Не вино виновато1 min read

Со словом «вино»  у нас связаны вполне конкретные представления: ряды бутылок разнообразной формы,  хрустальные бокалы или граненые стаканы, здравицы и тосты. Не удивительно, что среди людей бытует  мнение, будто  выпивка — это  обычай, пришедший к нам из старины. Но так ли это?

Икона Божией Матери ''Неупиваемая Чаша''

Икона Божией Матери ''Неупиваемая Чаша''

В древности на Ближнем Востоке, в тех местах, откуда начала распространяться наша  Церковь две тысячи лет назад, вино занимало в жизни человека совсем  другое место по сравнению с современным миром. В жарком климате Средиземноморья виноград был одним из продуктов питания, а виноградный сок — наиболее распространенным напитком. «Вся Сирия, — говорится в одном землеописании  середины 4-го века, — изобилует хлебом, вином и маслом». Дорогое вино было предметом роскоши и знаком  принадлежности к высшему слою общества; порой оно служило своего рода конвертируемой валютой — натуральным платежным средством, имеющим длительный срок хранения. В древнем мире вино  не было принадлежностью только пиршеств и праздников, а являлось повседневным пищевым продуктом, зачастую упоминаясь вместе с хлебом.

Характерным для культуры винограда в Греции являлось наличие ценных сортов, обладавших способностью к высокому накоплению сахара в ягодах. Зная технологию выращивания лозы и имея  сорта того времени, сотрудникам  Молдавского научно-исследовательского института  садоводства, виноградарства и виноделия в 1966 году   удалось получить вина, совершенно идентичные древнегреческим. На дегустациях эти вина выделялись  ликерной консистенцией и высокими вкусовыми достоинствами.

В жизни римлян, как и греков, вино всегда занимало почетное место. Оно было на столе и у простолюдина, и у аристократа (разумеется, разного качества и в разных количествах). Обычный ранний завтрак римлянина — это хлеб, смоченный в вине.  В тот же время известно, что греки разбавляли вино водой, и этот напиток служил им вместо нашего чая; они считали позором пить неразбавленное вино и презирали пьяниц. Пьянство порицалось, а пьяницы высмеивались в эпиграммах, как некая греческая пьянчужка:

Я. Миритада, пила на священных пирах Диониса чашу за чашей вина, не разбавляя водой; я умерла. Но лежу не в земле, а огромная бочка, память веселых пиров, стала могилой моей…

В одной из книг Библии рассказывается, как  царь Соломон назначил «в пищу» дровосекам Хирама (кроме пшеницы, ячменя и оливкового масла)  800 тысяч литров. Этого количества с лихвой хватило бы на бригаду из тысячи человек в течении года работы при ежедневном употреблении двух литров на брата. (Кстати, и оливкового масла Соломон отправил столько же, и вина). Как бы то ни было, на производительность труда дровосеков такой рацион отрицательного влияния не имел, судя по тому, какой великолепный Храм они построили. А теперь представьте себе какой-либо нынешний трест, рабочие которого каждый день употребляют указанное количество вина. О том, в каком состоянии будут работники, можно не говорить — стройка встанет.

Так что хотя и «пили люди всегда», но пили по-разному, а пьянство извечно осуждалось. И Спаситель предостерегает:

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, чтобы страшный день смерти и суда Божия не постиг вас внезапно.

Бывает и так, что намучившись от пьянства, сам пьяница или  его родственники все негодование свое обращают на водку или на  вино. Но не лучше ли посмотреть на самого себя? Вино, равно как другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления — не только для укрепления здоровья, но и для доставления бодрости духу и веселия сердцу.

Церковь рассматривает пьянство и алкоголизм как порабощение бесами  воли, ума и чувств человека. Подобная беда случается с человеком не потому, что есть бесы, а потому, что человек по своей воле отошел от Бога, потворствует своим страстям и сам отдается во власть бесов. Подтверждением этого служат алкогольные психозы, когда больные обретают способность видеть демонов и слышать их голоса. Такие психозы всегда сопровождаются чувством страха и по своей сути являются добровольным сошествием души в ад. Хотя атеистическая психиатрия и отрицает мир духов, однако сама объяснить источник происхождения бреда и галлюцинаций не может.

Какие же виды духовной помощи может найти в Православной Церкви больной алкоголизмом? Прежде всего он должен искренне покаяться перед Богом на исповеди в грехе пьянства с твердым намерением больше не грешить и причаститься Святых Христовых Таинств. Он обязан носить постоянно, не снимая, нательный крест и осенять себя крестным знамением как можно чаще, читая молитву «Огради меня, Господи, силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани меня от всякого зла. Аминь». Он должен  принимать участие в Божественной литургии, заказывать сорокоусты и  молебен с акафистом Пресвятой Богородице ради чудотворной Ее иконы «Неупиваемая чаша», ежедневно или еженедельно читать этот акафист дома. Также необходимо перед Святым Евангелием и Животворящим Крестом дать богу обет трезвости — не пить определенный срок или всю оставшуюся жизнь. Помимо этого он обязан совершать утром и вечером молитвенное правило, соблюдать строго посты и постные дни, пить святую воду, освятить свое жилище и читать ежедневно по одной — две главы Евангелия (Нового Завета). Когда сильное желание принять спиртное все же возникло, необходимо выпить святой воды и читать одну из следующих молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй мя, грешного», «Пресвятая богородица, спаси меня, грешного»«Святый мученик Вонифатие, моли Бога о мне, грешном», «Святый угодник Божий (имя святого — небесного покровителя), моли бога о мне, грешном». По вере своей человек получает помощи свыше.

Выше перечислены основные, но далеко не все виды духовной помощи, подаваемые Церковью страждущим недугом пьянства. В особо тяжелых, упорных случаях над одержимым пьянством совершается специальный молебен — отчитка. Но чтобы исцелить человека от алкоголизма, должно произойти чудо — чудо возрождения, исцеления и спасения погибающей души. Это произойдет, скорее всего, постепенно и при желании и усилиях со стороны самого пьющего и близких ему людей.

Владимир Костюкевич, Витебск


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924