и не обращается ли к нам, еще живым, с укором, что мы не испробовали всех средств для предотвращения этих невинных жертв.
К кому нам обратиться с жалобой на эти злодеяния?
«Молитву пролию ко Господу и Ему возвещу печали моя», — вот первая наша жалоба, вот первое обращение в скорби, без которого не может обойтись православный христианин (что мы теперь и совершаем), а затем он, как и во всех случаях своей жизни, ищет наставления и вразумления у Того, по имени Которого и называется христианином у Христа Спасителя, в Его Святом Евангелии. А наш Спаситель Сам был распят на кресте, и в последние смертные минуты взывал со креста к Отцу Своему, молясь за своих распинателей: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лук. 23. 34). И мы тем, которые не ведают, что творят, можем просить отпущения, предать их суду Божию и ждать, когда Сам Господь разбудит в них усыпленную совесть. Но ведь есть и такие среди современных гонителей, которые не только хорошо знают, что они делают, но и руководят другими в этом злом деле. Что же предпринять в отношении к ним? Предоставить им проливать кровь и самим созерцать, как это делается, молиться об убитых, плакать вместе с осиротевшими семьями и больше ничего? Нет, отцы и братья! Если мы обратимся за наставлением к первым временам христианства, к эпохе первых мучеников, и припомним, что тогда делали в защиту гонимой Церкви, то, прежде всего пред нами выступает целая защитительная, по отношению к гонимой Церкви, апологическая литература. В ней целый ряд апологий-защит, которые подавались на суды, где обвинялись христиане. Эти апологии вручались в руки самих гонителей. Защитники христианства (такие, как Тертуллиан) и сами гонимые (как священномученик Игнатий Богоносец) обращались к гонителям не только со словом защиты, но и со словом горькой для них правды, со словом обличения высших властей. А верующие христиане окружали гонимых своей любовью и сочувствием, громко свидетельствуя о своем с ними духовном единении. Иногда они выражали готовность разделить участь страдальцев. Так шествие священномученика Игнатия Богоносца из Антиохии в Рим на смерть было победным торжеством Христовой веры. Эти уроки и нам нужно применить к делу, если бы даже нам угрожали смертью, как Игнатию Богоносцу языческий император Траян.
Однако, все страшное, что творится сейчас среди вас, без сомнения допускается Промыслом Божиим за наши грехи. Все совершается не без Его святой воли. И поскольку нам позволительно проникать своим слабым умом в значение грозных для нас событий текущей жизни, поразительна в них следующая параллель. Мы собрались на Священный Собор, дабы благоустроить, обновить нашу церковную жизнь. И по милости Божией мы совершаем более или менее безпрепятственно это благоустроение церковной жизни. Мы совершил немало важных преобразований, начиная с восстановления патриаршества, столь православному народу любезного. Ясно, что дело благоустроение жизни церковной – угодное Богу. Но «обновление жизни Церкви», а тем более ее возрождение придет только свыше, от Главы Церкви. А Он, Спаситель наш, «стяжал Церковь честною Кровью Своею», а на земле утвердил и украсил ее «яко багряницею и виссом кровью святых мучеников». Очевидно, и ныне Он Сам, Всемогущий, увенчивая наше дело благоустроения церковного, возрождает и обновляет Церковь кровью новых священномучеников и мучеников.
Смиримся же пред Ним, покоримся Ему, рекшему на все века и всем Своим ученикам: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоанн 15.5), а через смирение и покорность Ему достигнем той силы, того дерзновенного упования, которое объяло когда-то смиренного апостола Павла: «вся могу о укрепляющем мя Иисусе» (Фил. 4.13), сказал он. Найдем и мы мудрость и мужество противостать гонителям, ибо с ними и за нас будет Истина всепобеждающая.

О упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных

Митрополита Владимира
Протоиереев: Иоанна (Кочурова, Петроград);
Петра (Скипетрова, Петроград);
Иосифа (Смирнова, Кострома);
Павла и чад его (Дернова, г. Елабуга Вятской епархии);
Игумена Гервасия (Брянский Успенский Свенский монастырь);

Иереев: Павла (Кушникова, Новгородской епархии);
Петра (Покрывалова, Тульской епархии);
Феодора (Афанасьева, Орловской епархии);
Михаила (Чафранова, г. Севастополь Таврической епархии);
Владимира (Ильинского, Костромской епархии);
Василия (Углянского, Симферопольской епархии);
Константина (Снятиновского, Владимирской епархии);
Иеромонаха Герасима (Брянский Успенский Свенский монастырь);
Диакона Иоанна (Касторского, Костромской епархии);
Послушника Антония (Брянский Успенский Свенский монастырь);
Раба Божия Иоанна (Перебаскина, смотрителя Солигаличского духовного училища)

и иных многих священного, иноческого и мирского чина, их же имена Ты, Господи, веси.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924