ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА ТАВРИОНА. Архимандрит Петр (Кучер)1 min read

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

Архимандрит Таврион (Батозский)В этот день 13 августа 1978 года отошел ко Господу старец святой жизни, духовник Рижской Спасо-Преображенской пустыни архимандрит Таврион (Батозский). Мне по милости Божией довелось с ним служить, общаться, слушать его богодухновенные поучения. Вот какова вкратце его биография.

Отец Таврион (в миру Тихон Данилович Батозский) родился в многодетной крестьянской семье в Харьковской губернии и уже в 15 лет по своему желанию поступил послушником в знаменитую Глинскую пустынь. Во время Первой мировой войны его призвали в действующую армию. Там он служил при полковой кухне в Даугавпилсе в Латвии, бывал в Риге, и уже в конце жизни, будучи духовником Рижской пустыни, часто вспоминал об этом и дивился Промыслу Божию, приведшему его опять на Латвийскую землю.

Только после революции 1917 года он вернулся в родную обитель. А в 1920 году уже советская власть опять проводила мобилизацию насельников монастыря на военную службу. Но на этот раз его отпустили с призывного пункта, и на обратной дороге с ним произошло удивительное происшествие — он чудесным образом был спасен от смерти.

Дело было на Сумщине в марте. Преодолев пешком со множеством препятствий за два дня путь в 45 верст от Курска до Глинской пустыни о. Таврион, а тогда еще послушник Тихон, стремился быстрее добраться до родной обители. Ему хотелось успеть по благословению настоятеля вернуться в срок, и поэтому он нигде не задерживался по пути, лишь один раз переночевал в каком-то монастыре.

И вот когда он дошел до монастырской мельницы, то увидел, что на реке, отделявшей его от монастыря, уже начался ледоход. Был паводок, трескался лед, несло бревна, невысокая речная насыпь, по которой обычно проезжали телеги, была залита водой. Несмотря на это, он решил переправляться на ту сторону. Монастырские братья, жившие при мельнице, стали отговаривать его, прося подождать до утра: «Куда ты идешь, посмотри какой потоп, что творится!», — но видя его непреклонность, дали ему небольшую лодку для переправы, а сами вышли на берег провожать его и молиться.

Он сел в лодку, но, проплыв, может быть, метров пятьдесят, когда до противоположного берега оставалось еще метров тридцать, попал в водоворот, лодку перевернуло и его затянуло течением под лед. Неизвестно, сколько он пробыл в ледяной воде, но, с Божией помощью выбрался, потому что когда человек с Богом, то он несгибаемый и непотопляемый. Он выплыл на полузатопленный островок среди реки, откуда его потом спасли подоспевшие на помощь монахи. К удивлению всей братии, уже на следующий день он приступил к несению прежних послушаний, и никакой простуды, ни воспаления легких, которое непременно с нами бы случилось, он не получил. 

Итак, о. Таврион был в Глинской пустыни до самого ее закрытия, затем служил в разных монастырях и на приходах, а в 1931 году был арестован за «антисоветскую агитацию». В то время, когда в Русской Православной Церкви уже вовсю бурлили страсти вокруг декларации митрополита Сергия, архимандрит Таврион принял сторону Казанского митрополита Кирилла, к которому примкнула большая часть духовенства: архиереи, священники и миряне, не признававшие эту декларацию. И вот о. Таврион был тайным секретным связным между теми силами в духовенстве, которые хотели избрать на патриарший престол митрополита Кирилла. Отца Тавриона выдали сотрудникам ОГПУ обновленцы, и его арестовали прямо в вагоне поезда. 

Эти обновленцы в 1923 году собрали свой лукавый антихристов собор в храме Христа Спасителя, за что этот храм был предан в руки врагов и в 1931 году разрушен до основания. Господь не потерпел осквернения святыни, потому что обновленцы превратили его в бесовское капище, а простые люди не знали об этом. Господь попустил нехристям взорвать этот храм, потому что в нем заседали 163 самозванных епископа и перебежчики из духовенства, которые составили заговор против Церкви Христовой и законного патриарха Тихона, замыслили свергнуть его, а истинных православных христиан изгнать из храмов. Но мы знаем, какая судьба постигла обновленцев, хотя обновленчество так до конца не уничтожено и влачит свое существование и по сей день дня, но уже подпольно, т.к. у обновленческого движения, как в сказке про змея горыныча, не была отрублена последняя голова. Вот они теперь и творят нам погоду.

Итак, о. Таврион был схвачен чекистами в вагоне поезда и отправлен по тюрьмам, лагерям и ссылкам, где провел в общей сложности 21 год и выжил только благодаря тому, что ежедневно совершал Божественную литургию, он был хорошим художником и писал для лагерей и заводов всякие лозунги, плакаты и прочую ерунду. Это было внешним прикрытием его подвигов, а по ночам он служил литургию. Он имел служебник, самодельные евхаристические сосуды, антиминс, доставал изюм, из которого давил виноградный сок и использовал его вместо вина для Причастия.

Он знал наизусть суточное богослужение: сам служил, сам пел, сам разжигал кадило и делал это не в таких прекрасных храмах, где мы сейчас с вами стоим, а в лесу на пне или в сырой землянке Казахстана. Благодаря благодати Божией, дарованной ему в таинстве Святой Евхаристии он, полуголодный и больной, выжил столько лет в лагерях и ссылках. Когда в 1952 году он вышел из мест не столь отдаленных, то его и близко не хотели подпускать к официально разрешенному служению в действующих монастырях и храмах. Где бы он ни был, власти его отовсюду гнали.

Одно время он служил в Глинской пустыни, потом в Уфе, затем в Ярославской епархии, и уже оттуда митрополит Рижский и Латвийский Леонид в марте 1969 года выпросил его к себе у патриарха Алексия I. После смерти старца схиархимандрита Косьмы около 10 месяцев вдовствовала должность духовника Спасо-Преображенской пустыни в Латвии возле Елгавы. И тогда митрополит Леонид поехал к патриарху и сказал: «Ваше Святейшество, дайте нам архимандрита Тавриона, иначе пустыньку можно будет закрывать».

А ведь так и было: в 50-х и 60-х годах закрывались открытые было после войны церкви и монастыри, потому что жилось вольготно и народу было не до Бога. Святейший благословил, и о. Таврион отправился в Латвию. Хоть и скрежетали зубами волки — слуги антихристовы, однако не могли ничего сделать. В то время в Латвии, и вообще в Прибалтике, рядом с католиками и лютеранами, православным было не столь опасно служить и проповедовать слово Божие, потому что там власти не так притесняли верующих, как в Центральной России, чтобы не было недовольства у местного населения.

Буквально через считанные недели после приезда о. Тавриона русский народ валом повалил в пустынь. Уже через полгода пришло изобилие, хотя до этого сейфы пустовали и финансы были на нуле, а теперь стала процветать не только сама пустынь, но и Рижский монастырь — все было завалено посылками, переводами, пожертвованиями. Отец Таврион ежедневно служил, проповедовал, исповедовал и причащал людей. Он открыто обличал беззаконников, особенно колдунов, которых прямо во время службы бил крестом и изгонял из храма. Он был старец святой жизни и обладал даром прозорливости, в чем я на собственном опыте неоднократно убедился, когда о. Таврион меня вразумлял и обличал.

Как-то я сослужил ему на Божественной Литургии, это было на второй или третий день Рождества Христова 1977 года. Стою за престолом во время сугубой ектении и думаю: «Как хорошо в пустыни: сугробы по пояс, ветви елей ломятся от тяжести снега, раннее утро, солнце встает, серебрится день морозный — прямо как в сказке. Ощущается необыкновенный духовный подъем, ведь служит здесь такой святой старец, вот бы и мне остаться с о. Таврионом, чтобы тут служить». А служил я в то время вторым священником в городском соборе г. Даугавпилса, и, когда была возможность, приезжал к о. Тавриону, любил с ним служить — к нему тогда множество священников приезжало.

И вот не успел я так подумать, как он произносит очередное прошение сугубой ектении, и, пока хор поет: «Господи, помилуй», — говорит мне: «Служи там, и там хорошо, благодатно». И тогда я, конечно, понял, что это он ответил на мои мысли, и многое другое он мне предсказывал. Например, почти за год до своей кончины о. Таврион посоветовал митрополиту Леониду, тогда еще архиепископу, назначить меня своим преемником и поставить духовником обители. Но владыка не внял его словам и поставил другого священника. В связи с чем обстановка в пустыни сложилась так, что архиерей был вынужден исполнить завещание архимандрита Тавриона и поставить на его место меня. Назначение совершилось 1 мая 1979 года, и это послушание нес я там до 27 апреля 1991 года, т.е. 12 лет без трех дней.

Многие рассказывали, как о. Таврион их обличал, как говорится, не в бровь, а в глаз, говорил каждому самое сокровенное. Проповеди он произносил, глядя поверх голов: смотрит вверх, а Мария или Степан знают, что это их грехи обличает о. Таврион.

Будучи хорошим художником, он сам писал иконы, любил красивое пение — организовал его в пустыни на должной высоте. Со всех концов страны к нему ездили люди, и он очень много сделал для проповеди Православия. Это был ревностный пастырь, безстрашный христианин и борец против сил зла, который посвятил свою жизнь служению Богу. Он не был экуменистом, как некоторые сейчас о нем говорят, хотя и не враждовал против католиков, ездил к ним в гости, как, собственно, и сам митрополит Леонид и другие рижские священники, которые тоже не гнушались общения с католическим духовенством. Но они веру от этого не теряли, и такое общение происходило чисто на житейском уровне, здесь нужно принимать во внимание и условия проживания православных в католическом регионе, и специфику психологии местного населения, и другие факторы.

Отец Таврион был настоящий духовный боец, истинный православный монах, который ревностно подвизался, постился, молился, одно его слово было, как огонь, как снаряд, поражающий собеседника. Его враги — ненавистники благочестия, колдуны и безбожники скрежетали на него зубами, не находили себе места от злости, но эти сатанинские букашки ничего не могли поделать с праведником. И вот, когда почитатели старца, его духовные чада уже в 90-х гг. стали собирать материал для его церковной канонизации, то не тут-то было, возникли неожиданные препятствия. Внутренние враги Церкви помешали его официальному причислению к лику святых, они вменили о. Тавриону в вину то, что он общался с католиками. Хотя я как один из свидетелей его жизненного подвига говорю вам, что он не был экуменистом. Он ни разу не сказал: «Давайте соединим католичество с Православием».

Он чисто по-человечески с ними общался, дружелюбно относился, а иначе и нельзя было, если станешь враждовать, так там не поздоровится, но экуменистом он никогда не был. Отца Тавриона до сих пор не канонизируют, может, вспомнили ему и то, что он был в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Конечно, в то время тяжело было понять смысл Промысла Божьего, может быть, о. Таврион и совершил тогда ошибку, но кто из людей безгрешен, даже святые — и те ошибались. То дело, которое совершал о. Таврион, он делал ради пользы, блага и спасения Церкви, а не из каких-либо корыстных целей, ведь он не был ни еретик, ни раскольник. Хотя, конечно, митр. Сергий сделал правильный шаг, когда своей декларацией поддержал Сталина, яростного врага антирусских сил.

Сталин был бичом для антисоветчиков и антиправославных, что показала его дальнейшая жизнь: он выиграл войну с диавольским драконом Гитлером, даровал Церкви право на существование в Советском государстве, как некогда Константин Великий, давший Христианству конституцию. Сталин уже в 1941 году повелел открывать храмы, в 1943 году — возродил патриаршество, возобновил Троице-Сергиеву Лавру. Эта симфония двух руководителей — митрополита Сергия и Сталина сыграла решающую роль в деле продолжения жизни нашей Церкви и Отечества до сегодняшнего дня. Многие современники тогда не понимали всей глубины происходивших событий, но не поступили ли бы мы хуже их, живя в то время и оказавшись на их месте? 

Отец Таврион мужественно пронес по жизни свой исповеднический крест и скончался от рака пищевода 13 августа 1978 года. Где-то за полтора месяца до его кончины, в 20-х числах июня я в сновидении видел, как хоронят о. Тавриона. Вижу пустыньку, деревянный храм прп. Иоанна Лествичника, о. Таврион лежит в углу церкви, где поет правый хор, а, наклонившись над ним, вокруг гроба стоят священники в ослепительно белых одеяниях. В таких, как пишется в толковании на Евангелие, в какие был облачен Господь Иисус Христос во время Преображения на горе Фаворе. Такая же одежда была и на самом о. Таврионе, от которого сиял свет. Одежды на нем искрились, как зимний снег в морозный солнечный день, и так же издавали яркий, с голубизной свет, который отражался на стоявших вокруг священниках. Я же в это время вижу себя стоящим на солее, и у меня в руках оказалась книга, похожая на настольный церковный календарь. Я развернул ее посередине и на левой странице читаю — отец Таврион умер 12 июля. Дата его кончины была указана в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

Что касается лично меня, то я считаю о. Тавриона святым. Он пострадал за Христа: более четверти жизни пробыл в тюрьмах и лагерях, не предал никого на допросах, не перешел в обновленчество, не пошел работать ни в какие бухгалтера, как делали многие, оставив священство. Он отбывал свой срок в блиндажах, в землянках, пребывал в голоде и на морозе, но выстоял. После этого еще много лет служил и проповедовал, имел дар прозорливости, в котором не сомневается никто из знавших его. А прозорливость, как вы знаете, дается не за красивые глаза, а за дух, просвещенный и очищенный благодатью Христовой. Но если здесь, на земле, кто и противится его церковному прославлению, то, надо полагать, что на небе он уже причислен к лику святых. Молитвами его да спасет и помилует нас Господь! Аминь.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924