КРОВЬ И ПОТ АПОСТОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ. О. ВИССАРИОН (АПЛИА)1 min read

О. ВИССАРИОН (АПЛИА)Православные Абхазии находятся в состоянии, похожем на раскол. Несколько священнослужителей выступили против управляющего Сухумо-Абхазской епархией отца Виссариона (Аплиа), выразив ему недоверие. Они вступили в контакт с папистами, которые намереваются построить в республике костел и открыть католическую семинарию.

Это интервью с отцом Виссарионом состоялось в 2008 году, но оно, не теряет своей актуальности и сегодня.

…Путь к вере отца Виссариона был тернист. Его предок ставил подпись под документом о присоединении Абхазии к России в далеком 1810 году. Управляющий Сухумо-Абхазской епархии объяснил, почему Абхазия имеет право на самостоятельную жизнь и почему не вернется в Грузию.

— Отец Виссарион, почему Абхазия не имеет с Грузией ничего общего?

— Сегодня речь идет о восстановлении государственности Абхазии. Признать или не признать, это растяжимые понятия. Лига Наций еще в 1918 году признала неправомочность грузинских притязаний к Абхазии. Абхазия вправе сама решать, с кем ей быть. Но об этом не хотят говорить. А на самом деле существуют совершенно разные страны, люди, ценности — Грузия и Абхазия.

— В подвешенном, непризнанном состоянии находится и абхазская церковь?

— В 1943 году Абхазия каким-то странным путем оказалась в составе грузинского католикоса. После революции, в 1918 году Святой Патриарх Московский и Всея Руси Тихон не признал полномочность притязаний грузинского католикоса на Абхазию и Осетию, чем, естественно, вызвал гнев и репрессии. С этого, собственно, и началась беспрецедентная кампания гонений на Святейшего, которая закончилась его мученической кончиной. Именно после этих заявлений у палат, где находился Святейший, выставили вооруженную стражу. Тихон взял на себя ответственность и не побоялся сказать правду. Его пытались отговорить Каганович и компания, но безуспешно. Эта ситуация очень долгое время не афишировалась и была достоянием архивов.

История повторяется. В 1918 году Грузия способствовала оккупации Абхазии. В 1921 году ее освободили советские войска. И сейчас снова хотят реализовать известный сценарий, заняв эту территорию с помощью НАТО. Как только в России что-то происходит, они обязательно кидаются на нас. Такие вот соседи.

Поэтому если сегодня Россия не возьмет на себя ответственность перед Богом за Абхазию и Осетию, о чем сказал Святейший Патриарх Тихон, это приведет к страшным последствиям для человечества. Поэтому и Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II заявил, что вопрос об абхазской государственности нужно решать путем переговоров. Его слова и поддержка многое значат для нас. Ведь у нас пока нет епископа, нет полноты православной епархиальной жизни. Как же нам быть? В Тбилиси мы не поедем. Это не принимается. Как-то я встречался с католикосом Илией II в Москве. Вопросов по поводу нашей легитимности не возникло, но после отъезда грузинской делегации в Тбилиси появились заявления о нашем расставании чуть ли не в слезах. Вот как искажают реальность. Ведь Святейший Илиа не говорил об этом. Он понимает ситуацию, знает, что существует Абхазия, но у него тяжелое положение в Тбилиси. Так что для нас очень важна решительность московского Патриарха.

— Абхазия известна подвижничеством с времен первых христиан. Здесь в горах постоянно жили монахи. Как война, разруха сказалась на духовной жизни Абхазии?

— Очень сильно. Вот на территории Ново-Афонского монастыря располагался военный госпиталь. Раненых было очень много, а размещать их было негде. Враги знали об этом и стреляли туда. Там упало много снарядов. Слава Богу, обошлось без больших человеческих жертв, а разрушений было много — снаряды падали прямо на крыши, но Господь каким-то путем сотворил еще одно чудо, оградив свои создания от гибели. Снаряды в основном перелетали через монастырь и уходили в ущелье, где пещера Святого Апостола Симона Кананита. Там все кипарисы были срезаны как огромными ножницами. Противник рассматривал монастырь как военный объект и наносил по нему удары.

События в Абхазии рассматривают сегодня как конфликт. Ничего подобного — это была настоящая война между Грузией и Абхазией с применением воздушных, морских и наземных сил. Конфликт — это когда соседи повздорили и разошлись. А здесь жертвами стали тысячи людей, причинены огромные разрушения.

В Каманах погиб священник. Около храма не должно быть боевых действий. Но грузинские гвардейцы установили на колокольне пулемет и отрыли окопы вокруг храма. Естественно, когда абхазская армия шла в наступление, то была вынуждена подавлять огневые точки. Бойцы подразделения Рафика Айба обходили храм, и по ним открыла огонь из автомата женщина, застрелив несколько человек. В этот момент из храма вышел батюшка. Он поклонился Иоанну Златоусту, а в храм залетела граната, разлетелись осколки. Там батюшка — отец Андрей и погиб. Мы похоронили его прямо у храма. Но что удивительно — того, кто кинул эту гранату, на второй день разорвало в бою клочья.

Мою скуфью несколько раз пробило пулями. Я попадал под снайперский огонь, ходил по окопам с крестом, утешал, помогал раненым. Знаете, когда идут боевые действия, мало обращают внимания на то, кто священник или солдат. Всякое было. Но я не осуждаю никого. Со мной тогда был военный корреспондент из Москвы Борис Солдатенко. Мой духовный отец мне сказал тогда: «Ты опасно ходишь». Но я не мог не пойти. Один раз попал на простреливаемое место у разрушенной школы. Пространство надо было пробежать, но я не побежал, когда начался огонь, а укрылся в ямке. Меня было видно, и по мне стреляли. Посмотрел, крови нет…

Еще один батюшка погиб в Сухуме, еще один — отец Лаврентий пропал без вести. Погибла при артобстреле храма гладильщица Мария.

— Расскажите, как приходили к вере люди во время войны.

— Однажды мы сидели у костра на горе под Сухумом со стороны дач, перед наступлением. Солдаты варили похлебку. Начался сильный обстрел. Я накрыл Сергея Шамбу, и я стал его крестным отцом. Крестил бойца — жителя Нового Афона, который потерял ногу, чудом Господним оставшись в живых. Здесь крестились чеченцы. Когда в Канамах шло Шромское сражение, было много погибших. Под шквальным огнем там мало кто выжил. Ребята, бравшие у меня благословление, молились. Четыре чеченца, которые вышли из этой мясорубки, сказали: «Ваш Бог сильнее, чем наш, крестите нас». Я отправил их к отцу Петру в Лыхны.

…Во время войны ко мне обратился рядовой казак из Хабаровска Владимир Платонов, который попросил в случае гибели похоронить его на абхазской земле. Он погиб в Гагре. Я похоронил его в часовне в Лыхны, на месте захоронения казаков, которые погибли в XIX веке во время восстания абхазов. Платонов, защищавший Абхазию, похоронен над ними. Сейчас эта часовня — одно из самых почитаемых мест в Абхазии.

… Вообще, по военной науке, как подтвердили военные, подняться на гору и взять Сухум, было невозможно. Город был укреплен, и зайти в него было невозможно. Но все устроил Господь. Это спасло и грузин, и абхазов, что Господь прекратил кровопролитие, которое могло продолжаться долго.

По большому счету, грузинам выпало счастье, что они прекратили то, чего и не должны были делать. Роковую роль с ними сыграла сталинская вседозволенность. Но с абхазами они должны были относиться по-другому. Думаю, что нормальные и честные грузины прекрасно знают, что Абхазия — это не Грузия.

— Утверждается, что в Абхазии распространяется ваххабизм.

— Много небылиц распространяется грузинскими СМИ, которые выдумывают их, заявляя, что абхазы — чуть ли не поголовно мусульмане. Но есть факты. Недавно мы отмечали первый день Никейского Собора в 325 году, на котором присутствовал первый абхазский епископ Стратофил. Там был изложен Символ Веры. В Абхазии уже тогда сиял свет христианства. Распространение ваххабизма в Абхазии — выдумка, выгодная вполне конкретным силам. В Абхазии нет ни одной мечети. Это апостольская земля. С другой стороны, есть такие силы, которые пытаются через Саудовскую Аравию, через Турцию и местных абхазцев внедрить это.

Напомню, что православные христиане имеют право защищать свой дом и брать в руки оружие. Против Абхазии была совершена откровенная и неприкрытая агрессия. Абхазы ведь не поехали в Тбилиси с оружием. Это из Грузии пришли гвардейцы не споры по географии и истории разводить, а с оружием с суши, моря и воздуха. А сегодня пытаются представить дело так, будто этого нападения не было.

Но чем можно говорить с тем, кто, не признавая тебя, пришел физически покорить и уничтожить? Я считаю, что надо искать и найти инициатора этой кровавой ситуации, того, кто благословил их на этот поход. Враг рода человеческого постарался здесь на славу. Агрессия против осетин состоялась на начало Рождественского поста. Такое ощущение, что атака носила ритуальный характер. На Абхазию напали 14-го августа — в день начала Успенского поста. Как такое могли совершить православные? Искренне надеюсь, что грузинское священничество и грузинский патриарх не имеют к этому отношения. Да и кто спрашивает у священников сегодня? Разве светская власть сегодня спрашивает у духовной?

— Правда ли, что католикос Илиа II предал анафеме всякого, кто убьет грузина?

— Думаю, что это выдумка газетчиков. Не говорил он этого. В Православии нет ни эллина, ни иудея. Все мы — братья во Христе. Если национальное возьмет вверх над православием, это неизбежно приведет в тупик. Православие выше национального.

— Попытки вернуть в Абхазию потомков махаджиров могут привести к распространению мусульманства на этой земле?

— Несколько месяцев назад я встречался с группой этих людей из Турции. Я напомнил, что они были христианами, имеют православные корни. Говорил, что до падения Византийской Империи они жили здесь, оказались под доминантой Османской Империи, что были вынуждены бежать во время спровоцированной войны на Кавказе. Слово махаджир дословно переводится как бежавший. Часто в отношении махаджиров говорится как об изгнанниках. Но здесь нужно объяснить, что никто никого не изгонял. Сильный с оружием в руках защищал свой дом, обеспечивал безопасность родных и близких. Он должен был стоять до конца. Потомков махаджиров было человек 100. Из них человек 20 признались, что бывают в мечети. Спрашиваю: «На каком языке вы молитесь?». Естественно, на арабском. «Вы арабы?». «Нет». «Вы турки?». «Нет». Я сказал, что не хочу быть затурканным абхазцем. Они загудели. Тогда я заметил, что абхазцам Православие дает возможность вам молиться на родном языке, и Господь слышит их. Если же идет молитва на арабском языке, то о какой Абхазии может идти речь? Все стоящие там были поражены. Один из них сказал, мол, какая разница, на каком языке молиться. Но все 99 напали на него. На самом деле, если они вернутся к своим корням в Абхазию, то не представляют они опасности ни для кого.

— Тем не менее, возвращения махаджиров нет.

— Это опять-таки политика. Есть деятели, которые заявляют, что возвращение абхазов из Турции приведет к ваххабизму и катастрофе. Это опять ложь. Кстати, эти утверждения очень популярны в Грузии и самой Турции, которая является членом НАТО.

— В Абхазии ждали признания после Косово. Сильно разочарование в народе и руководстве?

— Православная абхазская среда возмущена оттого, что у сербов вырвали их духовное сердце — землю монастырей — Косово и Метохию. Мы огорчены, что Россия не вступилась за сербов. Но сравнивать Косово с Абхазией — безумие. Это родина абхазов, а там территории. Нам некуда идти. Опять бежать в Турцию? Прошлые поколения абхазцев были загнаны в такие условия, но мы не повторим ошибок прошлого. Нас сегодня, возможно, хотели бы изгнать. Но в Абхазии прекрасно понимают, что до конца претерпевшие спасутся, а неготовые убегут.

Почему грузины убежали из Абхазии? Они ведь сегодня тоже махаджиры, давайте говорить, как есть. Еще есть турки-месхетинцы.

А сравнивать Абхазию с чем-либо неуместно. Мы живем на дарованной Господом земле. Абхазское государство было, есть и будет. Оно в 1810 году вошло в состав Российской Империи без Грузии и Турции автономным княжеством. Мой прадед Аплиаа подписывал эту грамоту в Санкт-Петербурге. Мы никуда не уходили из России, несмотря на все революционные бунты.

Хорошо, если вы критикуете советскую систему, то почему Абхазия должна иметь что-то общее с Грузией? Ведь она вошла в состав Грузии, исключительно благодаря коммунистам. Народ абхазский огорчен нерешительностью России, а Косово здесь совершенно не при чем.

— Остаются ли пустынники в горах Абхазии? Что старцы говорят о будущей этой земли?

— Пустынножители могут обладать Божественным даром, когда уходят от людской суеты в определенные места. Они молятся в горах. Некоторые дошли до аскетизма, не общаются ни с кем, приняли затворничество. Они, действительно, достигают высочайших дарований, данных Господом человеку в религиозной форме. Им открывается воля Божья, потому что чем ближе мы к Богу, тем становимся более разумными и предотвращаем конфликты даже на уровне замыслов. Пустынники подсказывают людям, как избежать ошибок, козней и ловушек, расставленных врагом. Старцы находятся в горах Абхазии, и будут находиться. Есть и те, которых не удается найти. Их преследовали светские власти, вылавливали в советское время, но все тщетно. По этим святым местам ходили Андрей Первозванный, Симон Кананит, Иоанн Златоуст. Дорог в те места не было. Уровень моря был на 90 метров выше нынешнего. Здесь произошло третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

Здесь кипела духовная жизнь, потому что когда были гонения, люди уходили в эти места, не прекращая обращаться к Истинному Творцу, ко Христу. Это настоящий подвиг, который только может совершить человек. Так что всем жителям Абхазии надо радоваться, что есть такие подвижники, которые молятся за благополучие этой страны, всего Кавказа, России.

Что же касается предсказаний, то прислушались ли к предсказаниям Иоанна Кронштадтского, который предупреждал накануне революционного бунта? И в Евангелии написано о том, сколько будет знамений, но все равно не поверят им. Но главное — иметь веру. Даже верующий с горчичное зерно сможет творить чудеса. Творец Господь требует от своего творения немного — верить и жить по его закону. Сколько лет уже государство отделено от церкви. Это означает игнорирование закона Божьего, не образование человека в этом образе в школах, институтах, колледжах и т.д. Церковь выбита и не вмешивается в образовательную систему, где человека учат в духе дьявольских козней. Отсюда и катаклизмы, и революционные бунты, и коммуны. Все, что началось с Французской революции, продолжается до сих пор.

Вместо образа и подобия Господа мы получаем и даем нашим детям безобразие. Поэтому образ, который остался в этих горах — великое счастье и великая радость для всех нас. Пустынникам нужно только помогать. Я делал это, еще не будучи священником, продолжаю делать это и сейчас.

— 15 лет неопределенности Абхазии подорвали надежду людей?

— Надежда остается. Есть вера и любовь. В Абхазии знают, что такое своя страна. Нам не важно человеческое признание. Главное для Абхазии — признать Бога и жить по его законам. Это наша главная задача. Остальное — игрушки и выдумки человеческие. Но молитва и труд все перетрут. Нужно восстановиться духовно. Прежде всего, ищите Царствия Божьего, а все остальное приложиться. То же самое касается и государства — и Абхазии, и России…

Над президентами и государями нужна молитва. Россия — третий Рим. Первый и второй пали от неправильных действий и захвата чужих территорий. Мы обязаны молиться за Россию. Если, не дай Господь, упадет Россия, упадем мы все.

— В Грузии призывов реально взглянуть на происходящее в Абхазии, не слышно. Или не так?

— Они так научены. Советская и светская школа учила, что Абхазия — это Грузия. А сегодня учат там еще хуже. Образовательная система губит народ в образе лжи и художественных оформлений. У Грузии есть только одна перспектива — покаяние. Им нужно остановиться и убрать амбиции. Эти страсти выдавать желание за действительное не приведут ни к чему хорошему. За вторжение с оружием в чужой дом Господь их пока не наказал, а только предупредил, выведя из Абхазии. Им нужно войти во врата покаяния. Наверное, об этом они пока только думают. И пока они слышат только то, что хотят.

Могу показаться Вам резким. Но, по моему мнению, переговорный процесс надо прекращать. Потому что эти игры и политические дебаты ни к чему не приведут. Они лишь уводят от главного.

— Но Владимир Путин заявил, что план Саакашвили на самом деле хорош, только нужно согласие второй стороны.

— Очень благоразумное заявление. Ведь переговоры идут где-то за нашей спиной. После того, как Абхазия вошла в состав Российской Империи, в Абхазии правил владетельный абхазский князь. Он был самостоятелен, что касалось национальных вопросов, и решал с Россией общие, включая оборонные вопросы.

Абхазия всегда отличалась благородством своих сыновей. Приведу такой пример. Мой близкий родственник корнет Константин Лагорба служил в Дикой дивизии. Был благочестивым христианином, георгиевским кавалером. Когда у него погиб русский друг, он выехал к австрийским позициям на коне с белым флагом. Австрийцы подумали, что сдается и подпустили его ближе. Он положил своего смертельно раненого друга на коня и пошел обратно назад. Австрийцы ему аплодировали. За этот и другие случаи он получил наградное оружие лично из рук батюшки-Царя. Лагорба погиб в 1916 году.

— Спасибо за беседу.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924