Религия продаж, или сыграем в шахматы с индийским махараджей1 min read

Как меня хотели сделать счастливой

Сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг

Я не хотела, они сами пришли. Точнее, не пришли, а пригласили — давняя коллега — подружка, с которой не виделись сто лет. Куснул некстати «червячок»: с недавних пор пор про упоминании имени подружки, назовём её Юля, общие знакомые как-то кисло морщились и предупреждали: «Будет в гости звать — не ходи. У неё там бизнес». Ну, не в бордель же и не на органы продаёт гостей наша Юлька, отмахнулась я от «червячка». И пошла.

Время оказалось сильно ограниченным. Юля ждала человека, который должен был подписать какие — то бумаги и стать полноправным участником бизнеса.

— Юлька, так что ты продаёшь? — спросила я.

— Я ничего не продаю, у меня — бизнес! — с гордостью ответила она.

Дальше была лекция на тему «как часто ты покупаешь моющие средства и сколько на этом зарабатываешь, и не желаешь ли вместе с богатством обрести счастье?». Юля рисовала на бумажке кружочки, соединяла их в ветвистое «дерево», споро писала ряды цифр и доказывала, что при минимальном приложении сил (бизнес для ленивых!) и времени на полноправного «независимого предпринимателя» льётся денежный дождик.

— Так это сетевой маркетинг?

— Ну что ты, это не сетевой маркетинг, это бизнес! Ты что, можешь представить, как Я бегаю с сумкой по домам и впариваю людям ерунду? — с сильным нажимом на личное местоимение возмутилась Юля.

— В том — то и дело что не могу. Но что это?

«Это» оказалось продукцией фирмы «Амвэй». Ой, нет, конечно, не продукцией — Юлька же не коробейник. «Это» оказалось уникальной возможностью стать независимым предпринимателем, создать свой бизнес, изменить стиль жизни, познакомиться с обалденно харизматичными людьми, обрести душевное равновесие, материальное благополучие и обеспечить своих потомков на несколько поколений вперёд. Впрочем, и продать пару — тройку наименований чудодейственных товаров Юля была не прочь. Но вначале предложила мне их попробовать — вдруг не понравится?

Уходила я с крохотным тюбиком зубной пасты («Дома зубы пару раз почистишь, а потом вернёшь! Только на всю щётку, как привыкла, пасту не выдавливай, она очень концентрированная. Хватит 1 — 2 миллиметров!»), глянцевым журналом с откровениями успешных НПА (независимых предпринимателей «Амвэй») и диском с аналогичной информацией, но в формате аудио, уступив место симпатичному парню в костюме.

Зубы я почистила (нормальная паста, освежает, врать не буду), журнал пролистала до середины — ну не моё чтиво — хоть убейте! На диск, как на амбразуру, бросился любимый компьютер, резко сглючившись в самом начале. Так что историю о мужике, который благодаря «Амвэю» купил себе жёлтый самолёт я так и не узнала в подробностях. Говорят, сказка романтичная и слезоточивая.

Юля пришла за своими средствами производства через пару дней. Опять рисовала кружочки. «Не хочу, не буду!» — визжала я, как капризное мультяшное дитя. Тогда она переключилась на моего мужа. «Ну бизнес как бизнес, — резюмировал супруг. — Только я бы делал это совершенно иначе, тут нужен другой подход». «Ни в коем случае! Действовать надо строго по схеме, иначе успеха не добьёшься!» — осадила его Юлька и тем самым навеки потеряла возможность получить в стройные ряды «Амвэя» новенького НПА. Ещё одного потенциального рекрута Юля усмотрела в моей дочке. Из уважения к старшим дочь сходила на какое — то собрание. «Мам, они странно себя ведут, — недоумевало дитя. — Как будто сектанты…»

На этом тема «Амвэя» в моей жизни привяла, но, как оказалось, не навсегда. На день рождения Юля подарила мне билет на семинар, который проходил в Смоленске. Мероприятие выпало на воскресенье. Пришлось ехать.

— Какие люди, нет, ну ты чувствуешь, какие люди?! — восторженно шептала Юлька, когда на сцену поднимался очередной господин или дама с блестящим значком на лацкане. Люди были как люди. Ноги две, голова одна. Люди рассказывали о своих успехах. Люди уверяли, что каждый может повторить их путь. Люди явно ловили кайф от выступления перед толпой неофитов. Люди были артистичны, особенно одна супружеская пара.

Главу семьи представили как отставного генерала, а ныне крупного чиновника в правительстве Москвы. Колоритная личность! Правда, нигде не оказалось микрофона, чтобы задать успешным людям вопросы. Вариант «записка из зала» тоже не прошёл. «Это не принято. Все вопросы надо задавать своему «спонсору», то есть человеку, который привёл тебя в бизнес», — объяснила Юлька. «Но мне интересно мнение вот этого конкретного человека!» «Ерунда, спонсор всё может объяснить», — заверяла она. Вряд ли… Я, например, хотела спросить господина генерала, использовал ли он при построении амвэевской пирамиды административный ресурс. И если нет, как удержался от соблазна. Зуб даю, никто из сидящих в зале «спонсоров» ответа на этот вопрос не знал. Дома я, логически рассудив, что чиновник такого масштаба должен оставить свой след не только в «Амвэй», но и в интернете, попыталась найти информацию о генерале К. Единственный тезоименный генерал, да ещё имеющий отношение к московскому правительству, скончался в 1906 году. Наверное, плохо искала. Но вернёмся к нашим независимым предпринимателям. Они внимательно слушали, вставали — садились, восторженно аплодировали, небольшими группками по вызову ведущего поднимались на сцену и сами благодарно принимали аплодисменты. Многие старательно конспектировали… жизненные истории выступающих. Где — то я это видела… Причём неоднократно… «Ну а когда учить начнут? Семинар — это же передача знаний!» — недоумевала я. «Вторая часть — обучающая», — объяснила Юля. Обучающая часть мало чем отличалась от «признаний» (так называлось то, что происходило вначале). Выступала всего одна дама, также рассказывала о «сбыче мечт», рисовала кружочки, показала несколько слайдов. На этом семинаре не учили ни-че-му! Только хотеть и стремиться. Информационная составляющая — ноль. Ну, может быть, полпроцента. Зато мотивационная — выше крыши.

К концу «семинара» я точно знала, что именно это мне напоминает. Это было собрание, построенное по тому же сценарию, что и, скажем, у свидетелей Иеговы, последователей системы Порфирия Иванова, анонимных алкоголиков, в конце концов. «Признания», то бишь «свидетельства», сводились к одному — жизнь делится на два периода, до «Амвэя» и после, причём второй куда счастливее. Особенно умилили «генерал» с «генеральшей», назвав всех, с кем общались до прихода в бизнес и кто не пошёл за ними в «Амвэй», «так называемыми друзьями»…

Как это работает

Фирма «Амвэй» существует с 1959 года. Стать её дистрибьютором, или так называемым НПА, может любой совершеннолетний гражданин. Для этого необходимо, во-первых, самому стать стопроцентным потребителем амвэевской продукции. Объяснение, на первый взгляд, логичное — как ты будешь предлагать людям то, чем не пользуешься сам? Продукцию (чистящие средства, стиральные порошки, зубную пасту, витамины и прочее) необходимо не просто использовать, её нужно искренне возлюбить! И ведь любят. Некоторые даже искренне обижаются на членов семьи, которые смеют использовать «вражеский», не амвэевский, стиральный порошок, крем для бритья или дезодорант. Секрет фокуса в том, что независимым предпринимателем тебя может сделать только другой независимый предприниматель. Прямо как у вампиров — укус, и ты уже по ту сторону… За приобретение продукции (якобы со скидкой, но на самом деле всего лишь без 30 — процентной торговой наценки), за привлечение новых НПА, за активность привлечённых амвэевцу начисляется определённое количество баллов. По итогам месяца баллы превращаются в скидки либо в деньги — в зависимости от их количества. НПА утверждают, что все они люди — братья, но на самом деле у них жёсткая и сложная система иерархии. Непосвящённому во всех этих спонсорах — менторах — сколькотопроцентниках — изумрудах — бриллиантах и прочих «драгметаллах» легко запутаться. Посвящённые ориентируются. Их первый ориентир — 21 — процентный НПА. Это человек, в группе которого на нижестоящих уровнях находится 200 — 300 человек. Его ежемесячный доход — порядка тысячи долларов. Далее идёт нечто запредельное, вроде различных вариаций «бриллиантов» (порядка 150 тысяч долларов в месяц). Чтобы быть успешным, независимый предприниматель должен регулярно проводить встречи — презентации (в собственной квартире либо в гостях у предполагаемого неофита), ежедневно слушать аудиозаписи откровений более успешных НПА, ежедневно читать соответствующую литературу, еженедельно посещать собрания в своём городе, раз в один — два месяца участвовать в региональных семинарах, изыскивать возможность бывать на масштабных мероприятиях (проводятся, как правило, в Санкт — Петербурге или Москве и весьма не дёшевы). Инициатива приветствуется только в плане привлечения новых НПА, стратегию и тактику нужно копировать слепо и без рассуждений. «Амвэй» можно сделать своим основным бизнесом, можно заниматься им в свободное от работы время. Теоретически успеха может добиться каждый. На практике — один-два человека из сотни новобранцев.

В сине море закинул он невод…

Забавно но амвэевцы обижаются, если их называешь «сетевиками» или участниками «пирамиды». Мол, сетевики — это такие, коробками навьюченные. А пирамида — это которые обманщики. А у нас всё честно и цивильно. Вразнос не торгуем (правда, под заказ можем и домой привезти пачку — другую чистящего средства), а главное, не обманываем, ибо каждый вышестоящий кровно (читай финансово) заинтересован в успехе нижестоящих вместе и каждого в отдельности. А потому будет старательно обучать его, подтягивать, помогать… На самый наивный вопрос, что же будет, когда закончатся люди, с уверенностью отвечают: «Не закончатся люди!» Во — первых, к «Амвэй» в качестве покупателей либо НПА имеют отношение всего 10 процентов населения (российская статистика). Во — вторых, люди — то имеют обыкновение рождаться. Кроме того, есть другие страны, куда бизнес ещё не добрался.

В это связи самым простым способом доказать, что «Амвэй» — всё же и сеть, и пирамида, где благополучие верхних строится на убытках, которые несут нижние, гораздо более многочисленные, мне кажется старая сказка об индийском махарадже и изобретателе шахмат. Когда махараджа предложил создателю очаровавшей его игры выбрать любую награду, тот попросил на одну клетку шахматной доски положить зёрнышко риса, на вторую — два зёрнышка, на третью — четыре и так далее. Махараджа посмеялся над глупостью изобретателя. А в итоге отдал ему весь рис из закромов своей многокрасочной родины и остался должен на многие годы вперёд. Шахматист потребовал всего лишь удвоения количества зёрнышек на каждом последующем уровне. Чтобы заработать деньги в сети, подобной «Амвэю», простого удвоения категорически не хватит. И уж, конечно же, этих «зёрнышек» не хватит на всех…

Может быть, поэтому другая сеть, интернетовская, пестрит откровениями бывших НПА, равно как и распространителей пресловутого «Гербалайфа», жертв финансовых пирамид типа МММ и «бизнес — игр» с заманчивыми названиями «Дилер» и «Бизнесмен». «Прошу поделиться контактами центров, специалисты которых смогли бы оказать квалифицированную помощь человеку, попавшему под влияние компании Amway и системы Network21», — взывает к интернет — сообществу некто Илья Усович. В сети работают клубы ненавидящих «Амвей», дискуссионные форумы, существует целый ряд сайтов, посвящённых этой проблеме. А некто Эрик Шайбеллер, более десяти лет вращавшийся в бизнесе и достигший определённого уровня, издал книгу, в которой подробно расписывает причины, по которым «компании сетевого маркетинга, такие как Amway, должны рассматриваться как мошеннические, а не как «представляющие возможности» для бизнеса». Вот только некоторые из «Десяти пунктов правды», сформулированных господином Шайбеллером:

1. Около 99 процентов всех тех, кто присоединился к Amway, никогда не получат прибыли.

4. Очень немногие товары компании Amway на самом деле покупаются потребителем. Люди которые покупают их, инвестируют таким образом в «деловую возможность».

5. В первый же год 50 процентов всех людей, присоединившихся к этой схеме, уходят.

7. Практические и рекламные семинары, книги и кассеты являются бизнесом, который держится в секрете верхушкой схемы. Покупка этих материалов не приводит к увеличению шансов на успех. Это только увеличивает убытки людей (по некоторым данным, НПА «бриллиантового» уровня получает за одно выступление 5000 долларов. Н.П.).

8. Люди, продающие книги и кассеты, не обязательно успешны в бизнесе компании Amway. Скорее всего они просто — напросто лишь делают свои основные деньги на продаже таких материалов. Их утверждения, что они успешны, а бизнес является «деловой возможностью», ложны.

Коммерческое сектантство?

Ассоциации с проповедью, как выяснилось, во время злосчастного семинара у меня возникли не случайно. Русская Православная Церковь внесла компанию «Амвэй» в число так называемых коммерческих культов. По многим признакам система распространения продукции и вербовки распространителей подходит под определение «культа» и «секты». Вот что сказано о подобных «коммерческих культах» на официальном сайте Информационного — консультационного центра священномученика Иринея Лионского:

«Практически в каждой тоталитарной секте присутствует мощная коммерческая подоплёка. Но есть секты, в которых нет собственно религиозного учения — учения о Боге и связи с Ним. Есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Такие секты религиоведы называют коммерческими культами. Типичные примеры подобных сект — «Гербалайф» или «Эм-Уэй» («Amway») и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга»… Все признаки секты здесь присутствуют: замкнутый круг, собственный язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, черно — белое восприятие действительности, чувство избранности и элитизм, чувство некоего спасительного знания, чувство миссии, которую они несут миру».

«Амвэй» защищается. На официальном сайте компании есть вполне официальное опровержение: мол, мы не секта, а «такие составляющие как философия, воодушевление, взаимоподдержка и общее мировоззрение не являются основанием для подобных заявлений». Позвольте, общее мировоззрение для всех, работающих в конторе, на заводе, в колхозе, в универсаме? Признавая необходимость общности мировоззрения для «своего рода микрокосма из 3,6 миллиона НПА во всём мире», «Амвэй» выдаёт себя с головой. И жонглирование терминами уже не имеет значения.

Наталья Партолина

«Витьбичи» №114 от 2 октября 2008г.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924