Империя органична для России1 min read

Анатолий СтепановТемы заседания Изборского клуба в Санкт-Петербурге обозначены как — «Творчество новой империи — связь времен» и «Обновление элит». Проблема поставлена очень своевременно и место для ее обсуждения выбрано правильно, — где же еще, как не в Санкт-Петербурге, столице Российской Империи, обсуждать проблему нового имперского строительства!

Творить Империю в России легко, поскольку Империя всегда была в нашей истории. Это органическая форма бытия русского народа. Россия изначально формировалась как Империя. Русская колонизация носила имперский характер.

Тут нужно только не путать разные типы Империи. Для Запада характерен колониальный тип Империи, когда имеет место четкое деление на метрополию и колонии, которые различаются в правовом и политическом отношении. Но история знает и другой тип Империи – ее можно назвать миродержательная Империя. Такими были Римская, Византийская и Российская Империи. Эти Империи представляли собой единство во многообразии, многообразии национальном и религиозном. И не случайно так радикально различаются колонизации – русская и американская. После американской колонизации оставались только территории – местное население практически полностью уничтожено. Русская колонизация, при всех сложностях и конфликтах, которые неизбежно возникали между русскими и туземцами, все-таки носила иной характер, — характер присоединения народов вместе с территориями.

Русские государи и великие русские правители прекрасно понимали суть российского государственного строения, понимали преемственность служения России, как Третьего Рима. Хотелось бы напомнить слова первого русского Императора Петра Великого, которые он сказал 22 октября 1721 года по случаю торжества в честь преподнесения Государю звания – Император и Отец нации (собственно 22 октября, т.е 4 ноября по нынешнему григорианскому календарю, день Казанской иконы Божией Матери по праву считается Днем рождения Российской Империи). Петр Великий посчитал необходимым объяснить своим сподвижникам смысл своих реформ, которые тяжелым бременем легли на весь народ. Он сказал примерно следующее: «Я все это делал для того, чтобы с нами не стало, как с Империей греческой». Русский Государь, правитель Третьего Рима в 1721 году вспоминает 1453 год – год падения Константинополя, падения Второго Рима, который был катастрофой мировой истории.

Стоит вспомнить и слова другого великого русского правителя, другой эпохи, Иосифа Сталина, который 2 сентября 1945 года, после победы над Японией, в своем выступлении сказал не менее сакраментальные слова: «Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня». Сердце Сталина, оказывается, уязвлено было в 1905 году поражением России в Русско-японской войне. И через 40 лет справедливость восторжествовала. Слова Петра Великого и Иосифа Сталина являются яркими символами преемственности русского служения.

Сегодня многих из нас охватывает тревога. Поскольку еще ничего окончательно не решено. Поскольку Россия до сих пор находится в состоянии перехода. Александр Андреевич Проханов в своем вступительном слове сказал о том, что украинская драма резко обострила конфликт между имперскостью и национализмом. Это справедливые слова. Причем, этот конфликт обострился не только между Империей и украинским национализмом, но между Империей и русским национализмом, родным братом украинского национализма.

Тут стоит напомнить историю появления такого феномена как политический русский национализм. Партия русских националистов была создана Петром Аркадьевичем Столыпиным для поддержки своего политического курса на буржуазное преобразование России. Одной из ее задач было выдавливание с политической сцены монархического имперского черносотенного движения. Партия русских националистов, уже после трагической кончины Столыпина, печально закончила свое существование. В 1915 году лидеры партии русских националистов вступили в союз с оголтелыми западниками-либералами. Этот т.н. Прогрессивный блок стал локомотивом свержения русского самодержавия, локомотивом революции в России, которая привела к новой мировой катастрофе – падению Третьего Рима. Очень символичная картина – отречение Государя Николая Александровича от престола. Принимают его отречение два политика – лидер русских либералов Гучков и лидер русских националистов Шульгин. Таким образом, русский национализм в 1917 года присутствовал при гибели Российской Империи. Этот символ показывает органическую враждебность русского национализма к имперской государственности, а иной государственности в России быть не может! Поэтому для меня не было ничего удивительного в том, что люди, которые сегодня себя называют русским националистами, оказались по одну сторону баррикад с нынешними либералами-западниками во время политического кризиса 2011-2012 гг. Они вместе выступали против власти в составе «белоленточной оппозиции»…

Империя – сложная форма государственного устройства. Это, по сути, живая диалектика, поскольку имперский принцип государственного устройства предполагает сочетание формально несочетаемого иерархичности (при национальном равенстве роль русского народа должна быть ведущей и определяющей, а при религиозном равенстве роль Русской Православной Церкви должна быть определяющей) и бережного отношения к другим нациям и религиям. Это требует очень скрупулезной, тонкой политической практики. Империей можно управлять только вручную, механическое управление в Империи невозможно. Кстати, столь же диалектическим понятием как Империя является и понятие «русский народ». Одновременно это понятие, обозначающее некую этническую общность — русских по крови и суперэтнос (для нас настоящими русскими являются немцы святые сестры Александра Федоровна и Елизавета Федоровна, Фонвизин, шотландец Барклай де Толли, датчанин Даль, еврей Левитан, серб Милорадович, поляк Рокоссовский, грузины Багратион и Сталин). Поэтому столь жаркие споры разгораются по поводу того, кто такие русские.

Именно со сложностью имперского государственного устройства и управления связана особая роль государственности в России. А отсюда проистекает и особое отношение народа к государству – знаменитый русский патернализм. Это понимали выдающиеся русские мыслители прошлого. Приведу цитату видного философа и публициста XIX века Михаила Никифоровича Каткова: «Есть в России одна господствующая народность, один господствующей язык, выработанный веками исторической жизни. Однако, есть в России и множество племен, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай… Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого русского мира, составляют его живые части и чувствуют единство с ним в единстве государства, в единстве Верховной власти, — в Царе, в живом всеповершающем олицетворении этого единства. В России есть господствующая церковь, но в ней же есть множество всяких, исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разноверные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти. Все разнородное в общем составе России, все, что может быть исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства. Благодаря этому чувству Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской земли»…

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с очень опасным явлением – недоверием к власти. Это характерно особенно для представителей интеллигенции. Поэтому как нельзя более актуально прозвучали сегодняшние слова и.о. губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко о том, что одной из базовых идей новой русской идеологии должна быть идея служения. Служение представителей всех сословий русского общества, особенно, конечно, представителей государственной власти, чиновничества.

Именно с вопросами формирования идеологии как важнейшей на сегодня задачей государственного строительства связано создание нами общественной организации «Русское Собрание», которая ставит перед собой задачу формирования основ национальной идеологии с опорой на традицию, путем обращения к наследию русских мыслителей XIX-XX вв., которые, можно сказать, создали комплексное учение России. Нам необходимо обратиться к этому наследию, актуализировать его для нужд современного государственного и общественного строительства. Только таким образом Россия сможет сказать то новое слово миру, о котором мечтал наш выдающийся писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского собрания»

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924