НЕДЕЛЯ 12-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, О БОГАТОМ ЮНОШЕ. Архимандрит Петр (Кучер)1 min read

С праздником, дорогие братья и сестры!
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

О БОГАТОМ ЮНОШЕСегодня у нас читалось Евангелие о богатом юноше. Само богатство, как мы говорим в миру, материальное, очень вредит нашему духовному возрастанию и спасению. Богатый человек делается жестким и скупым. Он не любит ближних своих, если, приобретая земные блага, своевременно не раздает и не делится с другими. Но это физическое материальное богатство прообразует еще худшее «богатство», грехи.

Получается, что настоящим нашим «богатством» становятся грехи, которые мы накапливаем. Ибо материальное, земное, вещественное богатство — оно не наше, все в этом мире принадлежит Богу, и это должен осознавать каждый. Человек нагим рождается, нагим и умирает. Господь попускает нам приобретать земные блага не для того, чтобы мы складировали их у себя, строили второй амбар, завязывали бы золото в мешках, как это делал отец Горио (у Бальзака), а для того, чтобы могли справедливо их распределять, помогать тем, которые не могут сами заработать: больным, разоренным, ограбленным, т.е. мы должны подавать милостыню.

Запомните, Господь дает истинное богатство тем, которые обращаются к Нему за помощью, и ничего не дает тем, кто не просит у Него или же просит себе не на пользу, а на погибель — непотребное и неполезное. Так вот, собственно, дело не в богатстве, а в том, что мы скупимся и не делимся с другими. Но если мы бедные и не получаем ничего ни от богатых, ни от ближних, то это попускается по нашим грехам. Тем самым Господь нас держит в бедности и нищете, чтобы мы не забывали Бога. Он нас в один миг может сделать богатыми, но спасительно ли это нам?!

Перед Богом все равны. Только Господь одним дает жить в достатке, чтобы они спасались, раздавая свое богатство ближним, и развивали у себя чувство любви — главное требование христианской веры. А другим — определяет жить в лишениях и нужде, чтобы стяжали терпение и смирение. А что значит смирение? Человек, зная, что у него ничего нет и он не может сам добыть себе состояние и распоряжаться им, как ему хотелось бы, все упование возлагает на Бога.

Господь все устрояет промыслительно: может быть, бедняку вредно быть богатым, потому что богатея не в Бога он бы привязался сердцем к богатству и стал бы тогда хуже богатого. Как говорит народная пословица: не дай Бог свинье роги, а мужику — панство, поэтому каждому свое, братья и сестры. Даже Господь, находясь на земле, ничего не имел: ни собственного жилья, ни другого имущества, подавая всем нам пример нестяжательности. И после Своего Вознесения на небо Он часто являлся людям в образе простого путника, не гнушаясь бедности и простоты.

В Отечнике, где приводятся жития древних отцов-пустынников, описан случай, как Господь в виде больного нищего сидел у дороги и ждал, когда Его кто-нибудь перенесет в ближайший монастырь на службу. Мимо проходили спешившие со скита монахи, но никто из них не помог Ему. За ними последним бежал настоятель скита и, увидев нищего, взял его на свои плечи и понес, несмотря на то, что сам был немощным и опаздывал в храм. Но чем ближе игумен подходил к монастырю, тем легче становилась его ноша. И когда он был уже совсем близко от обители, нищего не стало у него на плечах, и он услышал голос Господа, Который сказал ему, что если хочешь, чтоб спаслись твои ученики, ты должен научить их поступать так же, как и ты, т.е. делам милосердия и любви к ближним.

Помните, 30 марта совершается память св. Алексия, человека Божия. Его житие — это классический пример самоотвержения ради любви к Богу. У него были несметные богатства, любящие родители, красавица-жена, но он сразу после свадьбы оставил все это и ушел скитаться. Он добровольно сделался нищим ради Христа. И вот спустя некоторое время, он вернулся на родину и, не узнанный никем, поселился в сарае возле родительского дома. Сидя у ворот своего родного отца, он много терпел поношений и оскорблений от собственных слуг. Мало того, что он был бедным, так еще и больным: от недоедания и холода он потерял свою былую красоту и покрылся струпьями.

Видите, что же еще выше перед Богом — нищета и смирение! И когда пришел час кончины праведника, был голос под сводами алтаря римского храма, который сказал папе и другим священнослужителям: «Идите и похороните человека Божия», — и было указано его местопребывание. Вот как Господь возвеличил Своего угодника.

Собственно, все средства нашего бытия в этом мире хороши, но лишь бы правильно человек к ним относился. Если так тяжело терпеть бедному свое положение, то что тогда говорить о преподобных, о мучениках, как они терпели? А как жили пустынники, которые подвизались в пустынном одиночестве и ничего себе не искали? Они исцеляли больных, воскрешали мертвых, а когда в благодарность приносили им пожертвования, привозили на горбах верблюдов или ослах мешки золота, то подвижники бежали от них в другую пещеру, если еще не дальше.

Итак, дорогие братья и сестры, обратимся к сегодняшнему Евангельскому чтению: «И се, един приступль рече Ему: Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?» (Мф. 19; 16). Конечно, этот богач по внушению Божию обратился к Иисусу Христу, чтоб засвидетельствовать душевное состояние человека, который богат. Видно, этот юноша был все-таки благочестивым, если спросил о спасении, как о том толкуют отцы Церкви. И Господь, для того чтобы Его не улучили, не поймали на слове книжники и фарисеи в нарушении Ветхого Завета (а за Ним всегда ходили толпы не только простых людей, жаждавших слышать Его поучения, чтобы спастись, но и враги, иуды, которые всегда были, есть и будут), сослался на Закон Моисея, который был основанием, камнем иудейской веры.

Поэтому Господь начал перечислять ему заповеди, Десятисловие Моисея, которыми руководствовался Израиль уже 15 веков. А в конце Спаситель добавил: «и: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Мф. 19; 19). Юноша ответил, что соблюл все это от юности, но чего еще не хватает? Христос зная, что он богатый, сказал ему: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим» (Мф. 19; 21). Господь этим обличил юношу: если бы он имел любовь к ближнему, то не был бы богат, ведь в те времена многие терпели голод и нуждались в помощи. Поэтому богатство этого человека прообразовало духовную нищету, т.е. грехи.

В житиях святых описано множество случаев, когда богатые люди спаслись и вошли в Царство Божие впереди бедняков, потому что правильно пользовались своим состоянием и раздавали его неимущим. Они были не хозяевами, не владельцами богатств, а их раздаятелями. «Слышав же юноша слово, отъиде скорбя: бе бо имея стяжания многа» (Мф. 19; 22). Он восскорбел и отошел от Иисуса Христа и Его учеников. Оказывается, то материальное богатство, которое он имел, символизировало обилие его грехов: черствость, нелюбовь, скупость и т.д. Он исполнял предписания закона Моисеева, как и все иудеи, собирал урожай и относил налоги: или первые 10 тонн зерна, или 10 кг масла от удоя, или 10 голов скота от своего стада отвозил как десятину в Иерусалимский храм, но без учас тия сердца, без любви.

Так сейчас платят налоги колхозы или предприниматели: сдал государству, еще и пожалел, не передал ли копейку лишнюю. Таким образом, Ветхозаветный закон Моисеев не вырабатывал у людей чувства милосердия и любви, потому что десятина давалась не по своему произволению, а по повелению закона, по принуждению. А нужно, чтоб не по приказу сверху, не по директиве ты раздавал милостыню, а чтобы сам вытаскивал из кармана и давал. Этим как раз и отличается Ветхозаветная вера от Новозаветной, Христианской.

Ветхозаветная вера еще не учила любви, она только готовила людей к пришествию в мир Иисуса Христа, Который открыл нам волю Божию, а воля Божия такова: возлюби Бога и ближнего своего, что и сказал Спаситель евреям, но у них еще не было силы любви! Эту силу Господь сообщил роду человеческому, принеся Себя в жертву, проявив жертвенную любовь, когда распялся за грехи рода человеческого на Голгофе на Кресте. И вот, настала Пятидесятница, сошел Дух Святый в виде огненных языков на апостолов и первых христиан. С этой Божественной благодатью передалась и способность любить своих ближних.

Чтобы человек поступал, как тот самарянин, который шел из Иерусалима в Иерихон, и встретил на пути израненного еврея. И хотя разное вероисповедание не позволяло им общаться, самарянин не оставил несчастного погибать. Вот чему учит Господь — проявлять любовь. Этого раненого оставили без помощи иудейский священник и левит, они прошли мимо, как будто это их не касалось, потому что Ветхий Завет проходил мимо человеческих скорбей, он еще не был научен милосердию. И только когда пришел Основоположник Новозаветной религии — Сам Иисус Христос, Сын Божий, то поднял лежащего во грехах Адама — весь род человеческий, который погряз в грехах и был побит разбойниками — бесами.

И мы, дорогие, тоже сейчас «богатеи». Мы богаты своими грехами. В житии святых описан случай, как авва хотел показать состояние грешника своим ученикам. Старец послал одного из монахов в город и повелел ему купить несколько кусков мяса и обвязаться ими. Ученик все так и сделал. На обратном пути на него напали гиены, шакалы и собаки, они погнались за ним, потому что чуяли запах мяса. Когда они его настигли, то стали рвать мясо, а с мясом и тело монаха. Он, весь израненный, добрался до своего монастыря и поведал братии, как на него накинулись дикие звери.

Так и нас терзают бесы, эти невидимые духовные псы: чем больше наша душа обвешана грехами, тем сильнее они на нас нападают и мучают. Итак, братья и сестры, чтобы быть духовно здоровыми, нам надо уверовать в Бога, но только веровать не номинально, не умственно, а сердцем веровать! А у нас получается, что голова новозаветная, христианская, а сердце — ветхозаветное, не любящее. Мы сейчас находимся в таком бедственном положении, как тот человек, который впал в руки разбойников. И чтобы исцелиться, надо ходить в церковь, исповедоваться в грехах, работать над собой и молиться.

Каждому Господь дал разум, у каждого есть душа, и Евангелие доведено до каждого — мы все знаем волю Божию, но не хотим выполнять ее, покоряться ей: ходить в храм по воскресным и праздничным дням, готовиться к исповеди, причащаться, молиться дома, творить дела милосердия. И если ты не можешь вывернуть карман и подать милостыню, то хотя бы не лезь в чужой и не кради, не делай умышленно зла! И тогда ты не будешь уличен на Суде Божием хотя бы в этом грехе. Если не даешь, то хоть и не отбирай насильно, несправедливо, не наживайся на чужом горе.

Вот такой смысл сегодняшнего Евангельского чтения о богатом юноше. Аминь.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924