Забытые даты церковного календаря. Священник Алексий Хотеев1 min read

Александр 2Одна из важнейших функций церковного календаря — сохранять память. Воцерковленный человек знает даты главных христианских праздников, следит за подвижной датой Пасхи, этого «праздника праздников и торжества из торжеств». Хорошо ожидать поздравлений в день именин и, конечно, не забывать про именины близких людей. Вместе с тем календарь — это летопись событий, учитель истории, напоминающий современникам о делах минувшего. День Победы 9 мая мы помним благодаря ежегодному чествованию ветеранов, торжественным шествиям, минуте Молчания. В храмах в этот день совершается Благодарственный молебен, а затем заупокойная служба, идет молитва о тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других на фронте, в тылу. Помянуть — это и значит вспомнить имя человека, назвать его имя на молитве.

В церковном календаре на каждый день приходится какое-нибудь воспоминание: то праздник чудотворной иконы, то святого. При этом есть такие «памяти», силу чувств которых наши современники уже не ощущают. Например, в день Рождества Христова (25 декабря по церковному календарю) положено совершать Молебен по случаю спасения России от нашествия «галлов и с ними дванадесяти язык», т.е. праздновать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. В настоящее время редко в каком храме совершается такая служба. А память людская, увы, не такая долгая, и сейчас в Беларуси эту войну даже учебники «Отечественной» не называют…

Вспомним теперь другие даты. Например, что скажет нашему современнику дата 8 октября 1596 г. (по новому стилю — 21 октября)? А ведь тогда была провозглашена в Бресте церковная уния, которая стала яблоком раздора между народами Речи Посполитой, а для белорусов она обернулась настоящей духовной трагедией, испытанием, длившимся два с половиной века. 12 февраля 1839 г. (25 по новому стилю) высшее униатское духовенство Белоруссии и Литвы приняло в Полоцке Соборный акт о возвращении в Православие, и две разрозненные некогда паствы (униаты и православные) соединились в одно тело, подобно этому через сто лет Западная Белоруссия соединилась с Восточной. К чести наших прадедов нужно сказать, что они это событие помнили и отмечали. Причем отмечали несколько раз в году, и привязано это было к пасхальному кругу праздников.

Согласно календарю памятных дней, в белорусских епархиях в субботу Первой седмицы Великого поста совершалось поминовение «всех подвизавшихся в спасительном деле воссоединения униатов с Православной Церковью». Этот день был назначен потому, что Соборный акт о воссоединении был оглашен в первое воскресенье Великого поста — Неделю Торжества Православия. Таким образом, накануне годовщины этого события совершалась заупокойная служба о его участниках.

В четверг после первого воскресенья по Пятидесятнице (Недели Всех святых) было еще одно ежегодное поминовение возвращения униатов. В народе этот день назывался «девятухой», т.к. приходился на девятый четверг после Пасхи. Это чествование должно было покрыть почитаемый в католичестве и популярный в простом народе Праздник Тела Христова. В этот день совершался Крестный ход и служилась служба Нерукотворному образу Спасителя (по церковному календарю эта служба 16 августа). Так напоминалось, что верховным Пастырем Церкви является Христос, и возвращение в Православие — это возвращение к истинному главе Церкви, исход из власти мнимого наместника-папы. Поэтому на памятной медали в честь воссоединения была изображена икона Спас Нерукотворный с надписью «Такова имамы Первосвященника», а под иконой: «Отторгнуты насилием 1596 г., воссоединены любовью 1839 г.».

Конечно, воспоминание об упразднении унии невозможно себе представить без чествования главного вдохновителя этого дела — митр. Литовского Иосифа Семашко. Поэтому в день его кончины 23 ноября 1868 г. (по новому стилю 5 декабря) совершалась панихида.

Можно вспомнить еще один день особого поминовения. Это 19 февраля (по новому стилю 4 марта) — день, когда в 1861 г. был провозглашен Манифест об отмене в России крепостного права. Во всех церквях в этот день совершалась панихида по убиенному царю Александру II. Здесь уместно вспомнить, что жители Минска в 1901 г. установили памятник Царю-освободителю (находился в маленьком сквере возле воссозданной ратуши), а в 1917 г. его снесли революционеры. На обращение группы историков и представителей интеллигенции в 2013 г. о восстановлении памятника городские власти отказали по политическим мотивам.

Церковный календарь не только учит помнить историю, он воспитывает к ней уважение. У Церкви свое измерение исторических событий и личностей, и ее голос некогда почитался как голос совести. Неужели забвение проникнет даже туда, где провозглашается Вечная память?

Священник Алексий Хотеев

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924