Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с общественностью Казахстана1 min read

Встреча с представителями общественности республики

Встреча с представителями общественности республики

Выше Высокопреосвященство митрополит Мефодий! Уважаемые представители государственной власти, дорогие братья и сестры, дамы и господа!

Я очень рад вновь посетить Казахстан. Последний раз я был в Алма-Ате двадцать семь лет тому назад. За это время все здесь изменилось до неузнаваемости. И причина перемен не только в естественном течении времени. Казахстан — это динамически развивающееся государство. Замечательно, что на этом историческом месте в Великой степи возникла собственная государственность. И возникла она в очень трудный момент истории, когда распался Советский Союз, разрушилась общая экономика, произошла смена общественного и политического строя. Везде на постсоветском пространстве возникли большие проблемы и нестроения — так было в России, на Украине, в Казахстане, других странах.

В некотором смысле, Казахстан оказался в особо трудном положении. Это страна, в которой живет большое число разных народов, это по-настоящему многонациональное и многорелигиозное сообщество людей. Мы помним, сколь мощные националистические силы стали активно выступать на политической арене в период распада Советского Союза; помним, к каким катастрофическим последствиям приводили эти межэтнические конфликты в ряде мест постсоветского пространства. Такие конфликты, действуя как приводной механизм, обрушивали нормальную жизнь людей: проливалась кровь, возрастала напряженность, подогревалась ненависть.

Ничего подобного не произошло в Казахстане. Наверное, многие думали, что здесь-то и «рванет»: так много разных народов и религий, такие огромные пространства… Не произошло этого! И размышляя над причинами такой стабильности, любой честный наблюдатель отметит совершенно особую роль первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. Я очень уважаю вашего Президента и ценю все, что он сделал для Казахстана, для казахстанско-российских отношений, для организации сотрудничества на постсоветском пространстве; он действительно заложил основы такой государственности и создал такой общественный климат, который снял все возможные опасения, связанные с развитием межэтнических конфликтов.

Создание  атмосферы, в которой ни один народ  не чувствует себя угнетенным, подавленным, явилось очень важным фактором политической стабильности и экономического развития Казахстана. И тот факт, что в настоящее время ваша страна председательствует в ОБСЕ, не является, по моему мнению, случайным — это признание роли Казахстана, в том числе и в налаживании межнационального, межкультурного и межрелигиозного диалога. Курс государственного руководства, направленный на гармонизацию этих отношений, привел к отрадным результатам, которые сегодня так явственно зримы в Казахстане и во многом являются примером для других стран.

Фобии, ненависть, вражда нередко связаны с националистическими историософскими идеями и теориями. В Казахстане не существует национальных и исторических фобий: никто не держит зла на прошлое, никто не ищет в прошлом то, что может осложнить отношения между странами и народами на постсоветском пространстве. Это замечательный пример для всех. Мы знаем, как в некоторых других странах намеренно акцентируются такие моменты истории, которые могут ранить чувства той или иной нации, создать образ врага в лице других народов. И я хотел бы сердечно поблагодарить и Президента, и его соработников, и весь народ Казахстана, которые сделали так много для того, чтобы страна жила в мире, в спокойствии, с доброжелательным отношением ко всем.

У казахского народа есть национальная особенность, связанная, по большей части, с восточной ментальностью. Подобная черта есть и у русских, но в Казахстане она проявляется особенно ярко, — это гостеприимство. Люди на Востоке очень гостеприимны: иногда на последнее, что у него есть, человек накрывает стол, чтобы угостить гостей. Но сейчас я бы хотел упомянуть о совершенно особом проявлении казахского гостеприимства. Сюда, в Великую степь, в самые тяжелые годы политических репрессий XX века привозили множество заключенных. Общественным сознанием они воспринимались как враги народа, с которыми было опасно общаться. Теперь мы понимаем, что абсолютное большинство репрессированных было невиновно, но ведь в то время никто этого не знал, и подвергшиеся репрессиям люди воспринимались как преступники. И что же происходило, когда доставленных эшелонами или грузовиками заключенных оставляли в степи в холодную ненастную погоду? Множество людей погибало, но сколько обреченных остались живы только потому, что простые люди, жившие на этой земле, не боялись протянуть руку помощи так называемым врагам народа! Доброта была сильнее, чем страх перед наказанием. Я думаю, что никогда в России и в других странах постсоветского пространства не будет забыт этот опыт общения с казахским народом в тяжелейшую годину народных страданий. Может быть, в ответ на эту доброту Господь споспешествует сегодня успешному развитию Казахстана.

В современном Казахстане религиозное и национальное многообразие не отражается негативно на человеческих отношениях, ибо здесь привыкли оценивать людей, прежде всего по их душевным качествам. Уверен, что ментальность казахского народа, исторический опыт и замечательные традиции в сочетании с мудрым государственным руководством способствовали созданию государства, в котором гармонизируются межнациональные и межрелигиозные отношения. <…>

Сегодня, как, может быть, никогда, людям разных стран, разных народов, разных религий необходимо находить общий язык, чтобы объединять свои усилия. Непредвзятый взгляд на происходящее сегодня свидетельствует о возникновении перед человеческой цивилизацией опаснейших вызовов: род человеческий сталкивается с такими проблемами, с какими никогда не сталкивался раньше. Действительно, человек не может быть спокоен, когда сообщается о том, что совершен террористический акт, о том, что нищета и голод губят людей.

Весь мир всколыхнула трагедия Гаити. У этой страны тяжелая судьба. В свое время, когда она была французской колонией, там находились тюрьмы, куда из Франции отправляли людей на пожизненное заключение. Это был страшный уголок мира. Потом страна освободилась от колониального ига, но, к сожалению, в отличие от своего соседа — Доминиканской Республики — не смогла наладить жизнь и встать на тот путь развития, который привел бы людей к благополучию. Мне приходилось бывать на этом острове, разделенном между двумя странами: Доминиканская Республика и Гаити воспринимаются как два мира. Одна часть острова процветает, в другой царят преступность и политическая нестабильность. <…>

У нищеты, голода, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия в этой разрушенной землетрясением стране, много исторических, экономических политических, социальных, климатических причин; в конце концов, велика роль личности в истории. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества — от наркомании и преступности до загрязнения окружающей среды.

Богу было угодно заложить в нас нравственное чувство, которое познается голосом совести. Именно этим чувством, в первую очередь, человек и отличается от всего животного мира, ведь разум в той или иной мере свойственен и животным. Так, наблюдая за собаками, иной раз поражаешься их разуму, дипломатии, хитрости.

Однако в человеческой природе, помимо инстинктов и разума, есть нравственное чувство. Это очень важная черта человека, отличающая его от других живых существ нашего мира. Именно в этом тайнике человеческой природы, в этом тайнике души и происходит все — как говорит Писание, из сердца человека исходят злые помыслы (Мк. 7, 21) . И если эти помыслы мы претворяем в злые деяния, то уже вторично, в какой области они будут осуществляться: в политике ли, в экономике ли, будем ли мы бездумно тратить природные ресурсы, которые Бог нам дал, и загрязнять окружающую среду, или создавать несправедливые отношения, провоцируя голод, социальные потрясения и употребление наркотиков, при помощи которых некоторые пытаются вырваться из тяжких условий земного бытия, забыться в виртуальном мире грез.

К сожалению, старшее и среднее поколение людей, воспитанное в годы атеизма, практически никогда не задумывалось о значении человеческой нравственности. Как вы помните, нам говорили, что базисом общественных отношений в любой социально-экономической формации является экономика. Но на самом деле экономика вторична, первична же человеческая личность. Экономика призвана обслуживать потребности человека и потребности человеческого общества. Но человек не может жить только ради экономики — иначе чем он будет отличаться от бобра, который всю жизнь строит в водоеме плотины?

У нас есть высшие цели, и одной из них является реализация нравственного чувства человека. Хотя в истории религиозные чувства проявлялись по-разному (мы знаем, что были религиозные войны; порой люди, прикрываясь верой, творили зло), но сама по себе религия призвана поддерживать нравственное чувство в человеке, не давать этому чувству угаснуть — а угаснуть оно может очень легко. Религия помогает людям сохранять сильным голос своей совести. В этом, в первую очередь, социальное значение религии. Конечно, вера приводит человека к Богу, открывает ему путь в Царствие Небесное, но если оценивать роль религии социологически, то это, в первую очередь, работа по сохранению нравственного чувства. <…>

Для того чтобы исполнялись законы, чтобы процессы в области политики, экономики, социальной жизни несли в себе добро, улучшали человеческие отношения, повышали качество жизни, необходимо жить по закону совести. И если современный человек забудет об этом, это может повлечь страшные последствия, потому что научно-технический прогресс настолько вооружает человечество, что в его силах сделать с собой все, что угодно, вплоть до самоуничтожения.

Нужно также сказать и о том, что решение многих проблем, которые сегодня обрушиваются на человеческую цивилизацию, требует сотрудничества, координации действий. <…>

Хотелось сказать несколько слов о жизни Русской Православной Церкви в Казахстане. Я хотел бы отметить, что за последние годы формат отношений между Русской Православной Церковью и властями Республики Казахстан стал максимально доверительным. В этом я вижу заслугу и Президента страны, который, как мне хорошо известно, испытывает к Православию глубокое уважение; и местного церковного руководства, в первую очередь, митрополита Мефодия.

Православная община республики ощущает поддержку и внимание со стороны государственных  властей, пользуется уважением народа. Отрадно, что 7 января — праздник Рождества Христова — является выходным днем на всей территории Казахстана. Это знак уважения к тем, для кого Рождество является одним из самых важных дней в году. <…>

Русская Православная Церковь — это не только Церковь Российской Федерации. На Поместном Соборе 2009 года, который избрал меня Патриархом, количество архиереев из Российской Федерации оказалось меньшим, чем количество архипастырей из других стран. Русская Церковь совершает пастырское попечение о людях, которые живут в разных государствах в ближнем и в дальнем зарубежье, в том числе здесь, на земле Казахстана. Свидетельство современному миру о духовных ценностях в православной традиции, о ее вкладе в культурное единство народов — одна из задач моего Патриаршего служения. <…>

Известно, что христианство в Казахстане имеет глубокие исторические корни. По преданию Церкви, уже святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангелие в Индии и в соседних с нею странах, к которым относятся среднеазиатские земли и территория Семиречья. После вхождения Казахстана в состав Российской империи наша Церковь стала активно развивать свою деятельность на его территории, и в XIX — начале XX века началось повсеместное строительство храмов в различных пограничных крепостях и городах. В их числе — Покровская церковь в городе Верном, Петропавловская Вознесенская церковь, церковь святых Константина и Елены в городе Акмолинске и другие. Были основаны самостоятельные православные епархии, территории которых охватывали современный Казахстан — Омская, Туркестанская, Оренбургская, Семипалатинская. Была создана система церковно-приходских школ: появились Алма-Атинская двухклассная женская церковно-приходская школа, Лепсинское мужское двухклассное приходское училище, церковно-приходская школа в станице Каскеленской и ряд других.

В ХХ веке, в период безбожного лихолетья, когда миллионы людей подвергались преследованиям и предавались смерти, в том числе за их религиозные воззрения, казахская земля стала местом ссылки и исповеднического подвига тысяч и тысяч православных христиан, среди которых были и архиереи, и священники, и монахи, и множество мирян. Среди них есть великие святые, которые теперь непрестанно молятся Богу за Казахстан и за его народ. Думаю, многие ощущают их молитвенную помощь, находясь в этих политых священной кровью местах.

На Юбилейном Архиерейском Соборе нашей Церкви, который проходил в 2000 году в Москве, более 200 человек, которые засвидетельствовали свою веру в Казахстане (многие из них мученически погибли), были причислены к лику святых, в том числе ревностный архипастырь священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский; священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский; печальник многострадального народа преподобный Севастиан, старец Карагандинский; преподобномученики Алма-Атинские Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). В черте южноказахстанского города Чимкента находится место расстрела и захоронения выдающегося иерарха ХХ столетия священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, и с ним 25 человек, также причисленных к лику святых. В городе Уральске отбывал ссылку священномученик Серафим (Звездинский), архиепископ Дмитровский. В селении Кара-Тюбе проходил свой мученический путь старец московского Данилова монастыря преподобноисповедник Георгий (Лавров).

Всех новомучеников и исповедников, освятивших своей кровью эту землю, сейчас невозможно перечислить. Пример любви и преданности Богу казахстанских святых стал той силой, благодаря которой возгорелись верой сердца многих тысяч людей, окрепло их упование на Бога, победившего смерть и даровавшего нам воскресение.

Сегодня Православие — это вторая по численности традиционная религия в Казахстане. Число православных составляет около трети населения страны. Со времени обретения Казахстаном независимости шел процесс преобразования церковного управления в стране для лучшей координации церковной жизни. В 1991 году из Алма-Атинской епархии, ранее единственной на всей территории республики, была выделена Уральская и Чимкентская. Решением Священного Синода от 16 июля 1995 года была образована межъепархиальная комиссия правящих архиереев, несущих послушание в Республике Казахстан, под председательством Преосвященного Алма-Атинского. Постановлением Священного Синода от 7 мая 2003 года с целью улучшения координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности православных епархий Казахстана был образован митрополичий округ, включающий Астанайскую, Уральскую и Чимкентскую епархии, с центром в Астане и с возглавлением митрополитом Астанайским.

Сегодня в нашей Церкви активно развивается образовательная и просветительская деятельность, социальная работа, молодежное служение. Я призываю к тому, чтобы все эти церковные служения получили развитие в каждом нашем приходе, вне зависимости от того, в какой стране эти приходы находятся. Убежден, что такие труды приносят пользу всему народу, людям разных убеждений. Эти труды содействуют поддержанию нравственного чувства в душе человеческой. Поэтому хотелось бы надеяться на поддержку церковных социальных, просветительских и молодежных инициатив со стороны органов власти Республики Казахстан. Ведь заботясь о людях, об их физическом и духовном здоровье и благополучии, мы будем вместе заботиться о будущем страны.

Наша Церковь совершает свое служение во многих дружественных государствах, между народами которых в течение веков установились прочные узы взаимоотношений во всех областях жизни. В годы Великой Отечественной войны наши народы плечом к плечу защищали мир от коричневой чумы. С особым чувством я возложу венок к монументу в память казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, потому что мы помним, какую огромную роль сыграли дивизии, сформированные на казахской земле, в защите нашего, тогда общего, Отечества, в том числе его столицы — города Москвы. Это наша общая память. <…>

Нам необходимо понимать, что если мы действительно хотим подлинной взаимопомощи между странами, то должны стремиться к сохранению и укреплению общих духовных и культурных корней, которые формировались на протяжении столетий. Об их неразрывной связи красноречиво свидетельствует творчество великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева, который первым на казахской земле перевел Пушкина, Лермонтова, Толстого и Бунина. В зале, названном его именем, мы с вами сейчас находимся.

Ныне часто на первый план выдвигается сотрудничество между нашими народами и государствами в сфере экономики. Это сотрудничество действительно очень важно, и мне хотелось бы поздравить народы Белоруссии, Казахстана и России с оформлением единого таможенного пространства и с успехами на пути координации экономической политики. Но по-настоящему крепким и полноценным будет лишь такое взаимное общение народов, которое основано на общей исторической памяти, на общих ценностях и на взаимной братской поддержке. Только такая основа позволит мирно и по справедливости преодолевать любые расхождения интересов.

Надеюсь, что руководство всех стран единого исторического пространства, сформированного духовными и культурными факторами нашего общего бытия, будет прилагать усилия для того, чтобы эти духовные, культурные, исторические факторы никогда не подвергались разрушению, но, напротив, сохраняли свою актуальность и способность плодотворно влиять на все сферы отношений между народами и государствами. Уважение к этой общей истории, общей традиции, общей системе ценностей не имеет ничего общего с «имперскими воздыханиями».

Русская Православная Церковь с уважением относится к суверенитету, к национальному выбору каждого из народов. Но разве суверенитет и национальный выбор означают отрицание истории, ее поругание, ее разрушение? Разве каждый суверенитет должен быть непременно нацелен на конфронтацию, на разжигание конфликтов и противоречий? Вовсе нет. В условиях государственного суверенитета и независимости люди, вышедшие из общей исторической традиции, могут и должны сохранять тесные взаимоотношения, братские связи, чтобы вместе решать проблемы, с которыми они сталкиваются.

Это мой первый визит в Казахстан, и я очень рад, что он был совершен в первый год моего Патриаршества. Прошу извинения у тех, кто, может быть, недоволен, что Патриарший визит проходит зимой. 1 февраля исполнится год моего Патриаршего служения, и я очень хотел побывать на казахстанской земле именно в этот первый год, чтобы тем самым засвидетельствовать глубочайшее уважение и любовь к казахстанскому народу, ко всем тем, кто живет на этой благословенной земле.

Я молюсь, чтобы народ, живущий здесь и с уверенностью смотрящий в будущее, мог еще более радовать всех нас своими замечательными достижениями. Как пастырь Церкви я молюсь Господу о том, чтобы Он ниспослал Свое благословение на все добрые дела и начинания людей, которые здесь живут, на весь народ Казахстана; молюсь, чтобы благословение сопутствовало деятельности руководства государства и всех, кто несет высокую ответственность за будущее страны.

Благодарю вас всех за эту возможность встретиться с вами, почувствовать тепло ваших сердец, увидеть ваши лица. Для меня это большая радость. Пусть Господь хранит всех вас.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924