«КРЕСТ ЕВФРОСИНИИ» — ПОДВИГ ДОБРОТЫ И ЛЮБВИ1 min read

Татьяна Лихачева, заслуженная артистка РБ.

Татьяна Лихачева, заслуженная артистка РБ.

На переломных этапах истории люди обращаются к героическому прошлому своего народа, черпая оттуда ту духовную силу, которая помогает им выстоять перед невзгодами и вызовами века. Не удивительно, что в Белоруссии в последнее время стали появляться произведения, посвященные истории нашего отечества – в частности, фильм о княгине Анастасии Слуцкой и пьеса о Евфросинии Полоцкой. Кстати, пока что ее можно увидеть только в Витебске, где она идет на сцене академического театра им. Якуба Коласа. Главную героиню здесь играет (точнее, проживает ее жизнь) заслуженная артистка республики Татьяна Лихачева, для которой в этой роли аккумулировался весь ее актерский и жизненный опыт.

Задача автора сценария Ирины Масляницыной была довольно непростой, поскольку о жизни Евфросинии до наших дней дошло только житие, составленное митрополитом Макарием триста лет спустя после кончины преподобной. Из него следует, что она была дочерью полоцкого князя Георгия Всеволодовича и его жены Софии, что в детстве ее называли Предславой, и что в возрасте 12-ти лет она ушла в монастырь, где в трудах и заботах провела всю свою жизнь, сея в душах людей разумное, доброе и вечное…

— Когда режиссеру Михаилу Краснобаеву была поручена эта постановка, то сразу возникли сложности – с благословения монастыря мог идти только радиопоспектакль, — рассказывает Татьяна Владимировна. — Литературный вымысел был бы уместен, будь это рассказ о том времени, но вымысел о преподобной… Может, в эфире это и прошло бы, но как это можно сыграть на сцене, я себе даже представить не могла. Тогда мы решили попросить помощи у Спасо — Евфросиниевского монастыря, где буквально засыпали матушку — игуменью вопросами типа «Можно ли уйти из монастыря после пострига? Можно ли вернуться в него снова?» После этого из пьесы стали вылетать целые куски, где автор уж очень дала волю фантазии и буквально рвала страсти в клочья… А ведь крепость духа проявляется не в истерике и эмоциях! Помню, как после прочтения пьесы одна из старых инокинь на вопрос игуменьи по поводу услышанного, говорила только одно слово: «Сокрушаемся»! И она была права – все-таки в пьесе было слишком много вымысла, который был просто неуместен; надо было через размеренную, повседневную и обычную жизнь монастыря показать величие духовного подвига Евфросинии, которая сама жила по заветам Христа и учила так жить людей…

Когда наш театр на неделю уехал на гастроли в Польшу, то я договорилась с игуменьей Евдокией некоторое время пожить у них – надо было понаблюдать, как сестры разговаривают, как они ходят, как носят одежду; надо было пропитаться духом монастырской жизни, чтобы понять мою героиню, и матушки-инокини очень помогли мне войти в этот образ. Помогли и воспоминания моего светлого детства – я ведь выросла в Полоцке, где служил мой отец и где сорок лет назад в народном театре началась моя актерская карьера. Помню, еще девочкой вместе с папой я впервые посетила Спасо-Евфросиниевский монастырь, который пребывал тогда в запустении. Отец был политработником, но очень интересно рассказывал об истории Православной церкви и того места, где мы находились. Тогда я впервые стала задумываться о людях, которые жили здесь до нас — как они выглядели, что их заботило, о чем они мечтали. Моя школа стояла недалеко от Софийского собора и мне было легко представить, как девочка Предслава тоже карабкалась по этим кручам над рекой, и кто-то добрый и взрослый рассказывал ей о истории Полоцкой земли, ее святых и заступниках. После посещения монастыря пришло ощущение уверенности и покоя, словно у меня появилась защитница, и на сегодняшний день мне не стыдно за эту роль ни перед верующими, ни перед памятью самой преподобной. Наверное, это тот самый случай, когда ты работаешь над образом, а образ меняет тебя… Думаю, что в работе мне помогло и то, что я человек верующий – правда, не на показ.

— Наш спектакль идет без антрактов полтора часа, — продолжает Татьяна Владимировна. – За это время перед зрителями проходит тридцать недель строительства Спасо-Преображенского храма, на фоне которого проживают свои мгновения жизни как исторические персонажи, так и безвестные горожане; разгорается война, и Евфросиния пытается ее остановить. В общем, идет строительство, и решаются проблемы, которые не являются легкими. Но суеты нет, и преподобная мудро разбирается в них. У этой женщины была данная Богом целеустремленность – она собирала вокруг себя талантливых людей и совершала поступки, нужные для народа. Она была в хорошем смысле этого слова одержимой – и в вере, и в деле. Думаю, что у нее был дар предвидения, и она сразу видела, на что годится тот или иной человек. Сыграть ее было немыслимо – я просто не смела войти в этот образ, и тогда нашла другой ход — как бы проходила с ней рядом и рассказывала об этом пути, только предполагая, как бы это сделала она…

Спектакль принимали хорошо, хотя зрители были разного возраста и с разным уровнем восприятия; но, по крайней мере, никто не уходил из зала. Прошел он всего три раза, и я слышала много хороших отзывов о нем у молодежи даже у сестер монастыря. И это радует – значит, наша работа была не напрасной.

Владимир Костюкевич

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924