«Что скажет Он вам, то сделайте»1 min read

Боголюбская икона Божией МатериВ описании чудесного явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому есть замечательная подробность: Пресвятая Дева молитвенно обратилась к Своему Сыну и Богу, чтобы Он принял всякого человека, призывающего Ее имя и просящего Ее заступничества. Во время молитвы Божией Матери над землей явился Спаситель, благословляя Ее.

Божия Матерь глубоко приобщается тому, что составляет жизнь других, начиная со Своего Божественного Сына. И благодаря Ей мы узнаем, что такое общение требует нищеты сердца. Это одно из проявлений любви Божией Матери, о котором мы говорим сегодня, в праздник Ее иконы, именуемой «Боголюбской».

Нищета сердца, открывающая заповеди блаженства, не бывает без страданий. Но без этой нищеты сердца мы остаемся предоставленными самим себе, нашим нуждам, нашим эгоистическим желаниям, нашим желаниям обладать и господствовать. Так мы живем, сжимая в руках наши земные сокровища, будучи неспособными дать их другим, боясь потерять их и себя. Единственное условие подлинного общения и жизни — протянуть другому руку. Божия Матерь всегда жила этой нищетой, и Она учит нас ей как пути молитвы и пути жизни. Она может предстательствовать за нас, потому что Она — Боголюбивая, потому что Она любит, и эта любовь делает Ее смиренной, внимательной к другим, желающей увидеть их возрастание в заповедях блаженства, в истинной жизни. И оттого что Она находит в этом полноту Своего Богоматеринства, мы можем исполняться доверия к Ней. Она такова в каждый момент Ее жизни, и особенно у Креста, как Матерь Господня и наша Матерь. В Кане Галилейской Она просто представляет Христу то, что Она увидела, не прося ни о чем, не ожидая ответа, не связывая его ни со Своим желанием, ни с нуждами присутствующих на браке. Она не требует ответа Бога, Она предает Ему все. Она принимает нужды других и вверяет их Господу.

И еще одна сторона поражает в этом заступничестве — очень важная для нас, когда мы молимся. Эта вторая часть Ее слов: «Что скажет Он вам, то сделайте». Мы часто забываем об этой стороне заступничества, ограничиваясь только просьбами. Обретя способность видеть, различать подлинные нужды — свои и других, — мы приносим их Богу и думаем, что мы исполнили все, что нужно. Мы говорим: «Господи, если Тебе угодно». И Божия Матерь заступается за нас, если мы приносим Ей свои нужды.

Но есть еще одна сторона. «Что скажет Он вам, то сделайте». Божия Матерь не ограничивается просьбой и молитвой к Своему Сыну, представляя Ему наши нужды. Она поворачивает нас к Нему. Она обращает нас к Его воле. Иначе говоря, не существует молитвы без покаяния, без истинного обращения к Богу, или это будут только слова. Так, например, в молитве «Отче наш», когда мы просим прощения у Бога, мы одновременно говорим: «как и мы прощаем должникам нашим». Мы просим прощения у Бога, но мы получим прощение у Бога, только если у нас есть покаяние. Существует нерасторжимая связь между тем, что мы просим у Бога, и нашим покаянием. Бог не услышит того, кто имеет ненависть к своему брату. Пусть Бог простит меня, что я ненавижу своего брата? Пусть Бог услышит меня, пусть Он любит меня, в то время как я ненавижу своего брата? Все Евангелие говорит о противоположном: «Что скажет Он вам, то сделайте».

Или такой пример. Молиться за нашу молодежь, за детей, чтобы Бог сохранил их от нравственной гибели, просить Божию Матерь ходатайствовать об утверждении правды и справедливости на земле — неужели вы думаете, что это ничего не стоит? Когда мы начинаем произносить слова молитвы, Божия Матерь немедленно поворачивает нас к Своему Божественному Сыну и говорит нам: «Вначале сделайте, что Он скажет вам». Сделайте это, приведите себя в согласие с Его волей в том, о чем вы молитесь. Вы не решите проблем мира. Но по вашей мере, там, где вы находитесь, — как вы ведете себя по отношению к другим, прося о справедливости и защите других? Вы молитесь, чтобы не было разделения в нашей Церкви, и создаете разделение там, где вы находитесь, своим равнодушием, грубостью, презрительным, самодовольным отношением к кому-то, своим злоречием, своим расчетом — тысячью вещей. Мы должны молиться, чтобы благовестие Христово распространялось в мире, чтобы Церковь умножалась и крепла — но что это значит? Что скажет Он вам, то сделайте. Сделайте то, что Он вам сказал.

Эта сторона ходатайства за других — самая важная в наших молитвенных прошениях. Если мы молимся, чтобы мир примирился с Церковью, с Богом, самое лучшее, что мы можем сделать, — примириться самим с Богом. Вместо того чтобы без конца говорить, что Россия — дом Пресвятой Богородицы, что за Православие Бог помилует Россию, и Россия непременно возродится — это всегда возможно и об этом мы должны просить, — попросим Бога и Божию Матерь, чтобы христиане были всегда подлинно христианами. Так чтобы не оставалось ни у кого никаких причин находиться во вражде с Церковью, кроме того, кто сознательно избирает путь вражды.

Божия Матерь молится с нами, заступается за нас, вводя нас в истинные отношения с Богом и друг с другом, чтобы мы были услышаны. С одной стороны, Она передает Своему Сыну наши нужды — потому законно, что мы передаем их Ей. А с другой, Она хочет ввести нас в такие отношения со Своим Сыном, что, может быть, дано нам будет однажды быть услышанными, благодаря Ее смирению, вниманию, внутренней нищете. Но не будем никогда забывать этой тайны: мы должны также понуждать себя войти в волю Господню. «Что скажет Он вам, то сделайте».

Сегодня мы слышали воскресное Евангелие об исцелении отрока сотника. Чему учит нас сотник, вера которого вызывает восхищение у Господа? Господу, Который говорит, что придет к нему, он отвечает: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Но скажи только слово». В молитве ко святому причащению, прежде чем причаститься святых Христовых Тайн, мы повторяем этот путь веры, но понимаем ли мы, что значит это «слово»? Это Превечное Слово Отчее. На самом деле другого слова не существует. Это Слово — Христос, это имя Господне. Бог без конца говорит нам этим именем — именем Иисус, которое означает «Спаситель». Святые отцы говорят, что в Иисусовой молитве заключены все наши молитвы. Наша беда в том, что мы не слышим это Слово, не слушаем Его. Я существую, потому что Бог говорит со мной через Иисуса Христа. Каждый из нас благодаря этому дару — живое слово. Бог говорит со мной, потому что любит меня. И это потрясающая тайна. Бог живет ею со всеми людьми, потому что Он любит их, Он зовет их. Он говорит им имя Своего Сына, даже если они не знают его. Он любит нас. Мы все существуем в Нем, во Христе, и Им восходим к Отцу. Наша вера в том, чтобы слушать Отца, чтобы жил в нас Его Сын Своим Словом. Наш самый простой ответ — призывать имя Господне, взывать к Нему, чтобы Бог пришел и вселился в нас. Это есть глубина сердечной молитвы. Не слова, даже если они неизбежны с нашей стороны и полезны. Есть только одно слово, которое мы должны сказать Отцу, — Его Слово. Это единственное Слово, через которое Он исполняет все, что мы ни попросим. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым», — говорит апостол Павел (1 Кор. 12, 3). Этот Дух Святой ищет, чтобы мы были живыми, чтобы имя Иисус, соединенное с нашим дыханием, было единственным словом, которое содержит Его присутствие, без конца возводило нас к Отцу.

Самое прекрасное свидетельство силы, исходящее от этого имени, — Боголюбивая Царица, Пречистая Дева, Матерь Божия. Она прежде всего Та, Кто молится, Оранта, Она лично Церковь в молитве, потому что в Ней все только Слово Отчее. Она приемлет Его в полноте, Она вся слух, нищета, всецелая отдача Себя Ему. Так единственным и исключительным образом Слово Божие живет в Ней. И Она дает его нам Воплощением Своего Сына. Будем испрашивать у Божией Матери истинную сердечную молитву. Она — Мать чистой молитвы. Она — огонь, которым без конца возжигается в Церкви не ладан, а благоухание Ее молитвы и молитвы всех святых.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924