Материал для восковых свечей1 min read

Материал для восковых свечейЦерковная свеча предназначается не для одного только освещения. Если бы она назначалась только для одного освещения храмов, то и употреблялась бы только во время вечернего Богослужения; между тем, мы видим, что она употребляется при каждом Богослужении и употребляется тем в большем количестве, чем торжественнее Богослужение.

Из этого видно, что она, помимо назначения освещать, имеет у себя другое назначение выражать наши разнообразные душевные состояния. Она есть, таким образом, то же, что жертва. А если она есть жертва, то материал ее ни в коем случае не может определяться теми взглядами на пользу и удобства, какими определяются обыкновенные предметы освещения. Он исключительно может определяться только идеей самой жертвы.

В нем, следовательно, не должно быть, прежде всего, ничего, что заключало бы в себе какую-либо нечистоту. Как в Ветхом Завете от всех сжигавшихся перед Господом Богом веществ и предметов требовалось, чтобы они были чисты, чтобы елей был чистый, выбитый из маслин (Исх. XXVII, 20), чтобы вещество для курения было благовонное, чистое (Исх. XXX, 34,35), чтобы приносимое в жертву животное было без порока (Лев. XXII, 20-22): так, тем более, это нужно сказать о материале, который возжигается теперь пред чистейшей и совершеннейшей жертвой.

В нем все должно быть к тому направлено, чтобы он возможно больше мог служить выражением того внутреннего состояния, в каком мы должны приносить себя в жертву Богу. Что воск есть предмет, по преимуществу соответствующей указанным целям, на то один из церковных писателей первой половины XV столетия, а именно Сименон Епископ Солунский, выставляет следующее причины: «Воск, — говорит он, — как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать св. Духа: воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами (книга о церкви, гл. 134. см. «Новая скрижаль», стр. 40)

Конечно, явится мысль: это издержки нашаго спекулятивного безбожного времени. Но, судя по всему, как и грех вообще не сегодня родился, так и эти «издержки» — гораздо старше нашаго времени.

Взглянем, что писалось в девятнадцатом веке: «в последнее время идет борьба и конкуренция чистого пчелиного воска с церезином и со всякою похожей на воск смолою.
Одни, проникнутые благочестием, желают, чтобы в Церквах горели свечи чистаго пчелинаго воска, приносные и покупаемые Церквами. Они жалеют и роскошно украшенные золотом и живописью храмы, которые коптятся от гари свечей с примесью смолы, или вовсе без примеси пчелиного воска, и здоровье христиан, которые бледнеют и задыхаются в храмах гарью от свечей душевного, дурного и возбуждающего морскую болезнь свойства: и желают, чтобы жертва Богу приносилась чистая и ценная, насколько возможно без скупости и без обмана, совсем не подходящих к таковому святилищу, каковы наши храмы Божии, где складываются наши торговые и всякого рода житейские грехи только в покаянии, но не в виде кип свечей: откуда изливается Божие Благословение на всю нашу жизнь и на все наши дела, не исключая и торговых».

В книге правил Святых Апостолов, (в 71 и 72 правилах) прямо говорится, о том, что воск, наряду с елеем, был в числе постоянных принадлежностей Церкви и что похищение его признавалось таким преступлением, которое наказывалось отлучением от Церкви.

Итак, если воск служит, по учению церкви, самым лучшим материалом для нашего жертвенного к Богу приношения, если кроме него и елея, ничего другого Церковь никогда и нигде не употребляла, то никакая примесь к воску не должна иметь места.

Какого бы свойства эта примесь ни была, она всегда произведет в составе изменения, а с изменением состава воск уже не может быть выражением тех духовных качеств, какие должны быть им выражаемы.

Сопоставляя все сказанное о материале свечей в одно целое, мы приходим к заключению, что материалом для церковных свечей, должен быть воск натуральный, пчелиный, что допущение к нему примесей есть дело не согласное ни с учением Церкви, ни с вселенским преданием, что изготовленные из такого изпорченнаго воска свечи должны быть непременно устраняемы от допущения в храмах».

Из увещеваний преосвященного Амвросия епископа Харьковскаго и Ахтырскаго:
«По уставу церковному, свечи, приносимые в храмы, должны быть из чистого пчелиного воска и издавать благоухание меда и сота, с сладостью и благовонием которых сравниваются в священном писании словеса закона Божия.

Издревле благочестивые предки наши свято хранили этот священный обычай, но ныне дух неразборчивой промышленности и корыстолюбия проник и в это святое дело изготовления восковых свечей для храмов Божиих.

На промышленных заведениях иногда и не христианскими руками изготовляются свечи с примесью разных сторонних веществ, которые отнимают у них достоинство и соответствие священному их назначению.

Такие свечи оставляют на руках сальность и дурной запах, при горении оплывают, дымят, трещат и коптят святые иконы, иконостасы и священную утварь, так что от копоти и недавно обновленные храмы темнеют и теряют свой благолепный вид, от чего пропадают напрасно и ваши благочестивые жертвы на их обновление и украшение.

Как видите, даже такое, более чем поверхностное, исследование показывает, что проблема эта реальная, и уже в XIX веке была не в новинку. И начинаешь догадываться, что не просто скудостью эта проблема объясняется и не экстремальными условиями, не безвыходным положением.

Ведь вред здоровью от искусственных свечей настолько очевиден, что не нуждается в пространных доказательствах. Горение синтетических и многих древесно-смолистых материалов, безусловно, сопровождается выделением вредных веществ. А уж их-то в изобилии вдыхают от поддельных свечей прежде всего священно — и церковно служители, а потом уже и мы многогрешные прихожане, травим себя за свой собственный счет.

Ввиду всего сказаннаго, священники и церковные старосты, не только сами не должны покупать свечей не чисто восковых, которые составляют мерзость перед Богом и поругание святости храмов Божиих, и кощунство над тем высоким значением, какое имеет и должно иметь возжигаемое нами пред Господом вещество, но и всеми зависящими от них мерами стараться о том, чтобы и сторонние люди, прихожане и богомольцы, не приносили таких свечей в церковь». 

О СВЕТЕ ИСТИННОМ

На Афоне и ныне служат Господу при свете восковых свечей и лампад, у нас тоже кое-где можно видеть такую молитвенную благодать, причем каждый может ощутить разницу и у себя в комнате. Стоит просто погасив искусственный свет, возжечь восковую свечу, как полумрак жизни развеянный светом, настраивают душу на покаянный и молитвенный лад. 
Часто приходится слышать, что неважно, какой свет светит в храме, что сие не оказывает влияния на духовную настроенность молящихся, — справедливо ли такое суждение,- вы убедитесь опять же в тишине своей комнаты, при свете воженной свечи.

Сейчас появились даже электрические лампады! Провода свисают в лампадку с горящей на конце лампочкою! Экономично, дешево, практично,- какая мол разница Господу, что горит пред Его образом: заповеданный Им елей, или «придуманный» лукавыми и «практичными» экономами электрический свет?!

Лампы на «паникадиле» тоже под свечи «замаскированы», для чего тогда эту декорацию «паникадилом» называть?

Ибо паникадилом в переводе с греческого, называется подвесной церковный свещнник, со многими свечами, а не то изделие, с замаскированными под свечи лампочками, которое сейчас предлагается под его названием.

Против натурального растительного масла для употребления в лампады, чаще всего аргументы такие, — оно плохо горит! Вот уж точно рогатый и хвостатый ловко всё устроил, сами мы себе маслице получше, хотя бы и «олейну» в кашу и салат щедро льем, мол Бог подал, даже и то признаем. А вот в лампады льем химию вазелиновую или полухимию сорняковую (еще смесь эту «деревянным» маслом называют), потому что, мол, горит хорошо и долго, почти как вечный огонь, куда за такую «жертву» нам всем будет самая прямая дорога.!

Если вам предложат вкусить вместо настоящего яблока, плод из пластилина или из папье-маше, как угощение на завтрак, потом на обед, затем на ужин?- Будете ли вы к таким «хозяевам» в гости ходить? Или к себе приглашать таких «лисиц» и «журавлей» как в баснях у детей?

Вот такое творится у нас отношение к тем установлениям, о жертве БОГУ, и о храме, во славу Его воздвизаемом, которые были Им Самим даны в Писании и утверждены на Семи Вселенских Соборах. ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ

Конечно Богу молитвы можно возносить везде, всегда, в любых условиях жизни, но если дело касается храма Божия, то Сам Бог Отец определил и утвердил, что в Его Доме быть должно, а Господь наш Иисус Христос подтвердил, изгоняя из храма бичом, из веревок свитым, покупающих и продающих и даже возпрещая что-либо проносить чрез Дом Отца Своего.

Дом сей, Домом Молитвы наречется, вот так Самим Христом подтверждено и определено значение храма, а тех, кого Он изгонял из святилища, единственный раз за все время применив наказующий гнев Свой бичуя собственноручно торгующих и покупающих в храме, за оскорбление Дома Отца Своего.

Причем, изгоняя тех, кто под предлогом жертвы Богу, продавал всякую всячину, Он не говорил, уходите те, кто продает непотребное, а оставайтесь те, кто продает Богу угодное, Он кнутом изгонял всех без исключения, называя их собрание и торжище вертепом разбойников!

А что если бы сейчас в притвор какого храма, где всю службу толкутся покупатели «духовных» и сопутствующих ценностей предлагаемых в широчайшем ассортименте, шумя, шурша шепча, крича, меняя деньги, давая сдачи, вдруг вошел Тот, кого разпяли вот такие же, как мы? Не досталось ли бы нам тоже кнутом из веревок, как и ветхозаветным нашим предшественникам?

Ведь Господь показал Свое отношение к купле-продаже в храме Божием, хотя всего и один раз, но так недвусмысленно, что всем все и поныне понятно, даже сектантам и малообразованным. Но мудрецы века сего, придумывают предлоги и оправдания для того, чтобы обойти краеугольный камень явнаго запрета на всякую куплю-продажу в Доме Божием, впрочем как и вообще на церковной земле.

Сказано ведь ясно, что Церковь есть частица Неба на земле, а на Небе, как известно всем, всякая торговля, с ея взаимовыгодными отношениями отсутствует. На Небесах все Небожители возносят славословя и молитвы ко своему Творцу, в чём и мы должны им подражать. А купцам православным можно благословить печатание и распространение через иконные и книжные лавки духовной пищи для народа, и конечно под цензурою церковною. Но называть сами лавки «церковными» уже есть грех великий, ибо получается, что мы все входящие в церковь, являемся сих лавок «соучредителями».

Не пора ли задуматься всем нам о том, что Слово Божие надо понимать не в прошедшем историческом времени, а в настоящем и будущем, чтобы не заблудиться в прописных истинах, и притворах храмов, как когда-то ветхозаветные фарисеи и книжники.
Спаси и упаси вас всех Господи!

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924