Возрождение святыни1 min read

Пластины

Пластины

Мысль о возрождении Креста Евфросинии Полоцкой не могла не волновать умы и чувства самых разных людей на Белой Руси. Не удивительно, что инициатором этого дела стала церковь, которая взяла на себя частичное финансирование проекта. Научным руководителем был утвержден доктор исторических наук, признанный специалист по истории Полоцкого княжества Георгий Штыхов.

Честь восстановления святыни была предложена известному брестскому мастеру – ювелиру Миколе Кузьмичу, а консультантами у него согласились быть сотрудники Академии наук России – доктора исторических наук Леонид Алексеев и Татьяна Макарова. Но прежде чем художник на долгие месяцы затворился в своей мастерской и перешел к работе над материалом, у него было полтора года предварительных поисков и множество встреч со специалистами.

Скрупулезно изучались памятники декоративного искусства из собраний Оружейной палаты – в частности, рязанские княжеские бармы 12-го века. В музее исторических ценностей Петербурга мастер ознакомился со стеклянными негативами снимков Креста, сделанных в 1896 году, с которых были отпечатаны фотографии, идентичные реликвии. Утерянные либо поврежденные эмалевые изображения с Креста святой Евфросинии воссоздавались по классическим образцам византийского и древнеславянского искусства в строгом соответствии

Были сделаны сотни многократных фотоувеличений всех поверхностей Креста, деталей фигур святых, орнаментов и надписей. Каждая маленькая пластина была нарисована и раскрашена; к ней были подобраны аналоги. Поскольку сохранилось более 300 древнерусских вещей с перегородчатой эмалью, обсуждались буквально все детали – какой будет гиматий (плащ) у Христа, как должна выглядеть благословляющая рука святого. Только тогда мастер сделал в цвете рабочие рисунки-реконструкции, которые были одобрены специалистами и после уменьшения до размеров реального Креста приступил к непосредственной работе.

Все рецепты эмалей, при их бесконечном множестве, являются вариантами свинцово-калиевого стекла. Стеклянная масса измельчается в специальных ступках в порошок, который служит эмальеру сырьем. В изготовлении перегородчатой эмали в те времена на восточнославянских землях использовались так называемые глухие, так и просвечивающие (опаловые) сплавы. Одежды на изображениях делались из эмалей первого типа, а лица, руки и другие детали – из опаловых.

Древние ювелиры работали с золотом 70 – 80-й пробы. После соответствующих манипуляций с матрицей, на которой штамповался основной контур рисунка, изображение переносилось на тонкую золотую пластину. На ней осторожно продавливалось углубление, в результате чего предназначенный для заполнения эмалью рисунок оказывался как бы в лотке глубиной 1 — 1,5 миллиметра. Затем мастер заготавливал тончайшие (в десятые и сотые доли миллиметра) полоски и с помощью пинцета и клея выкладывал перегородки, создающие ячейки для эмали. В отличие от западноевропейских, наши средневековые мастера пользовались только чистыми тонами. Ювелир для каждого цвета должен был создать отдельную, полностью изолированную ячейку из золотых перегородок. Если художник изображал человеческое лицо, то, к примеру, делалась маленькая ячейка для глаза, а в середине ее – еще меньшая для зрачка. При этом само лицо могло иметь в диаметре всего три миллиметра!

Наклеив детали рисунка, мастер засыпал в ячейки припой и ставил золотую пластину на жаровню, чтобы закрепить перегородки. Когда золотая основа была готова, каждая ячейка заполнялась эмалевым порошком определенного цвета. После плавления эмалевой массы поверхность пластины шлифовалась до тех пор, пока эмаль и перегородки не превращались в сплошную гладкую поверхность.

Современному наследнику древних ювелиров приходилось работать буквально вслепую, путем проб и ошибок, надеясь не только на свои знания, но и на Божью помощь. Часто были случаи, когда найти выход помогали только молитвы. К примеру, в один из самых сложных периодов, когда вся работа шла в брак, его однажды во сне озарила мысль, как найти элементарное решение. И того, что не могли добиться русские мастера при дворе митрополита Алексия в четырнадцатом веке, смог добиться наш современник. Преодолеть сомнения, выбраться из тупика художнику помогало внимание владыки Филарета; неброским, но чрезвычайно ощутимым было участие представителей Комитета госбезопасности, которые выполняли оперативную и охранную функции. На воссоздание Креста действительно требовались большие материальные ценности – золото, серебро, около пятисот сотен жемчужин диаметром 4 – 5 миллиметров, драгоценные камни…

Когда Крест был уже почти готов, художник предложил митрополиту Филарету повторить те пластины, которые считал не совсем удачными. Однако владыка дал мудрый совет оставить реликвию без «художественного редактирования», дабы сохранить для истории не только результат, но и вещественное воплощение процесса возрождения святыни. Подводя итог пятилетней работы мастера доктор исторических наук Леонид Алексеев не мог скрыть своего волнения: «Восстановление Полоцкого Креста – явление поразительное! Ведь это – древняя византийская техника, абсолютно утраченная во всем мире. И вот сегодня здесь, в Белоруссии, эта техника восстановлена! У нас родился новый Лазарь Богша!» И он был недалек от истины.

Созданный мастером Крест — не копия, не реконструкция и не муляж. Все сакральные атрибуты в нем те же, что и у его предшественника : кипарисовое дерево не только доставлено из Иерусалима, но и освящено на Гробе Господнем. В Кресте находятся и капли крови Иисуса, и частица животворного Креста Господня, и частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, и кровь святого Димитрия. Новый Крест также освящен по всем церковным канонам.

Труд мастера получил высокую оценку государства – Микола Кузьмич был назван в Беларуси «Человеком года» и удостоен премии «За духовное возрождение». А сама воссозданная святыня 6 декабря лета от Рождества Христова 1997-го вернулась на место, определенное ей некогда преподобной игуменьей. Вместе с тем возрождение Креста никоим образом не лишает актуальности проблему дальнейших поисков и возвращения белорусскому народу святыни двенадцатого века, которая помнит руки и молитвы Евфросинии, под руководством и благословением которой она создавалась.

Подготовил В. Костюкевич

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924