Границы и условия для успешного проведения Святого и Великого Всеправославного собора. Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)1 min read

Границы и условия для успешного проведения Святого и Великого Всеправославного собораВ период с 6 по 9 марта сего года в Константинополе проходил Синаксис Предстоятелей Православных Церквей и была совершена праздничная Божественная литургия в неделю Православия, во время которой было зачитано Послание этого Синаскиса. Оно касалось и современных событий, которые создают проблемы в странах и у людей. Во время Божественной литургии не участвовали представители третьей по порядку патриархии Антиохийской.

Я не знаю в точности, что происходило и что обсуждалось во время заседаний, но только осведомлен о них, как и вся церковная полнота, благодаря прессе и электронной прессе. Я надеюсь что в какой-то момент будет проинформирована и иерархия Элладской Церкви, дабы они, как архиереи, обладающие ответственностью, имели бы безошибочное мнение в отношение этих важных вопросов, которые касаются жизни нашей Церкви.

Несмотря на отсутствие до сих пор таких знаний я изложу несколько моих мыслей по этим важным вопросам исходя из тех документов, которые мной были прочитаны.

1.Тематика Святого и Великого Собора

Синаксис Предстоятелей Православных Церквей принял решение о создании Специальной Комиссии, которая будет состоять из одного епископа и одного советника от каждой автокефальной Церкви. Эта Комиссия будет нести ответственность за подготовку вопросов, которые будут обсуждаться на Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Синаксис Предстоятелей Православных Церквей также разделил на группы вопросы, которые предлагаются для обсуждения на Святом и Великом Соборе, исходя из чего некоторые из них были подготовлены на Предсоборных Всеправославных Совещаниях, а другие подготавливаются и будут подготавливаться. Более конкретно:

Специальной Всеправославной Комиссией будут рассмотрены документы по следующим темам:

«Православная Церковь и Экуменическое движение», «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру», «Вклад Православной Церкви в установление мира справедливости свободы братства и любви между народами и исчезновение этнических и иных видов дискриминации».

Предсоборное Всеправославное Совещание, которое будет созвано в 2015 году будет изучать документы, которые были приняты прежней Межправославной Подготовительной Комиссией по вопросу: «Автономия в Православной Церкви и способ ее провозглашения».

Кроме того, было выражено пожелание на подготовительной стадии провести обсуждения по двум вопросам в отношении которых вплоть до сего дня не было достигнуто согласия, то есть : «Автокефалия в Православной Церкви и способ ее провозглашения» и «Диптихи». Если же будет достигнуто согласие, то их предоставят и на грядущее Предсоборное Всеправославное Совещание 2015 года, а в дальнейшем и на Святой и Великий Собор.

Отмечая число вопросов, мы видим, что их семь среди тех, которые подготовлены и будут еще подготовлены и доработаны Предсоборным Всеправославным Совещанием, а два, которые желательно еще подготовить, то есть в целом таких вопросов девять. Но поскольку говорится, что таких вопросов десять, то мы предполагаем, что в качестве 10 вопроса будет стоять вопрос о Диаспоре, по которому достигнуто некое согласие путем создания Епископских Конференций.

Документы, которые готовились на протяжении десятилетий еще до архиепископа Иеронима на Предсоборных Всеправославных Совещаниях большинству архиереев не известны, а для меня тоже. Мы ожидаем решений неких Комиссий и канцелярий, но не знаем содержания их. Очевидно, что документы эти, как бы то ни было, должны быть представлены на рассмотрение по крайней мере митрополитов, которые несут ответственность во время голосования. Необходимо в особенности обратить особое внимание на их богословское содержание.

Я надеюсь, что во время доработки вопроса об отношении Православной Церкви к остальному Христианскому миру будет сказано слово об analogia entis и об analogia fidei, которые являются одними из самым базовых отличий в области образа богословия между Православной Церковью и Папизмом. И это потому, что если Собор не станет заниматься богословскими и догматическими вопросами, то в таком случае будет совершенно утрачена его сила.

2 Решения на основании консенсуса

Предстоятели Поместных Церквей приняли решение, что все решения принимаемые как на подготовительной стадии, так и во время работы Святого и Великого Собора «будут приниматься при консенсусе». В действительности это означает, что если какая-то из четырнадцати Православных Церквей не будет согласна с каким-то документом, то в таком случае не будет принято заключительное решение. Однако, в таком случае , ради того, чтобы имелось бы решение, по причине консенсуса, возможно, что с обеих сторон будут сделаны уступки. И , конечно же, многое зависет от сильных точек зрения, которые сформулируют каково должно быть окончательное решение.

Необходимо отметить, что сегодня, к сожалению, Православная Церковь в мире выражена тремя направлениями, то есть греко-говорящими, славянскими и арабскими православными христианами. Конечно, язык не является в Православной Церкви и в богословии проблемой, но проблема состоит в национализме, который, хотя он и был осужден на Соборе Вселенской Патриархии в 1872 году, однако на деле он является зияющей раной в теле Церкви и связан с серьезным вопросом Диаспоры.

То есть мы замечаем, что хотя священные каноны относительно устроения Поместной Церкви устанавливают ей определенные географические границы, в этом же вопросе сегодня полагаются национальные принципы (нация, государство, язык, менталитет). Это означает, что хотя согласно каноническому праву в каждой географической местности существует одна Церковь, под одним церковным управлением, независимо от нации, языка, национальности и т. д., несмотря на это сегодня в одном географическом регионе может существовать несколько епископов, которые принадлежат к различным церковным юрисдикциям, а в некоторых случаях они носят тот же титул. Это происходит явным образом в Америке, но и в некоторых областях, в то время как на церковном уровне она подчиняется Вселенской патриархии и все клирики всех стран должны, как от нее зависящие, поминать Вселенского патриарха. Но в данном же случае многие иные Церкви имеют своих собственных епископов, которые создают национальные Церкви. Это то и является величайшей проблемой современной Православной Церкви.1

Следовательно, это бесчиние и создает церковную проблему, проблему «пересечения владений», которым должен заняться Святой и Великий Собор. Эта проблема является тормозом для решения будущего Собора, как на подготовительной стадии, так и во время его работы, потому что, к сожалению, создается и будут создаваться федерации Православных Церквей при общем признании языка, нации, а также, вероятно, и этнофилитический и политический менталитет, вещи которые разрывают церковное единство.

С этим положением борется Вселенская Патриархия и пытается его преодолеть, поскольку она движется в рамках строго канонических, церковных, которые установлены Отцами Вселенских Соборов, но, к сожалению, она в этом деле подвергается большому влиянию.

Я это все написал потому, что консенсус может стать причиной уступок ради того, чтобы выражать единство Церкви, может отойти от богословия Церкви, может, однако же, создаться «тормоз»в решениях. Во всяком случае вполне вероятно что консенсус поддержит необычно и нетипично взращенную федеративность православных Церквей или может дать право для всемирного политического противоречия между государственными образованиями для того чтобы использовать церковную сферу для решения своих геополитических планов.

Вселенская патриархия и конкретно Вселенский Патриарх кир Варфоломей все это знает благодаря его многолетнему опыту, благодаря котором Господь аподает ему дары его отличающие, а мы имеем доверие его рассудительным и ловким манипуляциям.2

В данном случае я нахожу возможность подчеркнуть, что Вселенский патриарх не просто председательствует на Всеправославных Соборах, но является центром и создает их единство.3 Православное церковное устройство отличается соборностью, но это не означает, что упраздняется иерархичность, поскольку устройство Церкви является соборным по иерархичности и иерархично при соборности. Таким образом избегается как папский «абсолютизм», так и протестантское «безначалие-анархия», как реальная жизнь.

Более того необходимо отметить, что Автокефалия в православной церковном праве не служит и не должно служить как автономная « » в смысле полной независимости, но понимается в смысле взаимозависимости от Церкви Нового Рима-Константинополя. Лютеранский образец предполагает единое христианское сообщество в смысле полной независимости а не как взаимозависимости с другими Церквами, а это не должно иметь места и основания в Православной Церкви.

3 Один «голос» — избирательный голос для каждой Церкви

Было принято согласованное решение на недавнем Синаксисе Предстоятелей Православных Церквей о том что Автокефальные Православные Церкви будут представлены на Святом и Великом Соборе Православной Церкви своими предстоятелями и их будут сопровождать неким числом епископов менее чем 24, и каждая Церковь будет иметь 1 голос при принятии решений.

Это положение имеет самое непосредственное отношение с единогласию потому что во время прений которые проходили до сего дня ставился вопрос: « Если на Святом и Великом Соборе Православной Церкви будут представлены все иерархи от всех Церквей, то тогда решения будут приниматься большинством голосов, поскольку каждый епископ имеет свой собственный голос. Если же Православные Церкви будут представлены неким конкретным числом епископом, тогда каждая Церковь будет иметь право на один голос, но если решения будут приниматься «на основе единогласия». В данном же случае была избрана вторая модель.

Этот вопрос связан с некоторыми нюансами, которые необходимо ка бы то ни было применить каждой Поместной Церковью. По моему мнению епископат Элладской Церкви своим решением должна согласовывать свою линию, то есть ознакомлением с уже существующими документами, избранием подходящих лиц, принятие конкретных решений, согласно с параграфом (а) , статьей 4 Закона 590/ 1977 «О Учредительной Грамоте Элладской Церкви». Это должно быть сделано обязательно, потому что участие Церквей должно в сущности и по возможности выражать всеобъемлюще богословские позиции каждой Церкви, когда будет все взаимно уравновешено в вопросах догматических, канонического права., церковных традиций, но и реальных нужд современных людей, а не только нужд современного духовенства. Это я пишу, потому что есть случаи, когда на обсуждение выносятся вопросы, которые волнуют, как не имеющие ни какой выгоды ни для духовенства ни для народа.

В данном случае я коснусь вопроса о Соборном органе Церкви, потому что невозможно оставаться непричастным к таким важным догматическим вопросам и церковным вопросам и отдавать их в руки только некоторых иерархов, пусть даже и весьма образованных.

Мы все несем ответственность в вопросах церковного характера и в особенности тогда, когда каждая Автокефальная Церковь будет излагать свои позиции и будет голосовать едино при одном голосе, в котором мы все имеем часть ответственности. Невозможно чтобы архиереи были бы разделены на две категории, на тех которые участвуют в управлении Церкви и на других остаются в своих рамках и пребывают в неведении в отношении обсуждаемых вопросов. Что же же зависти от меня, то я не настроен на то чтобы эти иерархи отвергли бы мою ответственность.

4 Богословская терминология

Понятно, что, поскольку речь идет о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, то терминология в решениях его должна быть строго богословская и церковная. Решения необходимо увязывать со всей традицией Церкви, которая не консервативная, но традиционная, не является инертной, но подвижной, однако в рамках богословского и церковного мышления.

Так, при написании документов необходимо участвовать в их составлении архиереям и богословам, которые бы провели проверку используемой терминологии, дабы не было высказываний в духе неосхоластики, эссенциального и метапатристического богословия. Известно же, что Отцы Церкви на Вселенских Соборах со всей силой и по вдохновению от святого Духа вели борьбу, использовали подходящую терминологию (краткими глаголами и со многим благоразумием), которая должна безошибочно и в точности выражать православную веру и богодухновенно. Итогом некой ошибочной терминологии является появление отклонения от православного учения. В этом требуется особенное внимание и требуются подходящие клирики, которые будут знать достаточно хорошо историю и содержание терминов и выражений.

Также непосредственное столкновение с жизненно важными вопросами, если даже в конечном итоге поставлен вопрос в Повестке Дня Собора, то необходимо обратить особое внимание на него и с мудрым богословским прилежанием дабы не искалась православная антропология во имя науки, согласно с вполне точным замечанием Вселенского Патриарха г-на Варфоломея в ранее написанном им письме (5 октября 2006 года) в адрес священного Синода Элладской Церкви.

Лично я имею доверие к Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Греции г-ну Иерониму, который отличается своей чуткостью, своей экклесиологией и своим демократическим менталитетом. И я верю, что он все эти вопросы возмет под свою оценку во всех богословских и экклесилогических параметрах, дабы наша Церковь во время проведения святого и Великого Собора принимала в нем участие при отличной предварительной подготовке, потому что они располагает достаточным числом опытных иерархов и богословов с прекрасным богословским образованием.

Вопрос не стоит только лишь в созыве Святого и Великого Собора, но и о том чтобы он в истории оставался Святым и Великим по существу и был бы преемником VII Вселенского собора, Собора 879-80 гг. (VIII Вселенского собора), который признал VII Вселенский собор, Собора 1351 года (IX Вселенского) и Всеправославного Собора 1848 года, о которых необходимо сообщить как о великих Соборах дабы не быть явиться оторванным от предыдущих Соборов, но стать продолжением их. Если же не сказать о предыдущих Вселенских и Великих Соборах, или же говорить только о семи Вселенских Соборах а последующие опускать, тогда возникнет серьезная богословская и экклесиологическая проблема.4

Это является в действительности не только вызовом истории, но реальной церковной священной истории, которая определяется богословской, экклесиологической и канонической перспективой.

Необходимо провести хорошую подготовку на будущее дабы созвать в 2016 году Собор, так чтобы он по существу составил бы единство Церкви, а не поощрял бы или не создавал бы внутри Церкви расколы, которые разорвут единство Церкви.

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.

Источник: Ορθόδοξος Τύπος, 2 Μαϊου 2014, αριθμ.φύλλου 220, σελ. 1, 7

1Проблемы на самом деле никакой не существует при сосуществоваании в Диаспоре нескольких юрисдикций. Эту ппроблему чаще следует сегодн/ видеть в неверо/тной секуляризации Вселенской патриархии, ее неистовая приверженность незаконной календарной реформе, проведенной в 1923 на т. н. Всеправославной соверщании в Кокнтантинополе вовсе не во имя единства Православия, а наоборот — едиснвта е еретическим инославием и разъединения и раскола православной Церкви.
2Мы же не имеем никакого к ним доверия, поскольку начиная с патриарха Афинагора Вселенская Павтриархия ведет на антибогословской и антиэкклечсиологической основе линию соединения с Римо-Католитческой церковью, а значит линию разрушения и уничтожения Православия. См. Πρωτοπρεσβ. π. Άγγελος Αγγελακόπουλοςεφημέριος Ι. Ν. Αγίας Παρασκευής Καλλιπόλεως ΠειραιώςΟ ΜΕΓΑΣ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΗΣ ΠΑΤΡΙΑΡΧΗΣ ΚΥΡΟΣ ΑΘΗΝΑΓΟΡΑΣ (ΜΕΡΟΣ Α΄,Β’, Γ’)

3Мы глубоко не согласны с тсакой точкой зрения Митпрополита Иерофея, поскольку всякое наделение какого-то патриарха особыми привилегиями превышающими власть и положение его над другими патриархами неизменно ведет в идеологии Папизма. Собственно говоря в этом чрезмерном подчеркивании роли Вселенского патриарха митрополит Иерофей выявляет и свои этно филитические взгляды. Идея о Вселенском патриархе как первом в Православной Церкви и по власти и по некоторым преимуществам и привилегиям лежит вне священных канонов Православной Церкви эпохи Вселенских соборов. Эти привилегии составили некий неписанный закон, который активно поддерживался восточно-римскими византийскими императорами. То есть это положение особое Вселенского патриарха было явлением не столько церковного характера, сколько больше политического. (Примечание редакции ПА) И нельзя здесь не видеть аналогий с развитием идеологии о примате Римского папы.
4Мы считаем необходимым сказать и относительно того что Великим являются и Коснатнтинополськие Всенмпрвавославные Соборы 16 столетия, осудившие Григорианский календарь и новую Пасхалию, определлив дерзнувших на это нововведение анафему.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924