О созыве Всеправославного Собора. (Николай Каверин)1 min read

Сентябрь 2011Патриарх Варфоломей считает необходимым ускорить созыв Всеправославного собора с участием всех поместных Православных Церквей. Подготовку собора начали еще в 1960-е гг. Ему предшествуют заседания Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий. Длительный перерыв в работе подготовительных комиссий был вызван осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии. Встреча иерархов Православных Церквей в 2008 г. в Стамбуле сделала возможным возобновление сотрудничества в подготовке собора.

На данный момент состоялось в общей сложности 4 Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976; 1982; 1986; 2009) и 6 межправославных подготовительных комиссий (Женева, 1971; Шамбези, 1986; 1990; 1993; 1999 и 2009).

В приглашениях, разосланных патриархом Варфоломеем предстоятелям поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного Собора, созыв которого Варфоломей желает ускорить:
1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
3. Процедура признания статуса церковной автономии.
4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
5. Установление общего календаря праздников.
6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
7. Вопрос поста в современном мире.
8. Связь с другими христианскими конфессиями.
9. Экуменическое движение.
10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.
«Наша Православная Церковь постоянно старается идти в ногу со временем, ничем не жертвуя из своего учения, но реагируя при этом на веяния времени, помогая верующим справляться с современной действительностью», – заявил Патриарх Варфоломей 30 мая 2011 г. в интервью телеканалу «Вести-24», не скрывающий намерений изменить посредством Всеправославного Собора православные каноны и церковные традиции.

Как отмечается в комментарии сайта «Православный Апологет», Патриарх Константинопольский Варфоломей не раз в последнее время заявлял о своей приверженности линии его предшественников. Это не просто фразы, брошенные на ветер, – это указание на особую специфическую линию в его церковной деятельности. Для историка Церкви эта линия имеет не смутные черты, а приобретает вполне конкретные и ясные контуры. Создателями этой линии являются такие «выдающиеся представители Вселенской патриархии», как Мелетий Метаксакис и Афинагор. Эти «выдающиеся» церковно-политические личности целенаправленно повели свою Церковь в сторону уничтожения Православия, размывания православного сознания, раскола, экуменизма, модернизма и соединения с Ватиканом. Также эти «особые личности» выработали специфику церковной линии Константинопольской кафедры – ярко выраженное экуменическое сознание при поэтапном предательстве Православной Церкви: насильственное и незаконное введение нового стиля, незаконное снятие анафемы 1054 г., развитие ложной идеи о всеправославном первенстве Константинопольского патриарха с присвоением особых прав, антиканоничное участие в богослужениях с инославными, моления в синагогах и мусульманских мечетях, модернизация богослужения, введение в богослужение современных языков, формирование особого метапатристического богословия и т. д. 

Невозможно не заметить, как увязываются взгляды нынешнего Вселенского Патриарха с идеей о созыве Великого Собора, т. е. по его мнению Вселенского собора. Этот Собор, несомненно, должен будет узаконить на высшем уровне именно «линию уничтожения Православия», измены ему, ибо это линия выстроена «выдающимися предшественниками Патриарха Варфоломея». Возможность совершить такой грандиозный переворот в Православной Церкви существует. Такая возможность предоставляется активной секуляризацией современной паствы и клира, которая порождает полное безразличие к истине и нежелание ею жить и ее отстаивать. Эта линия Вселенской патриархии лишь окончательно добьет Церковь, лишит ее спасительной соли. Поэтому – сегодня мы все призываемся к особой молитве, подвигу, активному духовному противостоянию надвигающейся катастрофе… Что же касается планируемого Великого Собора, то здесь можно сказать вполне однозначно – это не будет святой собор. Ибо все поднимаемые на нем проблемы и вопросы будут узаконивать именно «линию» патриархов-модернистов, а для этого будут самым активным образом пересматриваться и редактироваться святые каноны Православной Церкви, лишая Церковь благодатной соли и важных спасительных ориентиров, превращая ее окончательно лишь в некую религиозную систему. И мы еще и еще раз подчеркнем, что Православная Церковь вовсе не нуждается в этом Соборе. А Константинопольская патриархия должна принести глубокое покаяние за все те потрясения в Церкви, которые с начала XX столетия были вызваны активными шагами в сторону реформации Церкви, ее обмирщению, – говорится в комментарии «Православного Апологета».

Также мы видим, что в последние месяцы православный мiр наблюдает серию конфликтов между Поместными Православными Церквями. Похоже, что мы вступили в полосу православных раздоров.

Так, например, глава Кипрской поместной Церкви Архиепископ Хризостом в последнее время несколько раз высказался о пересмотре Пентархии, а именно о том, что возглавляемая им Церковь должна занять в диптихах 5-е место, занимаемое ныне Русской Православной Церковью. В интервью, которое Архиепископ Кипрский Хризостом II дал агентству новостей Аmen, Предстоятель Кипрской Православной Церкви заявил, что будет добиваться изменения места своей автокефальной Церкви в диптихах. Архиепископ также подчеркнул, что численное превосходство верующих какой-либо из Православных Церквей, по его мнению, не является определяющим фактором. Сейчас Кипрская Церковь стоит в диптихах на 10-м месте. Говоря о «другом месте в диптихах», Архиепископ Хризостом не уточнил, имеет ли он в виду 5-е место, которое занимала Кипрская Православная Церковь в древности и которое в настоящее время занимает Русская Православная Церковь, или же речь идет о более скромной позиции.

В начале сентября 2011 года Константинопольский патриарх Варфоломей созвал Собор (Синод) глав древней Пентархии – пяти предстоятелей древних Патриархатов, на который приглашены только восточные Патриархи (Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский) и Архиепископ Кипрский. Естественно, это мероприятие было расценено Русской Православной Церковью – самой крупной из поместных Православных Церквей – как оскорбительное и унизительное. 

В своей вступительной речи 1 сентября 2011 года перед началом Собора Константинопольский патриарх Варфоломей подтвердил намерение рассмотреть на Соборе вопросы, имеющие отношение ко всем Православным Церквам, а также объявил о своем понимании того особого положения, которое древние патриархаты и Кипрская Церковь занимают в общей структуре мирового православия. Подчеркнув важность согласия всех Поместных Православных Церквей в решении задач общеправославного значения, патриарх Варфоломей сказал, что он, как Вселенский патриарх, согласно каноническому порядку, является координатором всех Церквей мирового Православия и поэтому прилагает особенные усилия для скорейшего созыва Великого Всеправославного Собора.

Далее Константинопольский патриарх сказал, что древние патриархаты и Кипрская Церковь обладают «особой честью» среди других Поместных Церквей и могут использовать многовековой опыт своего православного свидетельства для облегчения и ускорения решения общеправославных вопросов. Поэтому, по словам патриарха Варфоломея, ныне созванный Собор древних патриархатов, хотя и созывался преимущественно для обсуждения событий на Ближнем Востоке, будет также посвящен обсуждению подготовки Великого Всеправославного Собора. После этого в своей речи патриарх Варфоломей аккуратно заметил, что созыв Всеправославного Собора встречает различные препятствия, и что отдельные автокефальные Церкви должны пожертвовать своими узкими национальными интересами для общего блага всего Православия, сообщает fanarion.blogspot.com.
3 сентября участники Собора глав древней Пентархии в специальном коммюнике обсудили меры, которые необходимо предпринять для созыва Святого и Великого (Всеправославного) Собора в обозримом будущем. «Было с сожалением констатировано, – говорится в коммюнике, – что с февраля сего года движение в направлении созыва Собора прекратилось, и причиной этого является способ принятия решений Всеправославным Предсоборным совещанием, которое действует лишь на основании единогласных решений». 

Поясним, что именно Московский патриархат настаивает, чтобы все решения будущего Собора принимались черезконсенсус. Как пояснил председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), «принцип консенсуса предполагает согласие всех Церквей с принимаемым решением. А если хотя бы одна Церковь с чем-либо не соглашается, значит, на это у нее есть основания, и основания эти лежат в традиции той или иной Поместной Церкви». Также митрополит Иларион заявил, что «мы всегда настаивали и будем настаивать, что и в подготовительном процессе, и на самом Соборе необходимо строгое следование принципу консенсуса. Позиция одной или нескольких Церквей не может быть проигнорирована путем голосования». В свою очередь Синод глав древней Пентархии расценил эту позицию нашей Церкви как блокирование многих решений Предсоборных совещаний, демонстрируя тем самым эксклюзивное право Русской Церкви определять стратегию развития «мирового православия» 

Вместе с тем митрополит Иларион (Алфеев) приоткрыл и некоторые секреты: оказывается, «уже по восьми темам Церкви сумели договориться – по этим темам можно и провести Собор. Это, например, вопросы календаря, унификации церковных постановлений о посте, о препятствиях к браку, об отношении Православия к остальному христианскому миру и экуменизму». Однако возникает правомерный вопрос: почему же верующие Русской Православной Церкви до сих пор не оповещены о позиции священноначалия по этим важнейшим вопросам церковной жизни? Опять узкокелейные решения и «договоренности» без учета мнения широких слоев православного народа Русской Церкви, как это сейчас происходит с Проектами Межсоборного присутствия по русификации и упрощению церковнославянского языка, вызывающих протест и недоумение у православных верующих?
Собором древней Пентархии было внесено предложение Вселенскому Патриарху «собрать Собор Блаженнейших Патриархов и Предстоятелей автокефальных Церквей с целью рассмотрения указанной выше проблемы и поиска путей к ускорению созыва Великого Собора».

В Послании по итогам Собора глав древней Пентархии на Фанаре, которое подписали Вселенский Патриарх Варфоломей, Александрийский Патриарх Феодор, Иерусалимский Патриарх Феофил, Кипрский Архиепископ Хризостом и представитель Антиохийского Патриарха Игнатия епископ Апамийский Исаак, отмечается, что Собор состоялся по инициативе «первенствующего среди нас по чести Константинопольского патриархата». Участники Собора древней Пентархии заявили о своей «особой пастырской ответственности древлепровозглашенных самостоятельных православных Церквей, основанных еще апостолами и утвержденных в своих правах Вселенскими Соборами неразделенной Церкви». Упоминание «неразделенной» Церкви, по мнению экспертов, указывает на признание участниками Собора особых прав за Римско-Католической Церковью, чего нельзя сказать о тех Церквах, которые были учреждены позднее, как, например, Церковь Русская. Информационное агентство «Ромфея» отмечает, что Предстоятели, участвовавшие в собрании, не представляли даже одной десятой части православных верующих мира. Тем не менее, Патриарх Варфоломей почему-то считает, что создание такого органа как «пентархия», состоящего из глав пяти древнейших Православных Церквей, не ущемляет права других Поместных Церквей, а, наоборот, якобы облегчает принятие решений по межправославным вопросам.

В связи с этим напомним комментарий по поводу сложившейся печальной ситуации межцерковных раздоров, который в мае этого года дал сайту «Благодатный Огонь» один известный православный блоггер. Его видение данной проблемы оказалось нестандартным и оригинальным. Ну и, конечно, весьма и весьма миссионерским.

«Мыслить в этой ситуации надо более прагматично – заявил он. – И как бы это не показалось циничным, но даже из этой ситуации межцерковных раздоров надо извлекать пользу для верующих нашей Русской Церкви. Дело в том, что чем больше будет разногласий между поместными православными Церквами, в первую очередь между Константинопольской и Русской, – тем больше вероятность того, что подготавливаемый Константинопольской патриархией Всеправославный Собор, на котором может произойти масштабная реформация церковных канонов и церковного предания (послабление или даже частичное упразднение постов, единый календарь, экуменическое движение…), соберется не скоро, ибо созыв его станет весьма затруднительным. 

Ведь по большому счету сегодня самая главная опасность для сохранения церковного Предания, церковных традиций и канонов Церкви исходит никак не из того, кто конкретно занимает 5-е место в Пентархии, а от кулуарно подготавливаемого Всеправославного Собора, на котором большинством голосов могут быть приняты роковые для судеб Православия реформы. Тем более созыв такого Собора будет проходить в эпоху все более ускоряющихся глобализационных процессов, дирижеры которых неизбежно попытаются оказать свое антихристианское влияние на ряд соборных решений. Вспомним «Всеправославный конгресс» в Константинополе 1923 года, когда под давлением масонской верхушки Константинопольской патриархии многим православным Церквям был навязан григорианский календарь. 

Поэтому нынешние раздоры между поместными Церквями, оттягивая созыв Всеправославного Собора, служат, как это не парадоксально, благу вселенского православия и, в частности, Русской Церкви.

Вся беда в том, что верующие Русской Православной Церкви даже не знают, какова будет позиция делегации нашей Церкви и нашего священноначалия по важнейшим для Православия вопросам на этом Соборе, особенно по пп. 5, 7, 8 и 9! Нам ничего не говорят, ничего не обещают. А ведь возможен и такой вариант: после Собора нам заявят, что делегация РПЦ была против любых нововведений и пересмотра канонов, но мы, мол, не могли пойти против мнения большинства Православных Церквей ради общеправославного единства и солидарности! Вот так и будут навязаны Церкви Русской «единодушно принятые на Всеправославном Соборе» обновленческие реформы. 

А почему бы Святейшему Патриарху и ОВЦС не заявить открыто, что наша Русская Церковь не пойдет на этом пресловутом Всеправославном Соборе ни на какие изменения Предания: календаря, постов, откажется от экуменизма, даже если большинство поместных православных Церквей пойдут по пути апостасии на недопустимые реформы? 

Ведь таким заявлением священноначалие нашей Церкви могло бы успокоить многомиллионную паству, у которой накопилось немало тревожащих души верующих вопросов, связанных с готовящимся Всеправославным Собором», – считает известный православный блоггер, со словами которого можно полностью и не соглашаться, но прислушаться к ним все-таки стоит.

Николай Каверин

2011 год
Журнал «Благодатный Огонь»
ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924