Вопрос об идентификации «Судных врат», обнаруженных архим. Антонином (Капустиным) в Иерусалиме, с точки зрения современного состояния библейской археологии1 min read

Доклад на конференции
«Православие и другие христианские церкви на Востоке»
Санкт-Петербург, 17 декабря 2009 года

В 1858 году русское правительство купило участок земли в Иерусалиме на восток от храма Гроба Господня. На участке, получившем название «Руссского», планировалось построить дом консульства Российской империи. Для этого в конце 1860 года Э. Пьеротти произвел расчистку места, во время чего нашел остатки древней стены. В 1861 г. строительство было отменено. На участке на свои средства производил раскопки граф М. Вогюэ, который не только подтвердил находку стены, но обнаружил также и отдельно стоящую арку. В 1864 году, почти одновременно, оба исследователя опубликовали отчеты о раскопках [5, V]

Древние стены на Александровском подворье. Вид с юга. Фото автора.

Древние стены на Александровском подворье. Вид с юга. Фото автора.

Возник вопрос о корректной идентификации найденных объектов. Разрешить его полностью не смогли ни последовавшие в 1864 г. раскопки В. Уильсона, ни исследования Кл. Кондера в 1872 г.  [5, VI-VII] Посетив в 1881 г. Русский участок, великий князь Сергей Александрович в следующем году, при открытии Православного палестинского общества, определил задачу раскопок на данном месте как приоритетную. Он выделил необходимые средства и поручил проведение раскопок архимандриту Антонину (Капустину), начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме. [5, VII] Раскопки проводил отец Антонин, а в качестве эксперта-исследователя был приглашен известный в то время археолог К. Шик. [5, VIII-IX] Отчеты о раскопках были опубликованы в 7-ом выпуске «Православного палестинского сборника» за 1884 год. Место раскопок позже оказалось заключенным под крышей церкви св. благоверного князя Александра Невского, находящейся в комплексе Александровского подворья.

На русском участке было найдено несколько объектов, одному из которых посвящен настоящий доклад. Это — фрагмент крепостной стены, идущей с севера на юг, пересекающейся под прямым углом с другой стеной, направленной с запада на восток. Восточнее точки пересечения был найден порог, на месте которого когда-то находились ворота. Расстояние от пересечения стен до восточной стены храма Гроба Господня — 76 м, до Голгофы — 84 м. [3, 192]

Древние стены на Александровском подворье. Вид с юго-востока. Фото автора.

Древние стены на Александровском подворье. Вид с юго-востока. Фото автора.

Уже первые исследователи пришли к выводу, что стена, идущая с севера на юг по своей кладке скорее всего относится к строениям иродианского периода. Об этом писал М. Вогюэ в 1864 г., справедливо сопоставляя стиль кладки камней в северно-южной стене с иродианской кладкой как в платформе Храмовой горы, так и в здании гробницы пророков Махпела в Иерихоне. [4, 122]

Для корректной идентификации объекта необходимо вспомнить, что представлял собой Иерусалим времен Иисуса Христа. Современная реконструкция города производится как благодаря анализу произведений Иосифа Флавия, так и по результатам археологических раскопок в XX веке.

Над городом доминировал Храмовый комплекс — Храм стоял на платформе, расширенной и перестроенной Иродом Великим. В северо-западной части Храмовой горы над Храмовым комплексом возвышалась крепость Антония, которая должна была напоминать о превосходстве римской власти. В городе было две крепостные стены.  Первая — древнейшая — стена восходила по времени к Ездре и Неемии, т.е. к V в. до Р.Х. Она обнимала собой два южных района: верхний и нижний город, первый из которых находился на горе Сион, второй спускался к Тиропеоновой долине. Эта стена начиналась от юго-восточного угла платформы Храмовой горы, шла вдоль долины и источника Кедрон на юг до Силоамского бассейна (причем часть стены являлась дамбой для Силоамской запруды), далее поворачивала на запад, проходила вдоль долины Гинном, затем поворачивала на север и двигалась вплоть до дворца Ирода Великого, рядом с которым в крепостной стене находились 3 башни, на основании одной из которых — башни Гиппикуса — находится современная так называемая «цитадель Давида» у Яффских ворот. Далее стена поворачивала на восток и двигалась к западной стене Храмовой горы так, что захватывала с севера здание дворца Хасмонейских царей и, далее, — гимназии Ксистус, соединенной мостом с площадкой Храмовой горы. [7, 135; 8, 6]

Вторая стена  была построена в хасмонейский период или, возможно, в начале правления Ирода Великого и охватывала район к западу и северу от Храмовой горы. Как она проходила, до конца не ясно. Известно, что эта стена начиналась у Геннафских ворот первой стены, шла на север, в какой-то момент поворачивала на восток и доходила до крепости Антония, проходя рядом с бассейном Вифезда. [7, 135-136]

Порог Судных врат. Фото автора.

Порог Судных врат. Фото автора.

Геннафские ворота могут быть отождествлены с Ефремовыми из книги Неемии 8:16. [7, 136] Исследователи видят в этимологии греческого слова «Геннаф» указание на еврейский корень gnt, который обозначает «сад», название ворот можно перевести как «Садовые».  Если исходить из названия, вне города, т. е. севернее ворот должен был находиться сад. [7, 137] Раскопки, произведенные в XX в. показали, что на месте кувуклии храма Гроба Господня и близлежащей немецкой церкви Искупителя в новозаветные времена находилась заброшенная каменоломня. В ней вырубались гробницы, одну из которых, видимо, приобрел Иосиф Аримафейский, и в которой был погребен Христос. Согласно результатам раскопок, на отдельных участках заброшенной каменоломни, по всей видимости, был разбит сад. [8, 58-59] Отсюда следует, что Геннафские ворота могли располагаться на юг от Голгофы и гробницы Христа, неподалеку от них.

Стены современного «старого города», построенные преимущественно во времена Сулеймана Великолепного (т.е. после 1538 г.) совпадают со стенами времен Христа только на коротких участках на востоке и на западе и практически не могут дать представления о границах и площади новозаветного Иерусалима. [8, 2]

В конце XIX в. высказывались разные предположения относительно остатков конструкции иродианского периода, найденной на русском участке. Первым было мнение, что это — ворота во 2-ой стене, ведшие из Иерусалима на восток и находившиеся рядом с Голгофой. В письме от 19 июля 1883 года отец Антонин справедливо замечал, что, хотя порог ведет в северно-южном направлении, тогда как направление вне города должно было быть с запада на восток, порог мог быть только первым порогом коленообразных городских ворот. [1, 28] Такой тип ворот хорошо известен в современной археологии — искривление колена было необходимо для того, чтобы предотвратить стремительное вторжение неприятеля, нейтрализовать действие стенобитного орудия и встречается в ряде древних палестинских городов. Отец Антонин  также справедливо замечал, что ворота должны были быть внутри башни, находящейся на линии крепостной стены. [1, 28] В том же сообщении отец Антонин делал предположение, что эти ворота могут быть соотнесены с Геннафскими. [1, 30] Последняя версия отца Антонина была популярна еще почти 100 лет среди исследователей — ее в качестве основной принимает, например, в своей работе Дж. Файнеган [7, 137]

Реконструкция Иерусалима времен Христа по Л. Ритмайеру.

Реконструкция Иерусалима времен Христа по Л. Ритмайеру.

В конце XIX в. высказывались и другие предположения относительно идентификации древнееврейских  остатков на русском участке. Отец Антонин не исключал, что ворота были входом в «башню, крепость или палату», примыкавших к крепостной стене, что «порог со следами ворот выводил не прямо за город, а имел впереди себя другую стену» [2, 171] Журнал Совета Императорского русского археологического общества, опубликованный в 1887 году, указывал: «затруднения [с идентификацией  – прот. Д.Ю.] устранялись, когда исследователи пришли к убеждению, что они имеют пред собой не просто остатки городской стены, а остатки какого-либо сооружения при городской стене, укрепления или башни, вроде тех (укреплений или башен), какими вообще сопровождаются все нынешнии ворота [выделено авт. – прот. Д.Ю.] в Иерусалиме, либо даже цитадель или целую крепость». [2, 167] Упомянутый выше археолог К. Шик развил эту идею и предположил, что данные ворота были входом в большую крепость. Он писал: «Существовало <…> несколько таких укрепленных замков, называемых Акра, и одним из таких я предполагаю находящийся к востоку от храма гроба Господня. <…> Одновременно эти замки служили местопребыванием наместников, и поэтому заключали в себе дворы, в которых могли собираться народ и войско, и где производился суд». [6, 44-45] Здание из данной гипотезы получило в науке того времени название «цитадель Шика». [2, 171] Данная теория не получила однозначной поддержки у  Совета Императорского русского археологического общества, поскольку с ее критикой выступил Борис Павлович Мансуров. [2, 172] Василий Николаевич Хитрово пошел дальше К. Шика и усмотрел в крепости преторий Пилата. [4, 173] Несмотря на поддержку профессором А.А. Олесницким, это мнение Совет также признал «увлеченным», а «соображения профессора Олесницкого — произвольными». [2, 173] К  сожалению, именно реконструкция крепости представлена на иллюстрации, находящейся в настоящее время на  стене Александровского подворья. Можно сделать вывод, что экспертное заключение русских дореволюционных ученых склонно было видеть в остатках древнееврейской конструкции на Русском участке башню во второй городской стене, вероятно, включающую в себя городские ворота. [2, 180]

Важные перемены в вопросе идентификации ворот на Русском участке произошли после раскопок в Еврейском квартале старого города в 1960-х годах. Между улицами Habad Street и Jewish Quarter Street  (т. е. на юг относительно Александровского подворья) были найдены остатки стены толщиной 4,6 м; по керамике стена была датирована II в. до Р.Х. Остатки таковы, что указывают на примыкающую к ним конструкцию ворот (рис. 14; взято из [8, 37]). [8, 37] В настоящее время  их идентификация в качестве Геннафских ворот является наиболее распространенной в библейской археологии. Поэтому встает вопрос: как понимать остатки конструкции на территории Александровского подворья?

Если вторая стена шла на север от ворот, найденных в Еврейском квартале, то она должна была проходить как раз через русский участок. Поэтому остатки кладки, идущей в северо-южном направлении, действительно могут быть остатками второй Иерусалимской стены. Но в какое здание мог вести порог?

Сразу нужно отвергнуть идею идентификации с крепостью или дворцом, поскольку дворец Ирода располагался чуть южнее «цитадели Давида», а дворец хасмонейских правителей — на восток от нее, в зоне J раскопок Нахмана Авигада. [8, 36] Преторию же сейчас принято располагать на территории крепости Антония. [8, 8-9]

Реконструкция Судных врат в виде крепости. Схема на Александровском подворье. Фото автора.

Реконструкция Судных врат в виде крепости. Схема на Александровском подворье. Фото автора.

Остается вариант, который предполагает, что на территории Александровского подворья находилась башня в крепостной стене — именно этот вариант имеет место в ряде современных реконструкциях Иерусалима. Последний вопрос заключается в том, существовали ли в этой башне городские ворота коленообразного типа?

При нынешнем состоянии библейской археологии невозможно дать на него однозначный ответ. С одной стороны, вероятность отрицательного ответа кажется выше, поскольку Иосиф Флавий, описывая вторую стену в «Иудейской войне» (4,3,158) говорит о 14 башнях в стене, [7, 136] но не упоминает о наличии в ней ворот. Если ворот не было, то крестный путь Спасителя проходил не через территорию Александровского подворья, а значительно южнее — через Геннафские ворота в нынешнем Еврейском квартале.

С другой стороны, Флавий мог опустить описание ворот в этой башне — исключить полностью эту возможность также нельзя. Но пока что версия о наличии ворот на Русском участке остается без достаточного фактологического обоснования.

Важно отметить, что ни первый, ни второй ответ на указанный вопрос нисколько не умаляют огромного значения, которое имели для библейской археологии раскопки отца Антонина, в частности — открытие второй Иерусалимской стены. Многие специалисты конца XIX в. стравили под сомнение историчность евангельской истории на основании того, что храм Гроба Господня находится внутри городских стен, построенных Сулейманом Великолепным, тогда как новозаветное повествование говорит о распятия Господа Иисуса Христа вне города. Открытие участка крепостной стены позволило развеять эти сомнения, с чем полностью согласна и современная идентификация.

Протоиерей Димитрий Юревич

Библиография

1.    Антонин (Капустин), архим. Сообщения // Православный палестинский сборник. Т. III. Вып. 1. СПб., 1884. С. 1-30.
2.    Журнал Совета Императорского русского археологического общества / Приложение V //  Православный палестинский сборник. Т. III. Вып. 1. СПб., 1884. С. 161-183.
3.    Монике П., аббат. Подлинность святого Гроба. Открытие второй стены Иосифа / Приложение V //  Православный палестинский сборник. Т. III. Вып. 1. СПб., 1884. С. 185-201.
4.    Последовательное с 1843 г. исследование развалин на Русском месте близ Храма Воскресения в Иерусалиме / Приложение IV //  Православный палестинский сборник. Т. III. Вып. 1. СПб., 1884. С. 113-140.
5.    Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме, произведенные под руководством архим. Антонина, начальника Иерусалимской духовной миссии. / Предисловие //  Православный палестинский сборник. Т. III. Вып. 1. СПб., 1884. С. I-XII.
6.    Шик К. Объяснительная записка к планам и разрезам //  Православный палестинский сборник. Т. III. Вып. 1. СПб., 1884. С. 39-56.
7.    Finegan J. The Archaeology of the New Testament. 2nd printing. Princeton, New Jersey, [1972]. 273 p.
8.    Ritmeyer L. & K. Jerusalem in the Year 30 A.D. Jerusalem, [2004]. 72 p.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924