Больной зуб. Юрий Воробьевский1 min read

Отрывок из новой книги

Юрий ВоробьевскийЯ воспринимаю Паисия Святогорца как своего командира в духовной брани. Опираясь на его авторитет, ссылаясь на его нелицеприятные высказывания о ЕЭС, масонах, экуменистах, сионистах, увереннее чувствуешь себя в самой жесткой дискуссии. Впрочем, с масонами все проще. Сионисты тоже — они есть сионисты. Гораздо сложнее — о внутреннем, больном… Когда у тебя болит зуб, не очень-то хочется рассуждать о мировой закулисе. Вопрос стоит так: потерпеть ещё или вырвать сразу?

О «безблагодатной МП» и насупленном зилотстве

Да, опыт Старца особенно драгоценен в контексте наших внутрицерковных проблем. «Церковь, — говорил он, — это не прогулочный корабль того или иного епископа, чтобы он плыл на нем, куда ему вздумается». Противодействия Старца неправославным действиям того или иного епископа сопровождались многими молитвами и любовью к Церкви. И не только к Церкви, но и к тем, кто уклонялся от истины».

Когда в начале 60-х вселенский патриарх Афинагор снял древнюю анафему с католиков, многие на Афоне прекратили поминать его в молитвах, хотя Святая Гора является канонической территорией епископа Второго Рима. Вскоре, однако, стало известно, что старец Паисий вновь поминает Афинагора. Он объяснял это так: я прошу Господа, дабы Он отнял годы моей жизни и отдал патриарху, чтобы тот успел покаяться… Вот духовный ответ на вопрос о православности священноначалия — вопрос столь острый, что многих буквально сводит с ума.

Нам такого трезвомыслия не достаёт. Глядя на ошибки и грехи епископата, особенно в последнее время, некоторые люди насупились. Перестали ходить в якобы безблагодатные храмы («только купола золотятся!»). «Зависли» в опасном положении. Э-эх, что сказать, дорогие мои!

Живет такой человек в невенчанном браке, попивает сверх меры водочку (да пусть даже и «благочестивый» кагорчик), занимается сомнительным бизнесом, в душе — прямо скажем — помойка, но вот считает при этом, что существующая церковная иерархия не достойна быть ЕГО иерархией. Сидит он на протестных сайтах и, не причащаясь месяц за месяцем, дуреет. Дух Святой отходит, и он дуреет на глазах. Ищет в Интернете всё новые доказательства «безблагодатности МП». Буквально радуется каждому факту какого-нибудь совместного сослужения: «Я же говорил! Как можно поминать таких?!»

Зуб болит всё сильнее, но человек сетует только на холодные ветра глобализма. А надо идти и лечиться самому!

Для сведения доморощенных зилотов приведу печальный факт. Учёный греческий архимандрит Епифаний Феодоропулос составил целый перечень совместных молений начиная с XVIII века! (Посмотрите его книгу «Две крайности: экуменизм и зилотство», она переведена на русский язык). К этому списку можно добавить подобные случаи в Русской православной церкви — с конца XIX века. В таких молениях участвовали даже святые — в том числе будущий патриарх Тихон. И что же? Соборный голос Церкви, противящийся таким каноническим отступлениям, заглушил умильные звуки совместных песнопений.

В 1934 году Александрийский патриарх Мелетий специально собрал для совместного моления представительный форум: православных, англикан, армян, коптов и протестантов. «С тех пор прошло уже 39 лет (на момент написания о. Епифанием книги. — Ю.В.), а никакого «единения» до сих пор нет. Если бы тогда некоторые клирики и миряне вместо того, чтобы просто выразить свои самые сильные протесты против патриарха, дошли до предела и отделились от него, то что бы выиграла от этого Церковь? В недрах Александрийской церкви произошел бы раскол… Между тем, вышеуказанные действия патриарха не привели ни к какому объединению, а с течением времени и совсем забылись, тогда как схизма, если бы она возникла, существовала бы и доныне и расшатывала бы Александрийскую церковь».

То же самое касается и предсоборных всеправославных (ах-ах! — грядущий Восьмой собор!!!) совещаний в Шамбези, которые по инициативе Вселенского патриарха идут уже с 1968 года. Они ведь тоже до сих пор ни к чему не привели. «Причину этого нам раскрывает архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин): «Церковь собирает соборы не тогда, когда она богословски готова к этому, — говорил владыка еще на самом первом из Предсоборных совещаний, — но когда этого требует необходимость, когда это нужно самой жизни Церкви. Так ставится вопрос и сегодня: если жизнь Церкви требует созыва нового собора, он должен быть и будет созван. В противном случае, никакая богословская подготовка ничего не даст».

Между прочим, юбилейный Архиерейский собор РПЦ МП 2000 года принял «Основные принципы отношения РПЦ к инославию». Вполне православный документ. А любовь к Западу, филокатолицизм некоторых иерархов… Что ж, давайте помолимся о них. Я лично, конечно, не могу так жертвенно, как старец Паисий, но стараюсь.

Почему мы не облобызались с Германом Стерлиговым

Если одни «зависли», то другие и вовсе — стали разбегаться в разные стороны. По юрисдикциям. Кто в зарубежники, кто в зилоты, кто в «катакомбники». Сидя на мягком диване в уютных трехкомнатных московских катакомбах, человек, однако, на самом деле оказывается в опасности. Она ведь не через стальную дверь его квартиры ломится.

«Как признался в частной беседе один бывший клирик РПЦ МП, по ревности перешедший в РПЦЗ, при таком «аварийном» переходе из одной юрисдикции в другую у человека «внутри что-то ломается, снимается какой-то внутренний тормоз и возникает соблазн «скользить» по юрисдикциям и дальше. Чуть только что-то не понравилось (или кто-то не понравился) в той Церкви, к которой недавно примкнул, — сразу возникает мысль о поиске новой, еще более «истинной» Церкви».

Примеров «отсутствия тормозов» и «свободного скольжения» довольно много. Да, таков, например, диссидент и бывший иерей Глеб Яунин. А священник Владимир Мосс! Он вместе со своим английским приходом менял юрисдикцию девять раз! И, кажется, каждый новый «стоматолог» оказывался хуже прежнего.

Знал и я таких. Самое обидное, что зилотство захватывает людей нетеплохладных, с горячим сердцем, но имеющих ревность не по разуму. Так, один знакомый монах после Валаама «соскользнул» в Есфигмен, потом — в другие зилотские толки, зимовал в карульской пещере. После того, как, подвизаясь там без старца, едва не сошел с ума от демонических атак, снова вернулся на Валаам. Дай Бог, чтобы там и остался.

А Герман Стерлигов! Мы с ним паломничали вместе. Он впервые привез меня в Дивеево, за что я ему несказанно благодарен. Тогда, в конце 90-х, я живо интересовался его захватывающими поисками библиотеки Иоанна Грозного. У нас было много общих интересов… Недавно, после большого перерыва, случайно встречаемся на московской улице. Идёт, улыбается. Заматерел, лицо обветрено, рукопожатие крепкое, фермерское. Я раскрываю свои объятия, но он говорит:

— А вот лобызаться мы с тобой не будем!

— Почему?

— Потому что ты принадлежишь к еретической Русской православной церкви.

— А ты — к какой?

— К греческим зилотам.

— К какому из многочисленных толков? — съязвил я в ответ. — Их ведь уже не менее двадцати.

Он назвал. Добавил ещё, что храмы у них есть в Сибири, на Украине, скоро будет под Москвой…

— А как у вас там с хиротониями? Всё канонично?

— Ну ладно, — заспешил он, — приезжай ко мне в деревню, поговорим.

И всё же я вновь повторяю свой последний вопрос — о хиротониях. Дело в том, что все толки греческих зилотов откололись от Элладской церкви в связи с календарной проблемой. Вопрос приверженности к старому стилю важнейший, но он не является догматическим. Между тем, искажением веры считается «возведение до статуса догматов веры того, что догматом не является. То есть, если кто-то захочет сделать догматом веры, условием спасения нечто второстепенное, пусть даже и хорошее, тогда он автоматически становится еретиком!»

Когда в наши дни слышишь, например, что главное — это славить Царя-мученика (при этом говорящий дрожит от злобы против тех, кто так не считает), то понимаешь: что-то тут не так. Царя славить надо, но не это является главным для спасения души.

Зилотов чаще всего называют старостильниками. Они утверждают, что таинства новостильников недействительны. По этому поводу архимандрит Епифаний пишет, обращаясь к зилотам: «Если таинства новостильников недействительны, то в вашей группировке нет ни одного клирика, поскольку ваши архиереи рукоположены либо новостильниками, либо теми, кто состоит в литургическом общении с последними. Но если таинства новостильников действительны, если в Элладской церкви есть Благодать, тогда она действительно Православная Церковь, а всякий отколовшийся от неё — схизматик! Вы согласны со мной, братья?» А ты, Герман?

С подобными вопросами иногда подходят и мои читатели:

— Юрий Юрьевич, вы посещаете храмы Московской патриархии?

— Да! У меня есть старец, и с ним, как на войне, как в танке: делай, как я. Он (человек, которому нечего терять, уверяю вас) находится здесь, и я — здесь».

Мне отвечают: «От вас, как честного человека, этого мы никак не ожидали!», — и, сделав бровки домиком, отходят. Иногда (как правило, возбужденные женщины) — начинают дискуссию. Еще Ломброзо обратил внимание на психическое поветрие, которое он назвал «болезнью служанок». Это когда тётки, общаясь на базаре, начинают пророчествовать и богословствовать.

Тем, кто не только говорит наподобие магнитофона, а готов иногда и слушать собеседника, я отвечаю подробнее. Послушайте, прошу вас! Свою святую веру мы получили из Византии уже после того, как на кафедре Второго Рима десятилетиями восседали еретики. Одни иконоборцы чего стоили!

Если бы Господь был по-зилотски непримирим, если бы Он был справедлив по человеческим меркам, если бы Он не простил отрекшегося Петра, если бы Он источал только Закон… То, по букве, лишил бы Церковь Благодати уже тогда! От кого же мы получили Православие?! Выходит, прав был тот карульский зилот, который с криком: «Я последний православный на свете!» бросился в пропасть. Но острые камни на её дне — это ещё не дно бездны. Да и почему он-то был «последним»? Кто крестил его? Кто постриг совершал? Разве не «еретики»?

Подражая милосердию Господню, Церковь с древности имеет практику икономии, то есть снисхождения в области канонического права. И из истории мы знаем, что если в каком-то случае Церковь применяла этот принцип, а какая-то группа продолжала проявлять жёсткую непримиримость, то эти «зилоты» как раз и отлучались.

Соглашусь: как Господь терпел жестоковыйность и даже прямое отступничество Ветхого Израиля, так терпит и нас, Новый Израиль — Православную церковь. Разве не так? «Если оглянуться на историю Вселенской Православной Церкви, то станет понятно, что ни одну Поместную Церковь нельзя признать абсолютно безупречной в каноническом отношении (как и ни одного человека, даже великого праведника, нельзя назвать абсолютно безгрешным). Но, по милости Божией, общая святость тела Христова покрывает частные огрехи его членов как отдельных людей, так и больших церковных сообществ (даже явные ереси Римской церкви Бог веками покрывал Своей благодатию до тех пор, пока она пребывала в теле Христовом, т.е. пока она окончательно не отсекла саму себя от единства Вселенской Церкви».

В качестве убедительных примеров на сей счет отец Епифаний рассматривает Вселенский Патриархат, Русскую православную и Элладскую церкви. Что касается последней, то, когда она перешла на новый календарь, «остальные церкви покрыли молчанием происшедшее и сохранили каноническое общение с Элладской церковью. Следовательно, несмотря на неразумную и бесполезную календарную реформу, Элладская Церковь осталась канонически здоровой частью Соборной Православной Церкви». И, добавим мы, помимо всего прочего, пополняет «кадрами» вполне «юлианскую» Святую Гору Афон. Святость Вселенской Церкви, глава которой Христос, переливается в таких случаях, как в системе сообщающихся сосудов. Главное — чтобы сообщались!

Жаркий спор с зилотом

Прочёл я слова ученого архимандрита и вспомнил одну ночь на внутренней Каруле… Мы только что спустились сюда по цепям, по гнилым лестницам, и вот — постучали в калитку убогой кельи. Она была не заперта, я приоткрыл: огород (пара кустов помидоров и столько же — острого перца) возделан, значит, хозяин на месте. Так и есть: улыбаясь, к нам выходит наш старый знакомый отец Серафим Серб.

Он зилот (забыл уже, какого толка). После угощения карулиот, как всегда, заводит беседу на духовные темы. С его первыми словами (я уже знаю заранее) трудно не согласиться. Масоны, экуменисты, обновленцы… Знаю я и то, что рано или поздно радушный хозяин скажет: вы ведь тоже еретики! Да, он уже объяснял раньше: если Московская патриархия находится в церковном общении с Константинопольским патриархатом, а его возглавляет масон и суперэкуменист Варфоломей, то вы и сами лишились благодати…

«Минутку!» Я уже знаю, что мой собеседник выскочил в соседнюю комнатку к своим книгам, за аргументами… Пока есть время, прислушиваюсь к звукам карульской ночи. Над головой какие-то шорохи. Наверно, это крысобелки. Они едят молодые буковые орешки и стучат скорлупой по крыше… Что-то ухнуло внизу, со стороны моря. Знаю, что под скалой обитает тюлень; кажется, это его двухсоткиллограммовая туша плюхнулась в воду. Протарахтел движок. К скалам ночью подплывают рыбаки. Их голоса мы ещё услышим…

Вот! В подтверждение своих слов отец Серафим тащит толстенные книги с многочисленными закладками. Практика начётничества — на высоком уровне! Он цитирует Апостольские правила, ссылается на Вселенские и Поместные соборы, высказывания святых отцов. И приходит во все большее возбуждение.

Всё это можно было бы назвать жарким спором, если бы мой собеседник давал возможность ответить ему. Щёлкают всё ещё раскалённые листы жести на крыше. Нагретая за день скала отдает жар, дышать в келье буквально нечем. Время далеко за полночь. После трудного горного перехода, задавленный тяжёлой Буквой Закона, я чувствую, что у меня «крыша едет». Отец Серафим всё говорит, а я хотел бы спросить всё о том же: что за хиротонии были в их «Истинной Церкви»?

Между прочим, в каком-то из зилотских направлений был момент, когда у них остался один-единственный архиерей. И он единолично рукополагал в епископы других. (В наши дни по тому же пути пошел бывший владыка Диомид). Такое отступление от канонов «ревнителей» почему-то не смущает. И какова за всем этим гордость! Владыка посчитал, видимо, что Господь оставил его одного(!) для спасения мира. Безумие!

Позже я прочел у отца Рафаила (Карелина), что раскольников действительно можно сравнить с психическими больными. Для болящих ведь их внутренний мир визуальных представлений, голосов, которые порой они слышат, — это мир высшей реальности. Непонятный для «профанов». В расколе мы также видим подобие такой интеллектуально-духовной изоляции, уход в мир собственных представлений, неспособность и нежелание понять другого. Гордость не может не только слушаться, но и слушать…

Я сижу, и в памяти всплывает история, которую недавно рассказывал мне один афонский насельник. Серафим Серб как-то взялся обрабатывать одного своего карульского соседа, русского. Пропагандировать тот зилотский толк, в котором состоял. Через некоторое время решительный русачок вдруг входит в келью своего «наставника» и, вместо аскетического монашеского целования, даёт тому «в пятак». В исихастерии раздается грохот упавшей табуретки и прочие нехарактерные для Карули звуки.

— Ты что, отец!?

— Что же ты, Господи помилуй, ничего не сказал мне? Сам уже в другую зилотскую группу переметнулся! Та, о которой рассказывал, оказалась «неправильной»… Ты что же, в ад меня затащить хотел!!!

Вопрос был задан эмоционально, но правильно. Вы уверены, друзья мои, новоиспеченные зилоты, что сами не соскользнёте на днях к еще более «истинным» православным? Герман, к тебе обращаюсь! И в твоем лице — ко многим другим. Кроме того, напоминаю: великие афонские старцы XX века — Иосиф Исихаст и Ефрем Катунакский, по извещению свыше, проделали обратный путь — из зилотов — во Вселенскую Церковь.

Между прочим, по совету старца Паисия некоторые приходы старостильников в Афинах и Салониках воссоединились с Церковью, сохранив в своём богослужебном уставе старый юлианский календарь.

Важно вот что. Духовным уроком Византии является опыт самоисцеления Церкви. А нам что предлагают? Бежать из неё «всем честным людям»? Тогда кто останется? И почему мы должны отдавать Церковь? Кому? Зачем? Чтобы она превратилась в заброшенную и полуразвалившуюся келию того несчастного самоубийцы, что мне показывали на Каруле? Подумайте: Церковь — это Тело Христово, и Его снова хотят у нас забрать! Не отдадим!

Пережив трудные времена, в Византии на патриаршую кафедру пришли афонские монахи. Святитель Григорий Палама со своими сподвижниками возобновил практику умного делания. Гибнущая империя создала духовные богатства, которые успела передать другим…

Церковь воскресает каждый день — в душе всё новых своих членов. В этой связи прообразовательными видятся житийные сюжеты: святой выпивает заведомый яд и остается жив. Здоровый духовной организм переваривает чужеродные символы, персоналии, идеи и отторгает их. Дело в личном оздоровлении каждого из нас, как членов Церкви… Давайте не будем спешить рвать больные зубы. Надо бы полечить.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (8 votes, average: 4,63 out of 5)
Загрузка...

2 комментария на “Больной зуб. Юрий Воробьевский1 min read

  • Yan Vyazovoy:

    Гладко было на бумаге…
    Я разочарован.
    Мысли из серии «Господь милостив…», с надеждой на прощение.
    Икономия — зло для исповедания.
    Зилотво — тропка к Господу.
    Чем ек приемлемы для меня мысли автора, — ими можно оправдать любую ересь (за исключением,разве что, богохульства).

  • Людмила:

    Ещё бы «врачи» не забывали бы давать «обезболивающее».А то складывается впечатление,что их плохо учили «врачеству»,а то что «присягу»давали и плохо её исполняют-это,к сожалению,факт.Похоже,что с «эпидемией» и вовсе в СМИ (особливо в православных)не борются. . .

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924