Призри на смирение!1 min read

16/29 сентября — празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение»

Икона

Икона

Икона «Призри на смирение» была явлена в 1420 году на Каменном озере в Псковской области во время «морового поветрия» – голода. В Псковской летописи запечатлено: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородицы, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии». Икона была перенесена в Псков, в соборный Троицкий храм, в память о чём и было установлено празднование 16/29 сентября.


До наших дней древний чудотворный образ не дошёл. Но сегодня одна из самых почитаемых святынь Украины и России – это чудотворный список с иконы «Призри на смирение», хранящийся в Киевском Введенском монастыре. Паломника, приходящего во Введенскую обитель, в первую очередь поражает то, что чудотворный список состоит из двух частей: самой иконы и стекла, прежде закрывавшего её, а теперь стоящего отдельно и окружённого молящимися людьми. На стекле написана точно такая же икона, что и на холсте, только не красками, а словно бы молоком или изморозью. Писала по стеклу не человеческая рука. Образ этот – нерукотворенный.

О том, как произошло чудо отображения иконы «Призри на смирение» на стекле, рассказывает настоятель Введенского монастыря, архимандрит Дамиан (Давыдов):

— Произошло это в 1993 году. Мы увидели на стекле иконы налет какой-то, будто изморозь, и посчитали, что образ нуждается в реставрации. 1 августа пришел реставратор, мы сняли с образа стекло и… увидели, что у нас уже две иконы, которые – ни одна, ни другая – не нуждаются в реставрации. Весть об этом очень быстро разлетелась среди верующих, люди стали приходить, чтобы увидеть чудо, начались исцеления. Обо всем этом мы доложили в Синод и в разные службы. Эти службы пытались уличить нас в афере – считали, что мы сами нанесли на стекло изображение. Сюда были призваны сотрудники из криминальной службы, из института химии, реставраторы, проводились различные исследования. В итоге состоялся круглый стол, на котором специалистами было признано, что изображение на стекле – нерукотворное, и механизм его появления объяснить очень трудно.

Бывали такие случаи, когда в музеях из-за неправильного хранения холст отпечатывался на прилегавшем к нему стекле. Когда его пытались оторвать от этого стекла, холст пропадал. В нашем случае стекло не соприкасалось с холстом, но получилось две иконы, ни одна из которых не пострадала.

В 1995 году после двухлетних исследований Синод Украинской Православной Церкви признал нашу икону чудотворной. Празднование в честь иконы «Призри на смирение» совершается 29 сентября по новому стилю. Есть в монастыре и еще один, внутренний праздник – 1 августа, когда мы вспоминаем явление образа на стекле. Для нас это, конечно, особый знак милости Божией Матери к нам, к нашей стране. Это чудо Божия Матерь явила в очень сложное время, когда нашу Церковь терзал раскол, который продолжается и сейчас. Она показала нам тот путь, на котором нужно было остаться, не принимая ничего нового.

– Можете ли Вы предположить, почему чудо произошло с иконой с именно таким названием – «Призри на смирение»?

— Было очень много споров по поводу того, почему так называется эта икона. Многие разделяют мнение о том, что имеются в виду слова Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея». Другая часть церковных и светских ученых говорит, что, если посмотреть на сюжет иконы, то Спаситель, держа Божию Матерь за ланиту, поворачивает Ее лик к тем, кто обращается к Ней с молитвой. Спаситель как бы говорит: «Призри на смирение тех, которые обращаются к Тебе с молитвой, которые так просят Твоего заступления. А Я уже после Твоих молитв окажу им ту милость, о которой они просят».

Может быть, действительно была избрана именно эта икона, потому что Господь призрел на смирение тех людей, которые во время раскола приходили в храм в очень странном, неясном состоянии. Людям нужен был особый знак, чтобы как-то определиться, найти свое место. Ведь после семидесятилетнего Вавилонского плена нашей страны мало кто прислушивается к слову духовенства. Вот Божия Матерь и не замедлила призреть на смирение тех, кто взывал к ней в то время, наверное, день и ночь, и явила такое чудо.

– А как раскольники-филаретовцы относятся к этому чуду?

— Все признают это чудо, все приходят к иконе, все молятся. У нас же нет отличительных знаков на одежде – раскольник ты или не раскольник. Приходят люди разных вероисповеданий, разных направлений. Сестры католических монастырей часто молятся перед иконой. Много паломников приезжает – из Грузии, Германии, французская делегация как-то была, монахиня из Австралии приезжала поклониться чуду. Даже знаменитая французская певица Мирей Матье, когда пребывала в Киеве с гастролями, приехала к иконе со своей мамой. Не знаю, откуда она узнала об этом образе. Приехала как рядовая прихожанка и привезла к иконе большой букет роз.

– Я слышала, что чудотворная икона и сама очень много путешествует по разным епархиям. Как возникла эта традиция, и где уже успел побывать образ?

— Впервые икона совершила путешествие в девяносто шестом году, когда в Запорожье проходила первая международная мирная конференция, на которой было очень много представителей разных епархий и Церквей. Божия Матерь была приглашена на конференцию, грубо говоря, как делегат, и отправилась туда воздухом. Когда мы – икона, Его Блаженство митрополит Владимир, сопровождающие особы – прибыли в аэропорт, была очень сильная метель – и здесь, и в Запорожье. Самолет не поднимали, а времени на то, чтобы добираться другим способом, уже не было. Пилот пришел к Блаженнейшему и спросил: «Что будем делать?» Владыка ответил: «Будем лететь, потому что с нами Пречистая». И мы поднялись в воздух совершенно спокойно, и приземлились в Запорожье.

А через несколько дней к нам пришли работники аэропорта и рассказали такое чудо. Когда самолет с иконой был в воздухе, то все приборы показывали, что вокруг него бушует стихия, а сам самолет спокойно летит к своей цели словно бы в каком-то коридоре. Этим коридором решили воспользоваться и подняли в воздух рейсовый самолет «Киев-Запорожье». Но ничего не получилось. За нашим самолетом коридор закрывался, и другой самолет вынуждены были посадить в Днепропетровске.

С тех пор икона Божией Матери очень часто совершает путешествия. У нас ведь теперь очень сложное экономическое положение в стране, и далеко не все могут отправиться в паломничество к чудотворному образу. Приходится идти навстречу верующим – нам легче нанять автобус, привезти икону на место, чтобы там люди смогли соприкоснуться со святыней. Икона побывала в большинстве епархий Украины, была в Приднестровье, Молдавии, Белоруссии, Грузии, проехала очень много епархий России. Была, в частности, в Москве, по приглашению Данилова монастыря, находилась в Петербурге. Так что география перемещения Пречистой Девы очень, очень велика…

– Наверное, такие паломничества иконы очень объединяют людей?

— Конечно! Когда икона была в Грузии, грузинские женщины – везде, куда бы ни перемещался образ – были возле него. Они благодарили Божию Матерь за то, что смена власти произошла у них мирно, без капли крови. Встречаясь с чудотворной иконой, каждый находит в этой встрече что-то свое. Священное Писание учит, что все мы – индивидуумы, и Христос пришел на землю для каждого из нас. Вот и Пречистая Дева приходит в то или иное место для каждого в отдельности.
Помню, в Кировограде было очень много исцелений. Одна женщина пришла к иконе и не могла креститься – у нее было что-то с правой рукой, она висела, и креститься можно было только левой. Она раз приложилась утром к иконе, а потом целый день стояла за колонной, даже не возле образа, и молилась Божией Матери. И когда вечером эта женщина уходила домой, то совершенно спокойно могла креститься правой рукой.

Когда икона приезжает куда-либо или уезжает оттуда, некоторое расстояние ее несут крестным ходом. И вот в Овруче ее предложили понести мужчине, у которого была парализована рука. Сначала он сказал, что не сможет, но потом все-таки решился. Ему положили носилки на плечо, а затем он взялся за них парализованной рукой и донес икону до самого конца, получив при этом полное исцеление от своего недуга.

– А насельники монастыря ощущают помощь Божией Матери?

— Мы, конечно, живем под благодатным покровом, рядом с Пречистой. Несколько лет назад даже такой случай был. В Киеве объявили штормовое предупреждение. Всех отпустили раньше с работы, на вечерних службах не было почти ни одного человека – все как-то очень испугались. Мы вынули чудотворную икону из киота, обошли с ней вокруг монастыря, совершили перед образом канон, который читаем каждый день, и… ничего не было. Стихия бушевала неподалеку, а в Киеве даже ветра не было.

– Отец Дамиан, мне еще приходилось слышать о том, что к вам в монастырь часто привозят иконы Божией Матери из других епархий.

— Когда-то в одной книге я прочитал мнение, которое мне очень понравилось: что любая чудотворная или чтимая икона – это памятник милости Божией, памятник особого благоволения Божией Матери к тому или иному месту. И чтобы люди увидели, как велики милость Божия к нашему народу и предстательство Божией Матери за нас, мы и приглашаем к себе разные иконы. У нас побывали все чудотворные иконы Украины – и плачущая Боянская, и Черниговская икона Божией Матери, и копия Толгской иконы из Нежина… Только что уехала «Геронтисса» из Одесского Иверского монастыря, Иверская икона была, чудотворная Касперовская из Одессы, из Красногорского монастыря привозили Дубенскую икону. Многие, многие иконы были у нас, сразу все и не вспомнишь. Средства, которые собираются во время пребывания икон у нас, очень помогают тем храмам, в которых они хранятся – ведь святыни часто находятся не в больших городах, а на периферии, в каких-то селах, а там приходам живется очень трудно.
Мы, понимая, что находимся под высоким покровом Божией Матери, стараемся ублажать Ее во всех Ее иконах. Когда к нам приезжает какой-нибудь образ, перед ним всегда совершается полиелейное богослужение, а каждый вторник – акафист с водосвятным молебном.
Нам хотелось бы, чтобы многие иконы из России и Грузии побывали у нас: и «Милостивая» из Зачатьевского монастыря в Москве, и «Неупиваемая Чаша» из Серпухова, и Иверская икона из грузинского Бодбийского монастыря. Это знаменитая икона-исповедница, которая претерпела много мук: даже лик Божией Матери порезали, и все это – уже в наше время. Но из-за таможенного положения, из-за страшного нынешнего разделения эти иконы пока к нам приехать не могут. И хотя наш образ – мы все для этого делаем – проезжает на территорию России и возвращается обратно, российские иконы сюда не решаются привозить.

– Отец Дамиан, есть ли в вашем монастыре условия для приема паломников?

— Нет, у нас таких условий нет, и это всегда очень прискорбно. Мы можем предоставить ночлег в самом храме, но только в день празднования иконы, день храмового праздника и в то время, когда совершается наш традиционный крестный ход. Ведь нам передали только два маленьких домика, а остальные монастырские здания еще находятся в руках светских организаций. Обычно паломники размещаются в Лавре или в Покровском монастыре.

– Много паломников собирается на ваши праздники?

— Да, особенно в день празднования в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение». Количественно даже трудно представить себе, сколько собирается народа – храм забит, все коридоры тоже, вокруг церкви люди стоят…

А еще у нас каждый год, начиная с 2001-го, совершается крестный ход с чудотворной иконой. Мы пешим ходом торжественно переносим ее в наш скит, который находится в пригороде Киева, в селе Томашовка. Расстояние в пятьдесят восемь километров преодолеваем за один световой день. Крестный ход совершается 13 июля, и до 18 числа икона пребывает в скиту. 15 июля мы празднуем Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне – событие, в честь которого освящен наш скит. В этот день у нас всегда служит владыка, съезжается много духовенства и богомольцев. 18 июля мы отмечаем память великой княгини Елисаветы Феодоровны, во имя которой в скиту освящен домовой храм. В этот же день мы торжественно провожаем икону в Киев. Обратный путь она совершает уже на машине.

+ + +

13 июля 2005 года мне довелось принимать участие в крестном ходе с чудотворной иконой «Призри на смирение». На другой день, уже в Ризоположенском скиту, отец Дамиан продолжил рассказ об иконе и поделился своими мыслями о духовном смысле крестного хода.

— На крестный ход можно смотреть как на дорогой камень – чем больше граней, тем он выше ценится. Нельзя сказать, что его духовный смысл заключается в чем-то одном. Вот, например, самый первый крестный ход совершил Господь наш Иисус Христос – Он поднялся на Голгофу и спас этим все человечество. Это был плод Его крестного хода. Второй ход совершили жены-мироносицы – и они узнали о Воскресении Христа. Если взять Ветхий Завет, то несение ковчега тоже было великим ходом, участники которого достигли земли обетованной. Много таких примеров… А что касается нашего крестного хода и таких, как наш – Черновицкого, Винницкого, Почаевского, Курского – то я думаю, они очень сильно нас объединяют, дают силу во времена страшного разделения.

Вы видели вчера – весь крестный ход люди шли, молились, пели, обращались к Божией Матери. Была ли у нас всех в целом какая-то общая идея или не было – теперь трудно ответить на этот вопрос, никто и не сказал бы сейчас. Но в частности каждый шел и имел к Божией Матери какое-то свое прошение, свою нужду. И я думаю, что, совершая такой труд, мы следовали словам Христа о том, что Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его.

Люди совершали этот подвиг в надежде на то, что Божия Матерь будет милостива к каждому из нас, и самое главное – что Она будет милостива к нашему народу, который все века, начиная с Крещения Руси, когда наша страна стала уделом Богородицы, обращался к Ней с молитвой. Теперь мы, внуки и правнуки наших великих предков, должны стараться, чтобы Она опять повернулась к нам, опять была к нам милостива, слышала наши мольбы, исполняла наши прошения.

А если посмотреть с другой стороны, новую грань рассмотреть у камешка, то, «если двое и трое во имя Мое, то Я с ними». А вчера длина крестного хода была настолько велика, что, когда совершалось пение в одной его половине, оно совсем не было слышно в другой. Весь ход зримо разделился на три части, и в каждой звучало свое моление. Не двое или трое, а более пятисот человек взывали к Божией Матери, даже и молча – они шли в Ее честь, и это уже была определенная молитва: «Божия Матерь, будь милостива к нашему народу, пусть Православие победит на нашей земле, и пусть мы будем православными, не будем колебаться!» Ведь в девяносто третьем году, во время страшного раскола, Божия Матерь явила Свое чудо, отобразилась на стекле, даровала нам маяк… Дай Бог, чтобы мы не сворачивали, и Она всегда светила на нашем пути.

Ольга Надпорожская
ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924