О молитве Господней1 min read

Спас Нерукотворный (ХII век)

Спас Нерукотворный (ХII век)

Христос оставил людям только одну молитву, которая поэтому называется обычно Молитвой Господней. Когда ученики Его сказали Ему: «Научи нас молиться» (Лук.11:1), Он в ответ дал им следующую молитву: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки веков, аминь» (Матф.6:9-13).

Эта молитва Господня безостановочно повторяется вот уже почти две тысячи лет. Нет часа, буквально нет минуты, чтобы в какой-либо точке земного шара люди не произносили ее, не повторяли те самые слова, которые когда-то произнес сам Христос. И нет поэтому лучшего пути к уразумению самой сущности христианской веры и христианской жизни, как эта такая короткая и, по внешности, такая простая молитва. Но, по-видимому, не такая уж простая на глубине, если не раз просили меня объяснить ее. Я начну это объяснение с того, что скажу, прежде всего, о неисчерпаемости ее смысла, о невозможности дать ей одно окончательное и исчерпывающее объяснение.

Как и Евангелие, молитва «Отче наш» всегда обращена к каждому из нас по-новому. И обращена так, что кажется только для каждого из нас, для меня, для моих нужд, для моих вопросов и для моих исканий составлена. И, одновременно, она вечна и неизменна в своей сущности, и всегда зовет нас к главному, последнему, высшему.

Чтобы услышать молитву Господню и войти в нее, нужно прежде всего преодолеть в себе ту внутреннюю рассеянность, ту раздробленность внимания, ту духовную расхлябанность, которой мы почти всегда живем. Пожалуй, самое страшное в нас – это то, что мы всегда как бы прячемся от всего слишком высокого и духовно значительного. Мы как бы подсознательно выбираем быть мелкими и поверхностными, ибо так легче жить. Помните, у Толстого в «Анне Карениной» образ Свияжского, который как будто все понимал и мог рассуждать обо всем, но как только разговор доходил до главного, до заветных вопросов о последнем смысле и цели жизни, что-то в нем закрывалось, и за эту заключительную черту он уже никого не пропускал. Это подмечено Толстым с гениальной верностью. Действительно, так много внутренних усилий в нас направлено именно на то, чтобы заглушить внутренний голос, зовущий к встрече лицом к лицу с главным. Так вот, необходимо хотя бы самое минимальное усилие, чтобы войти в тот лад, в тот строй, в то устроение души и духа, в которых эта молитва всех молитв не только начинает как бы звучать для нас, но и открывается во всем глубочайшем значении и становится насущной потребностью, пищей и питьем для души.

Так вот, соберемся, как хорошо говорят, с духом, и начнем. Начнем с обращения, с этого торжественного и короткого, одновременно и призыва и утверждения: «Отче наш». Первое же открывает Христос тем, кто просит научить их молиться, первое, что оставляет Он им как некий бесценный дар и утешение, и радость, и вдохновение – это эта возможность Бога назвать Отцом, узнать Его как Отца. Чего только не думал человек о Боге, каких только теорий ни создавал! Он называл Его Абсолют, Первопричина, Господь, Вседержитель, Творец, Мздовоздаятель, Верховное Существо и так дальше, и так дальше, и так дальше. И в каждой из этих теорий, в каждом из этих определений есть, конечно, и доля истины, и подлинный опыт, и глубина созерцания. Но вот, это одно слово «Отец» и прибавленное к нему «наш» включает в себя все это, но одновременно раскрывает все это как близость, как любовь, как единственную, неповторимую и радостную связь. «Отче наш». Тут уже и знание о любви, и ответ на любовь. Здесь уже опыт близости и радость этого опыта, здесь вера делается доверием, зависимость претворяется в свободу, близость раскрывается как радость. Это уже не домыслы о Боге – это знание Бога, это общение с Ним в любви, единство и доверие. Это уже начало знания вечности, ибо сам Христос сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя…» (Иоан.17:3). Это обращение, следовательно, – не только начало, но действительно и основа всей молитвы, то, что делает все другие прошения возможными, наполняет их смыслом.

Христианство есть некая в самом глубоком и первичном смысле этого слова религия отцовства. И это значит, что она основана не на домыслах разума и не на доказательствах философии, а на опыте любви, которую мы ощущаем изливающейся на нашу жизнь, и на опыте любви личной.

Все это сказано, все это заключено, все это живет в начальном обращении Молитвы Господней «Отче наш». И сказав это, мы прибавляем: «иже на небесех» (который на небе). И этим самым вся молитва, а в молитве и вся наша жизнь, поднята ввысь, обращена к верху, ибо Небо – это, конечно, то вертикальное измерение жизни, та обращенность человека к горнему и духовному, которую так страстно ненавидят, над которым так плоско издеваются все сторонники сведения человека к одному животному и материальному. Это не физическое или астрономическое небо, как стараются всегда доказать казенные пропагандисты безбожия – это Небо как высший полюс человеческой жизни. Отец, сущий на Небе – это вера человека в распростертую над миром и весь мир пронизывающую Божественную любовь, и это вера в мир как отражение, отсвет, отблеск этой любви. Это вера в Небо как конечное призвание славы и достоинства человека, как его вечный дом. Так, радостным утверждением всего этого, радостным призывом ко всему этому начинается молитва, которую сам Христос оставил нам как выражение нашего Богосыновства: «Отче наш, иже еси на небесех».

Протоиерей Александр Шмеман

Русская неделя

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924