Церковь последних времён будет живой и благодатной1 min read

Лука ГригориатскийВниманию читателей предлагается беседа с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».

– Правдиво ли утверждение, что в канун прихода антихриста не будет духовных отцов (старцев), и христиане будут вынуждены сами заботиться о своём спасении?

– Последние времена – время великой апостасии[1] . Святые отцы с трепетом описывают ужасный масштаб отступничества человечества от Бога. Но в тоже время свидетельствуют, что христиане последних времён будут выше, чем мученики периода первых гонений на Церковь. Бог даст им большую благодать.

И тут у меня возникает вопрос: разве смогут они достигнуть столь высокого духовного состояния без Церкви? Нет. Церковь последних времён будет живой и благодатной. Об этом свидетельствует и «Апокалипсис».

А раз будет Церковь – будут и архиереи, священники, монахи и миряне. То, что их будет мало и они будут гонимы, не так важно. Сам Спаситель говорил нам «не бойся, малое стадо»[2]. Даже в последние страшные времена православные смогут найти точку опоры и получить поддержку от духовных отцов. Полагаю, что Господь особым образом позаботится и утешит христиан. В том числе и через духовников, которые будут рядом с ними.

Такое явление, как апостасия, может повредить многим из нас, но лишь тем, кто не будет жить духовно и иметь настоящей связи с Богом. Тех, у кого будет жажда Христа, желание быть с Господом, Благодать Божия не оставит никогда.

Вспомним советскую эпоху. В опубликованных книгах мы читаем, как мало было старцев и духовников, которые могли поддержать православный народ. Но несмотря на это у мирян, которые жаждали быть с Господом, духовные наставники были! Несмотря на огромные и казалось бы непреодолимые препятствия.

– В тоже время даже в наше время многие христиане, ссылаясь на то, что настоящих старцев и духовников не осталось, не имеют постоянного духовного руководителя.

– Такое состояние несёт в себе большую опасность. Это гибельное заблуждение!

Мы должны найти не великих старцев и духовников, а самого себя. Следует смиренно попросить у Господа дать нам духовного наставника. И сколь бы мал он не был (в добродетели, в известности…), Господь за наше смирение благословит и направит через него нашу духовную жизнь.

Виновато не отсутствие старцев, а отсутствие у нас желания по-настоящему жить духовной жизнью. Если мы будем искренне хотеть быть со Христом, Господь может из камней воздвигнуть духовников и старцев.

К нам в монастырь иногда приходят и спрашивают: есть ли на Афоне сегодня такие, как старец Паисий Святогорец? Но так ставить вопрос неправильно. И сегодня есть много старцев и монахов-подвижников. Но проблема кроется внутри нас. Сможем ли мы просто и смиренно спросить о том, что нас интересует? Сможем ли оказать послушание?

Старцы были и будут всегда.

Миряне и монахи нашего времени должны стремиться к тому чтобы со смирением и послушанием внимать своему духовному отцу, а не проводить свою жизнь в поисках великих старцев.

Особенно это касается иноков. По словам Святых отцов, лишь по трём причинам монах может уйти из своей обители и искать нового духовного наставника: если игумен еретик, если в монастырь открыт доступ для женщин или в нём проживают малые дети[3].

– Каким сегодня должно быть место исихастской традиции в жизни монахов и мирян?

– Исихастская традиция – квинтэссенция Православной Церкви и основа жизни православного христианина.

Вспомним житие святителя Григория Паламы.

Однажды в Верийской пустыне он подружился с одним простым старцем, безмолвником Иовом. Тот, слушая однажды святого Григория, выражавшего мысль, что не только подвижники, но и все христиане должны молиться непрестанно, не соглашался с ним и возражал, что непрестанная молитва есть долг только монахов, а не мирян. Григорий Палама, не желая оскорбить старца и не любя многословия, замолчал. Но едва только возвратился Иов в свою келью и стал на молитву, ему явился ангел и сказал:

– Не сомневайся, старец, в истине слов Григория – он говорил и говорит правду; так умствуй и ты, и другим передавай.

Исихастская традиция включает в себя не только творение умной молитвы («Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»), но и весь спектр духовной жизни. Это и борьба за очищение от страстей, и обретение противоположных им добродетелей.

Если мы потеряем связь с исихастской традицией, мы (миряне и монахи) собьемся с пути спасения. Забредём в безвыходный тупик различных западно-христианских доктрин.

Например, погрузимся в пиетизм – учение, согласно которому мы спасёмся через наши добрые дела. Гибельность этого подхода в самооправдании, которое препятствует нашему спасению.

Или в отрицание богодухновенности Писания и Предания. Или в обмирщение. Или во множество других течений, наводнивших западные Церкви.

Противоядие от искажения церковной жизни – верность исихастской традиции. Её главное содержание – стремление сохранить ум в трезвении, чтобы с помощью Божественной благодати мы могли очиститься от страстей и обрести противоположные им добродетели. Тогда мы в своём сердце возделаем подходящую почву, чтобы в нём мог поселиться Христос. Сам Спаситель говорит: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у Него сотворима»[4].

В наше время некоторые монахи пишут богословские труды. Но это не является обычным и тем более главным делом для инока, на что ясно указывает преподобный Иоанн Лествичник. Мы (монахи) будем судимы не за то, что не богословствовали или не миссионерствовали, а за то, что не плакали о своих прегрешениях. Дело монаха – это покаяние.

Общая обстановка в монастыре должна быть исихастской. Если в обители будет царить тишина и покаянный дух, тогда и посещающие монастырь паломники через участие в богослужении и лицезрении подвижнической жизни братии смогут получить настоящую духовную пользу и понять, в чем подлинный смысл жизни.

– Отец Лука, насколько необходимо творение Иисусовой молитвы для мирян?

– Великие русские старцы XVIII – XIX столетия настойчиво призывали мирян к творению умной молитвы и погружению в исихастский тип подвижнической жизни.

В современной Греции многие миряне также творят Иисусову молитву, хотя ещё сорок лет назад ничего подобного не было и в помине. В повороте христиан к исихастской традиции несомненна заслуга Святой Горы Афон.

Духовная жизнь Греции первой половины XX столетия находилась под несомненным западным влиянием, и первым подвижником, переломившим это духовное пленение, был святитель Нектарий Эгинский (Пентапольский). Он ясно показал значение Иисусовой молитвы и исихастской традиции.

В России, на мой взгляд, разрыву с духовной традицией исихазма способствовало господство атеистической идеологии. Была утеряна связь с живым Святоотеческим наследием XIX столетия. Но я надеюсь, что с помощью Божией миряне вновь смогут прикоснуться к удивительной красоте духовной традиции исихазма. Востановить связь с наследием Сергия Радонежского и Паисия Величковского.

На самом деле творение Иисусовой молитвы для мирян – дело несложное. Где бы они не находились и чтобы не делали они могут повторять слова «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Ежедневно они сталкиваются со множеством проблем и трудностей. Если при каждом испытании хотя бы несколько раз будут обращаться ко Господу, молитвой будет наполнен весь их день. Родители могут молиться за детей. Дети за успехи в учёбе. Молодые за старшее поколение. Все вместе за своё Отечество. Для молитвы есть множество поводов!



[1]Апостасия – вероотступничество.

[2]Лук. 12:32.

[3]Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М., 2006. С. 262.

[4]Ин. 14:23.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “Церковь последних времён будет живой и благодатной1 min read

  • Юрий Качаев:

    Послание
    поэта Юрия Качаева к православным России

    Дорогие друзья, многие из вас уже прочитали моё стихотворение-послание «Вновь Николай II взирает нам в глаза». Низкий поклон вам! Осанна в Вышних! Значит теперь Юрий Качаев и Наталья Поклонская уже не в одиночку противостоят «стае волков в овечьей шкуре», пытающихся через фильм «Матильда» опорочить житие святого русского царя Николая II.

    Ответ сына Земли Русской осквернителям
    Помазанника Божьего. Сербия. 26.10.2017 г.

    Вновь Николай II взирает нам в глаза

    Когда мы за Россию в бой пойдём,
    Враг осознает свою участь.
    Честных отцов не подведём,
    Уймитесь демоны, здесь мудрость!

    Вы думали у вас всё повторится,
    Как, вы, разделите Русь вновь.
    Но свято поколение озарится,
    Не станет проливать родную кровь.

    Вновь, к «годовщине», бесы осмелели:
    Подняли руку на великого царя.
    Да, павшие в бреду остервенели.
    О, постоим, все вместе, за государя!

    Но, не даёт покоя бесам русский царь,
    Чернят пасквилем православных.
    Пока лежит на площади бунтарь,
    Покоя нет вампирам, с времён давних.

    Кронштадтский Иоанн их упреждал,
    А Фёдор Достоевский обозначил.
    Чрез сто лет демон их восстал,
    Как рой с экранов гневно засудачил!

    Снимают фильм о Троцком, умилясь,
    О демонах германского генштаба,
    О тех, кто грыз Россию, озлобясь.
    Такая вот у них, впотьмах, забава.

    Знать, нужно всему Свету показать,
    Любовь к нам, императора России.
    Не надо во святого штык вонзать,
    В наместника столь доброго Мессии.

    Нет, не пойдёт сегодня брат на брата,
    Заокеанских кукловодов видят все!
    Держава наша милая столь свята:
    Что слышит повеленье Божье в словесе!

    Любовь христиан сильнее преисподни,
    Ведь русская душа – её свята лоза,
    Цари Руси от Вышних благородны.
    Вновь Николай II взирает нам в глаза.

    Эта песнь укрепит многих сомневающихся, даст настоящую силу праведникам и обличит тёмные падшие силы. Ведь царскую семью после расстрела добивали штыками. Выход этого фильма – такое же злодеяние, контрольное добивание памяти святого русского царя исповедника Николая II, пострадавшего за всю Россию. Осквернители этим фильмом преследуют и другую задачу – отвратить от царства будущих помазанников Божиих.
    Вот поэтому, я, Юрий Качаев, сын Земли Русской, вступаю в эту борьбу за Россию, против этой очередной смуты «вечных революционеров», пытающихся вновь, как и 100 лет назад, разделить великую Россию. Иду в бой с этой лживой заокеанской химерой, за Россию, вступающую ныне в свои законные права великой державы, земли светлого царства, царства Бога на земле, которое любит Господь.
    Но, нам с вами, предстоит ещё многое сделать. Никто не останется в стороне. Необходимо всеобщее покаяние русского народа. Некоторые говорят, что: «мы не предавали веру, царя, отечество – и нам не за что каяться». Это не так! У нас сейчас есть отличный шанс – защитить светлую память последнего русского царя, помазанника Божьего. Так, не упустим его! От этого нашего выбора, сегодня, зависит благоволение небес к нашему государству Российскому! Это и есть наше покаяние. Уверен, что Владимир Путин, снимет своим указом этот лживый фильм с проката. А мы, православные христиане, должны поддержать его в этом праведном выборе.
    Мы – это 80 процентов православного населения России. Мы – это подданные русского царя. Мы – это истерзанная плоть русского народа, сохраняющего мир на нашей планете. Мы – это воины Христа, авангард небесного воинства. Мы – это родная поросль подрастающего поколения многонациональной России. Услышьте нас! Услышьте 80 процентов населения России, считающих себя православными христианами!
    Мы снова в начале пути. И если, прочитав это послание, хотя бы один человек придёт ко Христу, возлюбит Бога всем сердцем, полюбит ближних своих, постоит за веру, царя, отечество, за святых Божиих, за святого помазанника Божьего царя Николая II, покается – значит все наши усилия были не напрасны!
    Дорогие друзья, святые отцы говорят: «Просветись сам и вокруг тебя просветятся тысячи!» И если мы: поэт Юрий Качаев, депутат Наталья Поклонская и вы, наследники Святой Руси, объединимся за святого царя, то между нами будет сам Господь.

    Сын Земли Русской
    поэт Юрий Качаев

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924