Вопросы священнику о Пасхе1 min read

Воскресение Христово

Пасхалия (определение времени празднования Пасхи)

Особенности пасхального богослужения

Обряды


Где вы взяли, что Христос воскрес в воскресенье? В Библии сказано, что пошли смотреть в воскресенье, а когда воскрес Христос нигде не говорится, толи в субботу утром, толи в субботу днем , вечером?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В святом Евангелии прямо сказано: Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине (Мар.16:9). Суббота у евреев была седьмым днем. По прошествии ее начинался первый день недели – воскресение. Есть свидетельство и в книге Деяний св. Апостолов: Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (Деян.10:40-41). Спаситель мира был распят в пятницу, следовательно, третий день приходится не на субботу, а на воскресение.


Прошу разъяснить, почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался еще до рождения Христа, и означал естественно не воскресение Христово?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

До рождения Христа существовали ветхозаветные праздники, которые по слову  св. апостол Павла были лишь тень будущего, а тело — во Христе (Кол.2:17). Они – прообразы новозаветных праздников. Древнееврейская Пасха совершалась в память чудесного избавления из египетского плена (Исх.12:1-24). Праздник этот получил название Пасха (евр. пэсах; от глагола, означающего перескочить через что-то, оставить нетронутым), потому что ангел Господень, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов евреев, у которых косяки и перекладины дверей были помазаны кровью жертвенного агнца.

Наша Пасха — Христос (1Кор 5.7), Который как Агнец принес Себя в Жертву на Кресте за наше искупление и воскрес в третий день. Воскресение – победа над смертью и надежда на будущее общее воскресение. Я живу и вы будете жить» (Ин 14.19).


Как вычислить дату Пасхи? Моя бабушка умела вычислять дату Пасхи каким-то методом.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Правила, определяющие время празднования Пасхи были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным 19-ти летним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном ,V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие.

Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого поста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины  2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1апреля ( Юлианского календаря).


Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):

По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.
Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отчета в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта.
Недовольная этим смещением и тем, что Пасха может каждый год может иметь «колебания» в дне празднования, Римо-католическая церковь в 1582 году провела реформу и ввела, так называемый григорианский календарь по имени папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта.
Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее.
На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной, и три раза в 19 лет совпадает с ней.


Почему крестный ход в ночь Пасхи идет против часовой стрелки? Вообще, играет ли какую-то роль движение по часовой стрелки или против во время православных обрядов?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Совершая крестный ход, православные идут навстречу солнцу, так как Спаситель мира Иисус Христос по определению Церкви является Солнцем Правды. Мы идем на встречу нашему Господу.


В Москве освящение куличей происходит в Великую субботу, а в Киеве начинают святить куличи в только воскресенье около 4 часов утра, после Воскрешения Иисуса Христа, что кажется более естественным. Объясните, пожалуйста, как правильно и почему.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В Триоде Цветной Молитвы во еже благословити сыръ, яйца и брашна мясъ помещаются после чинопоследования пасхальной Литургии. После возгласа Благословен Бог наш трижды поется тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Следовательно, освящаются пасхальные яства непосредственно перед разговением после пасхальной заутрени. Но это исполнимо только в небольших церковных общинах. В условиях современной приходской жизни, когда освящать пасхальные яства приходят не только сотни прихожан данного храма, но множество людей, посещающих храм только три раза в год (получить святую крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда возникли какие-нибудь жизненные трудности), освящение совершается в Великую субботу. Для этого есть основание: в этот день Литургия святителя Василия Великого соединяется с пасхальной Великой вечерней. Праздник реально начался. Священнослужение совершается в торжественных белых облачениях. После возгласа Благословен Бог наш перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.


Уважаемый Батюшка, скажите, пожалуйста, почему яйцо является символом Пасхи? Какое значение несет яйцо или оно является просто традицией не несущей смыслового содержания?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Есть предание, что св. равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами  Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).


Мне бы хотелось узнать когда, кем и как установлен обычай на Пасху печь кулич из квасного теста и готовить творожную пасху. С какого времени христиане начали праздновать Пасху не по закону Моисееву, а по-своему?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Ветхозаветный пасхальный агнец – прообраз Иисуса Христа, принесшего Себя на Кресте в Жертву для спасения мира. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Название ветхозаветной пасхи происходит от евр. пэсах – проходить мимо, перескочить. Святые отцы изменили в слове две согласных (вместо phaska сделали pascha). В результате название новозаветной Пасхи приобрело другую этимологию: от греч. глагола pascho – страдать.

Пасха (Воскресение Христово) является первым среди христианских праздников не только по значению, но и по времени. Его торжествовали ученики с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим. Св. апостолы установили время празднования христианской Пасхи: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (Апостольские правила.1:7).

Обычай готовить к этому светлому празднику сладкий, сдобный высокий белый хлеб (кулич) и сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды (в Требнике это яство названо – млеко огустевшее) возник не ранее 16 века.


Что такое «Радоница» и почему нельзя в Пасху ездить на кладбище?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Чаще всего совершается во вторник (если нет праздника) на Фоминой седмице. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении… Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством. Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и литургии не должно быть ничего специально заупокойного» (О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви).

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.


Многие на пасхальное освящение, кроме пасхи и яиц, приносят вино, колбасу и мясо. Можно ли приносить в храм мясные блюда? Есть ли какое-то установление, что должно освящаться?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В Триоди Цветной и Требнике перед Молитвой во еже благословити сыр и яйца написано: «Яйца же и сыръ принесенные поставляются в притворе, в церковь же отнюдъ не подобает вносити». Перед Молитвой во еже благословити брашна мяс, во святую и великую неделю Пасхи сказано: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Этим указано, что мясо и мясные продукты в притвор или во двор церковный вносить не должно. Все это священник раньше освящал у себя дома, который был рядом с храмом. Жизнь изменилась. От современных прихожан требуется, чтобы они не вносили мясо в храм или притвор, а ожидали священника в церковной ограде.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924