Тесные врата и узкий путь1 min read

Протоиерей Всеволод ЧаплинПодчас сегодня можно услышать, что для христианина важнее сохранить стены храмов, приятие со стороны тех или иных общественных кругов, возможность доступа в какие-то собрания, на какие-то торжества, возможность поздравлять сильных мира сего — чем возможность говорить прямо и без обиняков о том, чему нас учат Святое Евангелие, догматы и каноны Церкви. Такой путь для многих церковных общин был началом конца. Мы это хорошо знаем на примерах стран Западной Европы, где христианские лидеры становились на путь компромисса — путь, на котором они ради сохранения на какое-то время внешней мощи и влияния Церкви сначала просто молчали о чем-то очень существенном, что говорится нам в Священном Писании и в Предании Церкви, потом начинали поддакивать тем, кто говорил что-то прямо противоположное Евангелию, потом начинали сами утверждать противоположенные Евангелию и Священному Преданию вещи, а потом начинали наперегонки друг с другом бежать в разные собрания и на разные ток-шоу, только чтобы засвидетельствовать свою лояльность идеологемам и общественным конструкциям, которые прямо противоположны тому, что в течение многих столетий утверждала Церковь, прямо противоположены тому, что нам говорится в Священном Писании.

Но не может Церковь и не может христианин работать Богу и маммоне. Не может христианин жить в полной мере как последователь Евангелия и активно поддакивать миру, живущему ради маммоны, одобрять жизнь такого мира, а тем более хвалить ее. Мы не всегда имеем возможность побеждать в общественных процессах, устроять жизнь мира по христианским нравственным законам. Нам никто и не обещал такой легкой и вечной возможности. Наоборот, нам обещаны страдания и гонения. Да, до времени, вероятно, еще будет возможность среди православных народов созидать такое общественное устройство, которое было бы основано на христианских нравственных идеалах и ценностях. Но, если вдруг этого не получается и не получится, это не значит, что нужно одобрять все, что происходит в мире сем, соглашаться со всем происходящим. Вот почему сегодня от христианина требуются не только мудрость и рассудительность, но и величайшая твердость. Даже там, где мы уступаем, даже там, где мы вроде бы терпим историческое поражение, нужно сохранять возможность говорить слово правды, даже если это по-человечески невыгодно. Даже если за это могут лишить спокойной жизни, лишить храмов, внести раскол в церковную среду. Истина Христова важнее, и о ней нужно говорить даже тогда, когда люди, живущие по законам мира сего, живущие ради власти, денег и ложного душевного комфорта говорят иное, предлагая встраиваться в некую систему, созданную не нами.

Впрочем, сегодня в самых непростых условиях, в самых непростых местах есть вдохновляющие примеры того, как люди способны свидетельствовать христианскую веру, проявляя ее в поступках, в способности объединяться в христианском действии и в молитве. Люди в разных областях Украины собирались и собираются на молитву о мире. Люди в разных областях Украины и во многих городах России сегодня собирают гуманитарную помощь для тех, кто пострадал во время трагических событий, которые, к сожалению, продолжаются. И помощь оказывается людям, пострадавшим с разных сторон. Оказывалась она тем, кто пострадал в Киеве на Майдане. Сегодня она оказывается многими людьми, в том числе мирянами и членами православных общественных организаций, тем, кто страдает в восточных областях. Оказывалась она, конечно же, и тем, кто пострадал в Одессе. Это свидетельство веры, запечатленной в делах. Это свидетельство того, что не остаются равнодушными православные христиане. Это свидетельство того, что христианская любовь бесстрашна: она сильнее любых угроз и немощных дерзостей мира сего.

Великорецкий крестный ход в Вятской губернии собрал около тридцати тысяч человек. Это тоже очень мощное свидетельство того, что люди готовы собраться вместе, и почувствовать свое братство, присутствие даров Святого Духа, возможность объединиться в молитве и всем явить христианский дух. Скептически настроенные наблюдатели недоумевают – как же так? В обществе XXI века, где вроде бы все движения народной души должны быть просчитаны социологами и аналитиками, где вроде бы разумно, нормально, естественно и правильно жить только ради потребления, здоровья и комфорта, — люди идут многие километры сложного пути во множестве десятков тысяч, не имея за это никакой награды и даже вряд ли воспринимая это как возможность улучшить свое здоровье, провести активно то или иное количество времени и так далее.

Причем люди идут не в самые знаменитые места, идут не в связи с самыми известными церковными праздниками — идут на Великорецкий крестный ход, который относительно недавно был почти полностью забыт, идут на Царские дни в Екатеринбург, также десятками тысяч. И эти люди не скорбят, как иногда скорбят собирающиеся на церемонии памяти жертв репрессий светские люди. Эти люди радуются. Они молятся царственным страстотерпцам как победителям, они молятся о даровании России вновь православной монархии — по крайней мере, многие из них молятся именно об этом. И те, кто скептически относятся к будущему страны, пугаются, видя волю, веру, единство и способность к самоорганизации этих людей.

Сегодня очень важно, дорогие о Господе братья и сестры, чтобы мы имели веру, имели волю, могли вместе свидетельствовать о нашей вере и о нашей воле через разные способы общественного действия. 16 июля состоится народный крестный ход из Хотьково к Троице-Сергиевой Лавре в связи с 700-летием преподобного Сергия Радонежского. Надеюсь, и многие надеются, что все, у кого есть силы, примут участие в этом крестном ходе, чтобы опять помолиться вместе и показать окружающему миру свою веру, свою волю и свое единство. Гуманитарная помощь и деньгами, и другими способами тем, кто сегодня страдает на Украине, пусть тоже будет проявлением нашей действенной любви. Наша поддержка тех нравственных и общественно значимых вопросов, которые сегодня ставит Церковь, поддержка в публичном пространстве также очень важна. Никогда не стесняйтесь писать в интернете, даже если чувствуете негативную обратную реакцию — писать на тех или иных форумах, в тех или иных социальных сетях. Никогда не бойтесь звонить на радио и на те телевизионные каналы, где возможны прямые дискуссии. Никогда не бойтесь в ходе разных общественных мероприятий говорить о том, как ваша вера преломляется в нравственном взгляде на происходящие в обществе события.

1 июня, в Международный день защиты детей, многие православные христиане, в первую очередь молодые, устроили общественные акции. Кто-то призывал к полному запрету абортов, кто-то говорил о возможности и целесообразности постепенного движения к этой же цели, об исключении аборта из числа тех манипуляций, которые производятся за счет государственного бюджета, то есть за наш с вами счет. Кто-то выходил с плакатами, кто-то вел себя гораздо более скромно, кто-то высказывался в том же интернете. Но главное — люди говорят то, что считают нужным, даже вопреки голосам, которые утверждают: «У вас все равно ничего не получится, по крайней мере в ближайшие годы, лучше помолчите, будете выглядеть умными людьми». Но призвание христианина в современном мире – это не попытка сообразоваться с мудростью века сего. Это не попытка нравиться всем. Это не попытка сделать так, чтобы все тебе улыбались и говорили: «Вот хороший человек».

Апостолы и Сам Христос поступали иначе. Поэтому нам нужно стараться говорить неудобную правду и поддерживать друг друга, в том числе через общественные акции и через совместную молитву, особенно собирающую десятки тысяч людей в одном месте в одно время. Наша мудрость и наш успех – это не что-то, что можно показать в глянцевом журнале как признак преуспеяния в мире сем. Наша мудрость и наш успех – это способность иметь в сердце и в уме образ Божия Царства, и этот образ, а не образ успеха в глянцевом журнале, прилагать к тем общественным процессам, которые происходят вокруг нас, и к тем дискуссиям, к тем настроениям и нестроениям, которые нас окружают. Жить с иконой Царства Божия в уме и в сердце очень непросто. Большинство людей так не живет, даже если считает себя номинальными православными христианами. Но иного пути к настоящему успеху, то есть к достижению того самого Божия Царства, нет. И обществу нужно знать о том, что это единственный путь к тому, к чему человек по большему счету предназначен — к вечной блаженной жизни и к по-настоящему осмысленной жизни здесь, на земле. Не будем бояться свидетельствовать об этом.

Нас не все услышат с радостью, и не все нас погладят по головке, но именно такой путь свидетельства и жизни нам дан Христом и апостолами. Ради этого создана Церковь. Ради этого мы собираемся во имя Христово. Ради этого Дух Святой нисходит, меняя нас и преображая нашу жизнь.

Протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского Храма святителя Николая на Трёх Горах, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924