«Ищите прежде Царствия Божия…» Священномученик Серафим (Чичагов)1 min read

Священномученик Серафим (Чичагов)Некоторые евангельские истины, по мнению светских людей, неисполнимы, хотя они и доступны человеческому разуму. К таким истинам надо отнести учение Христа о том, что для каждого дня нашей жизни довольно своей заботы и поэтому не следует заботиться о завтрашнем дне. Эта истина совершенно отвергается людьми, обремененными семьями, делами, службой или имуществом. Но странно, однако, что светские люди забывают при этом исторические факты и что не может существовать такой евангельской истины, которая бы не оправдывалась в жизни христиан и не подтверждалась на примерах. Неблагоразумно, да и несправедливо отвергать жизнеописания многочисленных христианских подвижников.

Действительно, заботились ли святители, преподобные, безсребреники и многочисленные подвижники Русской земли об одежде, пище, о жилище, безопасности среди своих врагов? Искали ли власти, чести, средств к существованию? Нуждались ли в чем? Нет, они пользовались всем и сами помогали неимущим; заботились лишь о делах небесных, духовных, о благочестии и спасении души, решительно отрекались от дел мира и следовали слову Христа: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). И многие другие прославились на весь мир своею жизнью, хотя были люди женатые, семейные и со средствами. Следовательно, подобная жизнь возможна всем христианам, и сомнения нашего светского разума есть клевета и хула на евангельскую истину.

Чем только не оправдываются светские люди! Будто бы Евангелие требует удаления в пустыню и отречения от мира, созданного, однако, для пользования людей, пища, одежда, жилище, знание и обучение не могут явиться сами собою, и, по определению Божию, люди должны работать в поте лица и добывать себе необходимое.

О слепота духовная! Искание Царствия Божия не есть удаление в пустыню или совершенное отречение от мира. Такого требования не мог предъявить Господь, обличавший людей, что между ними много званных, но мало избранных. Удаление от мира для спасения своей души и для службы Богу — это одно, а искание Царствия Божия — другое.

Отречение возможно по особому призыву Божиему вследствие ниспослания избранникам особого величайшего дара Божия. Человек не может по своему произволу отречься от мира, что подтверждается жизнью апостолов и других святых. Святитель Филарет Московский говорит: «Благо тому, кто сей дар обрел, с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет деятельно! Это дар не для всех!»

Иное дело — искание Царствия Божия, оно учит достижению того, чтобы дела мирские и земные не препятствовали делу духовному и небесному. Поэтому Христос и сказал, что надо прежде всего искать Царствия Божия и правды Его, а потом уже заботиться о своих земных делах, которые по милосердию Божию сами приложатся, устроятся, когда человек исполнением Христовых заповедей докажет свою любовь к Богу и стремление спасти душу свою. Следовательно, искание Царствия Божия не препятствует заниматься без вреда для дела духовного делами земными, исполнением своих обязанностей по службе, в семье, приобретением познаний в науках и прославлением Отца Небесного в труде и благотворениях. Христианская жизнь требует только, чтобы впереди всех дел были поставлены заботы о душе и о будущей, вечной жизни.

Как искать Царствия Божия? Не плотию, не на земле и не делами мира ищется Царствие Божие, но духом, сердцем, мыслию в небесном пространстве, горячею молитвою, воздыханиями, у ног Спасителя, коленопреклоненно пред Преблагословенною Материю Божиею. Молитвы, возношения духом не могут мешать заботам о семье, о хлебе насущном, работе и изучению наук и искусств. Но чтобы сердце могло найти путь и достигнуть врат Царствия Божия, оно должно быть чисто, свободно от страстей, подобно тем, которые блаженствуют в Царствии Божием Такое очищенное, освященное сердце есть жилище Духа Святого, а потому Христос и сказал фарисеям: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Итак, искание Царствия Божия есть устроение в сердце своем жилища Святому Духу.

Ищите правды Его. Но что такое правда Царствия Божия? Это, конечно, истина во всем, всегда, везде! Каждое слово Евангелия есть величайшая правда, а потому желать усвоить себе слово Божие — значит искать правды.

Когда же ради Спасителя, вечной Истины, мы будем служить правде, существовать ею, обучать и воспитывать детей правдой, истинно любить и поддерживать любовь правдой, когда изгоним из сердца лицемерие, мечтание о земном счастии, величии, богатстве, ибо все это ложь и прах, то возможно ли допустить, чтобы правда Божия не воздала нам сторицею за все и не оправдала слов Христа: И сия вся приложатся вам!

Ищите же Царствия Божия, по слову Христа! Прежде славьте Бога, благодарите и испрашивайте наставления, а потом заботьтесь о своих желаниях и решениях! Прежде согрейте свои сердца любовию ко Господу и ближним, любовию деятельною и живою, а потом получайте власть над ближними и становитесь их руководителями! Прежде познайте свою немощь, готовность ежеминутно преступить заповеди, свое безсилие в борьбе со страстями, а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона. Прежде верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь именем ученика Христова. Аминь. 

Священномученик Серафим (Чичагов)

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924