Православие и Католичество. Епифаний Феодоропулос

Архимандрит ЕпифанийАрхимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) – один из знаменитых проповедников и апологетов Элладской Православной Церкви ХХ века.

Диалог с католиками

Нужен ли нам этот диалог: Православие и Католичество

Давайте представим, что католики уступили нам во всем внешнем…. оставив себе лишь непогрешимость папы….

Станет ли хотя бы тогда нам ясно, что этот жест, несмотря на всю его эффектность и зрелищность, несмотря на производимое им сильное впечатление на профанов, не представляет собой ни малейшей сущностной уступки и что заблуждения папизма, да­же в отношении учения о таинствах, остаются незыб­лемыми? Практика совершения таинств — это одно, а догматическое учение о них — это другое. Разве у униатов нет православных требников? Но что про­ку от внешнего подобия, если они веруют в то, что подаваемая через таинства благодать — тварна? Сущностные догматические различия слишком глубоки…

Даже если дело на этом и остановится, то и всё равно вред окажется не малым. Потому что наши представители, только посредством своего соучастия в мнимо «богословском диалоге», предоставят па­пистам благоприятную возможность совершать вы­шеуказанные театральные жесты и беспрепятствен­но и легко заниматься демагогией, производя страшную путаницу и большое смятение.

Как рассудят наши представители: не пойдут ли они тогда — ради того, чтобы соответство­вать требованиям времени, или же испугавшись все­общего и бурного протеста «во зле лежащего мира», или по причине головокружения от водоворота «непредвиденных событий», — не пойдут ли они тогда ещё на один шаг, то есть не согласятся ли они на взаимное общение в таинствах?

Несомненно, что и ранее были отмечены много­численные случаи преподания таинств как католи­кам, так и другим инославным (это случалось и в прошлых веках). Однако эти нарушения, как бы тяжки они ни были — а они, действительно, тяж­ки, — являются единичными случаями проступков тех или иных священников и епископов или же пусть даже малочисленных соборов Поместных Церквей.

Если же будет достигнуто официальное соглашение представителей всех Православных Церквей с католиками о совершении такого шага — это будет преступлением против Церкви, причём особо тяжким преступлением, говоря юридическим языком.

Что же произойдёт, если православная сто­рона дерзнёт пойти на это губительное соглашение?

1. Католики, по крайней мере, внешне, будут праздновать победу и едва ли будут расположены к продолжению диалога (находчивости им не зани­мать). Они знают, что если удастся когда-нибудь достигнуть обоюдного общения в таинствах, то автома­тически и de facto наступит «единство». Зачем же ла­тинянам продолжать вести переговоры? Они найдут множество способов свести на нет «диалог». (Может быть, поэтому ещё раньше было сказано, что он будет очень долгим?)

Мы должны хорошо понимать, что папизм защищает и будет защищать главным образом первенство и непогрешимость! Это самое уязвимое и болезненное место. Во всём же остальном (может быть, не исключая и Filioque) католики демонстриру­ют большую терпимость и снисходительность…

2. Православную Церковь постигнут страшные испытания. Мы разделимся на сторонников и про­тивников «единства». Пусть представители нашей стороны не думают, что для того, чтобы «связать» Православную Церковь, будет достаточно подобного «соглашения». Они вкусят горечь разочарования… Их ждёт участь подписавших лжеединство Ферраро-Флорентийской унии. Пусть они оглянутся на исто­рию и «да не рекут в сердце своем», что тогда были другие времена, другие условия, другая ситуация.

Конечно, всё это было другим, но Бог — тот же са­мый. И Он не попустит разорения Своего достояния. Бог «не хитростью побеждает зиму, но мановением разрешает бурю». «Он посылает ос прежде нас» и разгоняет ими многочисленные воинства. Если наши представители не желают ввергнуть Церковь в опасную пучину, то пусть будут предельно внимательны: опасность велика и непомерно огромна историческая ответственность, взятая ими на себя.

Либо, удержав «благое исповедание» до конца, они обретут славу, либо, пойдя на компромиссы в вопросах веры, будут низвергнуты в бездну. Пусть в их ушах звучат богодухновенные слова Мардохея, обращенные к Есфири, когда он просил её подверг­нуть опасности свою жизнь, чтобы защитить Изра­иль: Зане аще преслушаеши в сие время, отинуду помощь и покров будет иудеом, ты же и дом отца твоего погибнете: и кто весть, аще на сие время воцарится ecu?(Есф. 4, 14).

Конечно, это гово­рится не для тех, кто уже доказал, что веруют не по-православному, а по-экуменистически, и от кого, по-человечески, ничего хорошего ожидать не прихо­дится. Говорится это для других. Пусть они ни на мгновенье не забывают, что истина веры находится над всякой мирской целесообразностью!

И там, где речь идёт о вере, нет места для компромиссов. Дале­ки от них всякий страх, всякое малодушие, всякое желание угождать человекам, жертвуя истиной. Дух Святой взывает: «не бойтеся поношения от человеков, и злословия их не страшитеся» (Ис. 51, 7).

Так что же, надо расстроить при «добрых» пред­знаменованиях начавшийся диалог? Да, если он бу­дет и впредь вестись на богословски шатких основаниях, игнорируя предписания священных канонов. Нет, если он будет проведён догматически и канони­чески безупречно. И, прежде всего, с самого начала мы должны его направить в нужное русло, не на пе­риферию, а в центр, на обсуждение двух главных ус­тановок папизма — первенства и непогрешимости…

Если в этом наметится тенденция к уступкам, если будет выражено желание отбросить оба этих заблуж­дения, и будут санкционированы исправления, — тогда «веселыми ногами и взыграющим сердцем» продвинемся дальше: обсудим остальные вопросы и последним — вопрос совершения Таинства Божест­венной евхаристии, который богословски необосно­ванно был поставлен первым среди прочих вопросов «диалога».

Вне всякого сомнения, это было сделано не случайно. Только наивные не видят с каким умыслом этот вопрос был выдвинут на первое место.

Цель тех, кто определял последовательность вопро­сов для обсуждения, предельно ясна: давайте придём к соглашению относительно божественной евхарис­тии, для того чтобы скорее причащаться от общей ча­ши, а потом можно будет обсуждать и остальные су­ществующие между нами различия, обсуждать ещё долго… до скончания веков.

Но за многовековую жизнь Церкви божественная евхаристия никогда не была средством для достиже­ния единства, но она всегда запечатлевала и венчала уже достигнутое единство в вере. Никогда она не стояла в начале движения к единству, но всегда была его счастливым завершением и благоприятным концом. Единство не начинается со святой чаши, а завершает­ся в ней.

Телец упитанный был заклан и предложен не для того, чтобы этим побудить вернуться в отчий дом блудного сына, но для того, чтобы отпраздновать уже свершившееся возвращение. Мы начинаем стро­ить дом не с крыши, но с фундамента… Если наши представители захотят поэкспериментировать и сде­лают наоборот, то они добьются только одного: дом, который они пытаются построить без основания, с треском обрушится и раздавит их…

Давайте возлюбим единство, единство всех; да­вайте будем молиться о нём; давайте будем трудить­ся ради него. Но будем внимательны! Единство — единство в истине — добро и свято, поскольку оно заключает в себе волю Господа, принесшего Себя в жертву, «да чада Божия расточенная соберет вое­дино» (Ин. 11, 52). Оно добро и свято потому, что любовь во Христе праведно желает вхождения всех во святые скинии истины и болезнует из-за их пре­бывания на гнилых болотах заблуждения. Поэтому и только поэтому единство добро и свято.

Прискорбно видеть единство как чисто арифме­тическое увеличение. Нельзя добиваться его лю­быми путями, чтобы таким образом сильнее и результативнее противостать лагерю богоборческих сил!

Единство (повторяем: единство в истине, а не в заблуждении) не средство для достижения какой бы то ни было, пусть даже самой священной, цели. Единство, приводящее заблудших чад в спаситель­ные объятия Отца, является самоцелью. Арифме­тическое увеличение — естественное следствие единства, оно его результат, автоматически и неиз­бежно приходящий. Этот результат никоим обра­зом не может быть выдвинут в качестве побуди­тельной силы и цели единства.

В духовных битвах числа в расчет не берутся. «Един преследует тысящу, и двое прогонят тьму» (Втор. 32, 30). Потому что «Бог поборает». Царь сирийский, желая поразить пророка Елисея и одо­леть таким образом Израиль, послал в город Дафаим, где находился пророк, «кони и колесницы и си­лу тяжку: и приидоша нощию и окружиша град. И урани раб Елиссеев востати, и изыде: и се, сила обступи град, и кони и колесницы<…> И рече Елиссей: не бойся, яко множае иже с нами, нежели с ними. И помолися Елиссей и рече: Господи, отвер­зи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се, гора исполнь коней, и колес­ница огненная окрест Елиссеа» (4 Пар. 6, 14-17). Чиноначалия огненных ангелов обступали и защи­щали слабого и гонимого пророка… Веруем ли мы в это или для нас это просто сказка?

И, наконец: если паписты возвратятся к святой ве­ре Церкви Вселенских Соборов, то мы примем их с распростёртыми объятиями и радостным сердцем. Но это не ради умножения мирской силы христиан (давайте, наконец, перестанем поддаваться третьему искушению Христа!), но для исполнения желания Господа, которое одновременно есть и желание Его истинных учеников — то есть ради наполнения Отче­го Дома.

Если же они останутся при своих заблужде­ниях, если они сохранят свою приверженность бесов­ским выдумкам о первенстве и непогрешимости, то пусть Православие останется таким, как есть: бед­ным, окровавленным, смиренным и по мирски сла­бым.

Православию хватит нетронутого сокровища ис­тины. «И истина велика и крепчае паче всех. Вся земля истину призывает, и небо оную благословляет, и вся дела трясутся и трепещут ея, и несть с нею оби­ды ни единьш… Истина же пребывает и возмогает во век, и живет и обладает во век века… Сия крепость и царство, и власть и величество всех веков: благосло­вен Бог истины!» (2 Ездр. 4, 35-40). Аминь!

Епифаний Феодоропулос

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924