Затворник Вышенский, писаньями слово Божие изъяснивший

Святитель Феофан, затворник Вышенский23 января 2015 г. православный мир отметит 200-летие со дня рождения святителя Феофана, затворника Вышенского. А 19 января с. г. исполняется 120 лет по кончине святителя, отошедшего в 1894 г. в праздник Крещения Господня.

2015-й объявлен нашей Церковью и в России, и на Украине, и в Беларуси (не исключаем никоим образом Молдову и другие страны православия) «годом Феофана Затворника», поскольку и духовное наследие подвижника является общим для всего русского православия, и его биография соединяет наши территории — от киевских, печерских, днепровских склонов до просторов владимирских, рязанских, орловских.

Акафист называет святого — «стена крепкая, воистину святитель Божий». Богослов, духовный писатель, просветитель Феофан Затворник, оказавший и оказывающий глубокое влияние на духовное воспитание православных, не является чудотворцем, но через свои сочинения приводит к вере. Его книги переведены на многие языки мира.

Считают, что учение свт. Феофана во многом родственно учению старца Паисия Величковского, а особо — суждения о старчестве, умном делании и молитве. Памятны высказывания святителя Феофана: «Совесть нам дана затем, чтобы судить нас самих; если она судит других, надобно сказать, что она не свое дело стала делать». Или: «Не можешь делом делать добро, сделай его словом; не можешь словом, делай его помышлением». Святитель писал: «Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцирь. Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное… Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашего Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго».

Самые значительные труды свт. Феофана — «Письма о христианской жизни», перевод «Добротолюбия», «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Свое наименование святитель получил от Успенского Вышенского монастыря, что стоит в Рязанской области на правом берегу реки Выши, которую, сделав петлю, принимает в себя река Цна. Святитель провел в этой обители 28 лет.

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня — чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана.

А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана.

В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным — мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом.

Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал — в опубликованной беседе — архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления.

Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили.

Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

29 июня 2002 г. мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм возобновленного Вышенского женского монастыря, где их встречал Патриарх Алексий II. 28 лет потребовалось, чтобы святитель Феофан смог снова вернуться под своды любимой обители, о которой говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное», «нет ничего на свете краше Вышенской пустыни».

Вспомним, как частица мощей святителя Феофана Затворника в течение двух недель — с 6 по 20 августа 2011 г. — пребывала в Киево-Печерской лавре по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом «возвращении» и «посещении» был особый смысл, поскольку становление святителя как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители 170 лет назад по отличном окончании Орловской семинарии. Здесь он принял постриг в 1840 г. в дни празднования Покрова Богородицы с именем Феофан, что значит «Богом явленный», получив небесным покровителем преподобного Феофана, исповедника Сигрианского. Тогда Киевским митрополитом был Филарет (Амфитеатров).

Монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, сопровождавшая вышенские святыни по Украине, сотрудница музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, который некогда служил келией затворнику, рассказала, что ковчежец с частицей мощей свт. Феофана и Вышенская икона Пресвятой Богородицы Казанской посетили города, в которых святитель нес послушание и к которым имел биографическое отношение: сначала Тамбов и Владимир (Россия), а после Киева — Донецк, Запорожье, Тернополь, Почаев и Винницу.

* * *

Будущий святитель родился в семье священника Василия Говорова в с. Чернавское Орловской губернии, при крещении был назван Георгием. Кроме него, у Василия Тимофеевича и его супруги Татианы Ивановны были еще три сына и три дочери. Учился мальчик сначала в Ливнах, затем в Орле, был направлен в Киевскую духовную академию, где сблизился со слушателем-курянином Михаилом Булгаковым, впоследствии также известным русским духовным просветителем. В 1841 г. оба приняли монашеский постриг — с именами Феофан и Макарий.

Инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра — неземная обитель». В 1841 г. иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра, его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, а сам он назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где стал преподавать латынь. Он говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят».

Инок Феофан нес затем и другие послушания — инспектора Новгородской семинарии, бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Трудился в Иерусалиме, Константинополе, на Афоне. Был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским. На Владимирщине и сейчас стоят храмы, освященные владыкой. В частности, храм Рождества Богородицы в древнем Боголюбском монастыре, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г., возведенный в русско-византийском стиле по проекту К.А. Тона.

А вот на месте храма Рождества Христова в Иваново-Вознесенске, освященного святителем Феофаном в 1864 г. и снесенного в известный период русского помрачения, была разбита пл. Революции.

На 52-м году жизни епископ Феофан подал прошение об увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, поначалу не знал, как отреагировать, но потом все же освободил владыку от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни.

Святитель желал уединения, покоя и тишины, чтобы заняться трудами духовного писательства. «Писать — это служба Церкви нужная, — утверждал он. — Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Вместе с иноками еще в течение шести лет свт. Феофан ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию.

Однажды святитель провел в строгом уединении Великий пост, затем уединился на более продолжительное время — от Пасхи до Пасхи, после чего был решен вопрос о полном затворе — на втором этаже флигеля, где сейчас расположен музей в честь святителя.

В 1872 г. подвижник своими руками устроил у себя в келии «малую церквицу» во имя Крещения Господня, отделив для нее часть наибольшей из комнат — гостиной, где и стал совершать церковные службы один, без сослужащих. Тут можно усмотреть и прорицание святителем собственного дня кончины. Известно, что свт. Феофан в одном из писем более чем за полстолетья предсказал Октябрьский переворот. И, между прочим, для борьбы с революцией предлагал жесточайшую цензуру прессы.

Наложив на себя великий подвиг строгого затвора, святитель никого уже не принимал, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника Евлампия. 10 лет затворник служил литургию в своей келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно. На вопрос одного из ближайших почитателей, как он служит литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою…»

Кроме молитвы, богомыслия и чтения духовных книг владыка занимался переводами, иконописью, музыкой, рукоделием, продолжал духовное писательство.

Все 22 года, до самой кончины, святитель не спускался вниз. С миром сохранял общение только при помощи писем и книг. Он как-то сказал: «Затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заняться не хочет».

Когда святого облачали для положения во гроб, на его лице просияла блаженная улыбка.

Сегодня деятели русского Интернета полагают, что их род занятий в чем-то сходен по характеру с бытностью свт. Феофана, и по этой причине прочат его в небесные покровители Рунета. Что ж, святитель поможет — по молитвам нашим: будь ты оснащен молотком, лопатой, ноутбуком, айфоном или иным «гаджетом».

Глас восьмый тропаря речет: «Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышенский подвижниче, / святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, / моли Христа Бога спастися душам нашим!»

Александр Пожарский, Фонд «Русское единство»

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924