Преподобный Сергий Радонежский и афонская монашеская традиция.1 min read

Преподобный Сергий Радонежский и афонская монашеская традиция.В настоящий момент на Святой Горе Афон – двадцать монастырей, большое число скитов, калив и келий. Каждая из монашеских обителей неповторима, обладает собственной уникальной атмосферой, распорядком и другими особенностями. Даже соседние кельи и каливы порой не похожи друг на друга. Святая Гора не боится разнообразия.

Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. Святогорские монахи – это люди с разными судьбами и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но почти все стремились восходить по этому непростому и тернистому пути. Все вместе они определяют характер Афона, вносят каждый что-то своё в его цветущее многообразие и сложность.

Одно из основных свойств монашеской традиции (как Афона, так и духовной школы преподобного Сергия) то, что она не подавляет индивидуальности человека, а даёт ему развиваться в рамках Предания.

В свою очередь, опора на Предание обеспечивает преемственность духовной традиции и передачу её из поколения в поколение. Само слово «предание» [παράδοσις] в греческом языке происходит от однокоренного глагола «парадидо», т. е. «беру от одного и передаю другому». Ведь и апостолы преподали нам то, что и сами приняли от Христа1.

Среди афонских монахов популярна следующая трактовка: иночество появилось с того момента, как вочеловечился Христос. Сам Спаситель создал первую монашескую общину со святыми апостолами, среди которых он нес служение духовного отца.

Таким образом, в своих подлинных проявлениях монашество ориентируется на Священное Писание и Святоотеческое наследие. При этом как афонская, так и святосергиевская традиции не являются проявлением мертвого фундаментализма и консерватизма. Это настоящее неповторимое творчество в рамках Предания. В разные исторические эпохи святогорцы и духовные преемники преподобного Сергия воплощали святоотеческие идеалы и находили им формы выражения, созвучные особенностям данного исторического периода.

Поразительное сходство и общность Сергия Радонежского и святогорских подвижников достигнуты общим аскетическим и духовным опытом, который лежит в основе православного богословия и аскетических установлений.

***

Важную роль в истории монашества сыграл преподобный Афанасий (Афонский). Основанная им Великая Лавра стала образцовым монастырем, прототипом, по примеру, образу и подобию которого были основаны десятки общежительных обителей не только на Афоне, но и во всём православном мире. Этапное значение в истории общежительного монашества (в том числе и на Руси) имел и первый Типикон преподобного Афанасия.

Интересно, что до сих пор монахи Великой Лавры называют себя «афанасиане»; как к своему отцу относятся к преподобному и иноки основанных его учениками монастырей.

Подобную роль сыграл в истории русского монашества «игумен земли Русской» святой Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра была образцовым монастырем и духовной школой, давшей расцвет созерцательного подвигана всей территории северо-восточной Руси.

Цепь духовной преемственности афонских старцев не прекращается уже больше тысячи лет. В свою очередь, личность преподобного Сергия была примером для сотен учеников, которые продолжили его традицию и сохранили его живое духовное наследие вплоть до нашего времени. Одна из наиболее известных духовных ветвей, восходящих к преподобному Сергию выглядит следующим образом: Сергий Радонежский – Кирилл Белозерский – Паисий Ярославов – Нил Сорский – целая плеяда заволжских старцев.

Одним из основных свойств монашеской традиции является её исихастский характер.

Все основоположники исихастского возрождения XIV столетия были в той или иной степени связаны со Святой Горой. Под влиянием Афона исихазм стал в этот период центральным фактором не только в церковной, но и в светской истории Византии (а затем) и Руси.

Пути распространения исихастской традиции были многообразны – через славянских учеников Григория Синаита (1255-1346), через паломников, посещавших Афон, и даже через особых посланцев – подобных тем, которых направил в Византию Сергий Радонежский, специально для ознакомления с исихазмом.

Как и подавляющее большинство церковных деятелей этого периода взгляды и деяния Сергия Радонежского примыкали к руслу исихастской традиции. По свидетельству его жизнеописателя преподобный творил непрестанную молитву. Также в «Житии» мы находим рассказ о явлении нетварного Божественного света, окружившего священнодействующего святого.

Стоит отметить и то обстоятельство, что деревянная церковь построенная Сергием Радонежским была освящена в честь Святой Троицы. Это едва ли не первый подобный храм на Руси. Выбор преподобного отнюдь не случаен, он свидетельствует о серьезном влиянии на него богословия исихазма.

На Святой Горе именно в этот период появляются храмы, освященные в честь Живоначальной Троицы. Всеобъемлющее влияние исихастской традиции на афонских иноков не вызывает никаких сомнений.

В житии преподобного Сергия Радонежского существуют сведения о его личной переписке с святогорцем Патриархом Константинопольским Филофеем.

После смерти своего учителя – святителя Григория Паламы, патриарх Филофей стал руководителем монашеского возрождения, затронувшего в этот период весь православный мир.

Греческие, русские, болгарские иерархи и монашествующие, находясь в теснейшем общении и сотрудничая друг с другом, постепенно сформировали своеобразный «исихастский интернационал»2, центром которого стали православные монастыри, оказывавшие на современников существенное влияние.

Исихастское возрождение стало гораздо шире монашеского течения, к нему примкнули общественные деятели, иерархи, деятели искусства и книжники.

Известный греческий ученый профессор Панагиотис Христу полагает что «преподобный Сергий хорошо знал о духовных свершениях современных ему афонских монахов, так как вероятно мог получить эту информацию из рассказов митрополита Московского Алексия, который в свою очередь соприкоснулся с исихастами из круга патриарха Филофея и познакомился с самим патриархом в Константинополе»3.

По словам отечественного ученого «два великих исихаста — митрополит Алексий и преп. Сергий, явились родоначальниками новой эпохи духовного возрождения и восстановления ослабевшего единства Руси». С этими словами трудно не согласиться.

Афанасий Зоитакис

Продолжение следует…


1 1 Кор. 15:3.
2 Соколов И. Свт. Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. СПб., 2004. Стр. 26.
3 Концевич И. Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси.
ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924