«Русская симфония» Церкви и государства1 min read

Митрополит Иоанн (Снычев)Поставь над собой Царя, которого изберет Господь Бог твой; из среды братьев своих поставь над собою Царя; не можешь поставить над собою Царем иноземца, который не брат тебе.
Второзаконие (17, 15).

Основной документ Курского Земского Собора

Предлагаем вниманию читателей выдержки из беседы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) с председателем Оргкомитета Всероссийского монархического совещания Вячеславом Михайловичем Клыковым , которая состоялась в 1995 году, в 77-летнюю годовщину убиения Николая II и его семьи, за пять лет до прославления в лике православных святых последнего российского императора Николая II, его жены и пятерых детей, ритуально убитых в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Чин канонизации состоялся в Храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года.

Спустя 19 лет ключевые вопросы российской государственности, затронутые в беседе о монархии и соборности актуальны по-прежнему.

— Ваше Высокопреосвященство, идея проведения Всероссийского монархического совещания, которое восстановило бы историческую правду о самодержавной власти в России и о русских государях, нашла поддержку в самых широких кругах нашего общества. Как Вы оцениваете своевременность этой инициативы?

— НЕОБХОДИМОСТЬ ТЩАТЕЛЬНОГО, кропотливого и всестороннего изучения богатейшего опыта русской православной государственности назрела уже давно. Ведь наше нынешнее разорение, внутреннее и внешнее, духовное и политическое, культурное и экономическое, есть во многом следствие того преступного равнодушия, с которым мы до сих пор относимся к собственной истории, в особенности к ее державному и соборному элементам.

Русь, по милости Божией, была создана и возвеличена совокупным неустанным трудом «священной сугубицы» — Церкви и Государства, власти светской и духовной, воплощенных благодатными фигурами Помазанника Божия — Царя и церковного предстоятеля — Патриарха. Их гармоничное и творческое сослужение, получившее название «симфонии властей», стало воистину «русской симфонией», позволившей России за долгие столетия ее бурной истории одолеть все беды и напасти, смуты и мятежи, агрессии и войны, в изобилии обрушивавшиеся на страну.

Не зря начальным моментом революции, отправной точкой страшной русской трагедии, унесшей в своих кровавых водоворотах миллионы жизней и безжалостно изуродовавшей православную душу Святой Руси, стало вырванное у Государя Императора Николая II насилием и ложью отречение от престола. Обманутый изуверами народ, в ослеплении своем, в тщетном порыве построить «рай на земле» — без Бога, вопреки Его святым заповедям, отверг Богоустановленную власть, презрел святыню и отдал Помазанника Божия на поругание, разделив с преступниками, совершившими екатеринбургское злодеяние, страшный грех цареубийства.

Грех сей доныне тяготеет над нами, не позволяя России сбросить иго бездуховности, безбожия и воспрять во всем величии своего державного блеска и соборного благочестия. Его, как и любой другой грех, можно избыть лишь раскаянием пред лицом Божиим, но пока такого раскаяния не видно, ибо по слову Святых Отцов — «плод покаяния есть исправление и перемена жизни». Эту горькую истину отразило и послание Священного Синода, которое было в прошлом году приурочено к очередной годовщине гибели Царской Семьи. «Грех цареубийства, — говорится в нем, — происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и человеческого, и Божеского закона, грех этот лежит тягчайшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!».

Если созываемое монархическое совещание поможет нашему народу осознать эти печальные духовные реальности, поможет ему прозреть и вернуться в лоно Святой Православной Церкви, в ограду русской православной государственности, — благослови вас Бог и помоги вам в ваших благородных начинаниях!

Спасибо, Владыко. Ваши слова ободряют и обнадеживают. Но как нам, русским православным патриотам, разрешить недоумение, связанное с тем, что не все церковные иерархи разделяют высказанный Вами взгляд на вещи. От некоторых приходится даже слышать, что Церковь Христова, издавна существовавшая при самых разных формах государственной организации, безразлична к тому, как устроено государство. Неужели, действительно, главная задача Церкви — спасение душ человеческих — может одинаково успешно решаться при богоборческой антихристианской власти и в благодатной атмосфере Богоустановленной православной государственности?

Отвечая на этот вопрос, важно помнить, что историческая жизнь Церкви в ее духовной полноте самодостаточна и не зависима от стихий суетного и мятежного мира. Что бы ни происходило вокруг, какие бы богоборческие вихри ни бушевали в среде грешных и страстных человеков, — Православная Церковь как Богочеловеческий организм никакого ущерба не понесет, ибо содержимая ею Божественная Истина вечна и неизменна, абсолютна и не подвержена никаким изъятиям. Порукой тому — Сам Господь Иисус Христос, небесный Глава святой Церкви Своей, засвидетельствовавший о Себе словами Священного Писания: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть, и был и грядет, Вседержитель» (Апок. 1, 8).

Дело спасения душ человеческих Господь совершает так, как угодно Ему Самому, невзирая на «благоприятные» или «неблагоприятные» внешние условия. Вспомним, сколь великий сонм святых дала Христианской Церкви эпоха беспощадных гонений, поддержанных всей мощью языческой государственности Рима в I-IV веках по Рождестве Христовом! А в итоге — как неожиданно обернулось дело, когда оказалось, что все жестокости и казни, вопреки воле мучителей, служат лишь к вящей славе Божией, укрепляя и умножая ряды верующих! Не зря же говорят, что Церковь стоит на крови мученической…

Это же чудо свершается ныне над Россией, хотя и в иной форме, в иные сроки, в иных исторических условиях. Семьдесят лет жесточайшего богоборчества по всем человеческим расчетам и меркам должны были дотла выжечь верующие сердца, опустошить и изуродовать души русских православных людей, умертвить Святую Русь, утопив ее в нечистотах «научного атеизма», «исторического материализма» и «единственно верного марксистско-ленинского учения». Да что греха таить: христоненавистникам многое удалось сделать. Посмотрите кругом — сколь далека наша жизнь от благодатных, спасительных истин веры и благочестия! Пострадало все общество, пострадала и церковная организация, равно страждущая ныне в лице своих прихожан и пастырей от язв и пороков, терзающих Россию!

Но эта мнимая победа сил зла есть лишь предвестница их тяжелейшего поражения, окончательный итог которого будет подведен в день Страшного Суда. Однако и здесь, на земле, в многострадальной России, они не имеют будущего. Ибо сгорая в очистительном огне страданий и скорбей, Святая Русь одновременно очищалась и крепла. И ныне в среде народа русского она жива, живы и верные хранители ее — истинно верующие православные люди, которым некогда предрек Сам Господь: «Не бойся, малое стадо…» (Лк. 12, 32).

Я говорю об этом столь подробно для того, чтобы пояснить: в утверждениях о независимости Церкви от любых форм государственного устройства есть своя доля истины — истины выстраданной и подтвержденной многовековым церковным опытом. Но во всем хороша мера. Церковь ввергается в искушения и изымается из них по воле Божией, в соответствии с недомыслимым Промыслом Его, и это промыслительное устроение церковного бытия ни в коем случае не может служить для отдельных людей — будь они простыми мирянами или высокопоставленными иерархами — оправданием их равнодушия и бездействия, когда речь заходит о построении христианской государственности.

Каждый из нас обязан в меру своего разумения и сил стремиться к искоренению зла. В жизни личной это предполагает христианский подвиг, посильное аскетическое, молитвенное делание, хранение ума и сердца от греховных мыслей, желаний и чувств, воздержание от греховных дел и поступков. В области семейной борьба со злом предусматривает устройство семьи по образцу «малой церкви», хранение мира и верности между супругами, воспитание детей в послушании и благочестии. В свою очередь, сфера общественного, государственного устройства не является исключением. Каждый должен стремиться уничтожить зло и в этой области или хотя бы свести его возможности до минимума. При том вполне очевидно, что наилучшее, оптимальное решение таких задач станет возможным лишь тогда, когда в основание всей конструкции государственного механизма будет положен всесовершенный закон Божий — то есть, когда Россия вернет себе изначальную, богоугодную форму Христианской Державы. Ее многовековым историческим воплощением являлось Русское Православное Царство…

Но для того, чтобы это стало общепризнанным, необходим весьма существенный сдвиг в общественном мнении, в массовом сознании россиян. Слов нет, монархическая идеология в последнее время развивается очень динамично, но этого мало. Взять хотя бы проблему канонизации Царственных Мучеников, связанную с дискуссией, постоянно ведущейся последние годы вокруг Государя Императора Николая II и Его Семьи. В 1917 году врагам России удалось оклеветать Августейшую Семью и преступным, подлым путем отобрать власть у Помазанника Божия. С тех пор прошло уже 77 лет — срок вроде бы вполне достаточный, чтобы понять, что главных виновников нашей национальной трагедии надо искать прежде всего в самих себе, в собственной лености, неразумии и бездуховности. Что не восстановив правды о Царе-Мученике, невозможно возродить Державу. И тем не менее Святая Русь по-прежнему страждет в безбожном, богоборческом пленении. Как Вы думаете, что могло бы сегодня пробудить русских людей от духовной спячки?

Церковный опыт свидетельствует нам, что во всяком деле важна последовательность и постепенность. По воле Божией случаются, конечно, и чудеса, сокрушающие «чин естества» и мгновенно разрешающие сложнейшие вопросы, но сознательно рассчитывать на такой выход было бы самонадеянно и неразумно. А это значит, что судьбоносные проблемы русского возрождения могут быть решены исключительно на пути кропотливого, ежедневного, самоотверженного труда. И пусть сперва «труждающихся и обремененных» на этом поприще меньше, чем нам хотелось бы, — не стоит унывать. Всему свое время…

Что же касается дискуссий, ведущихся вокруг личности последнего Русского Царя и Его Семьи, то я вижу три последовательных этапа решения этой проблемы. В первую очередь, должны потрудиться историки и на основании документов и фактов восстановить историческую правду о той эпохе. Здесь уже многое сделано исследователями из среды русского зарубежья, всегда благоговейно хранившего память об убиенном Государе. В последние годы, насколько мне известно, появлялись неплохие работы и наших отечественных историков. Необходимо, однако, систематизировать сделанное, упорядочить материалы и завершить исследования каким-либо комплексным трудом, с высоты современности подводящим итог всей огромной, проделанной в течение нескольких десятилетий работе.

Одновременно с этим в среде православной общественности должно произойти серьезное, канонически и догматически грамотное осмысление — духовное, церковное — того фактического, исторического материала, который накопили благонамеренные историки. И, наконец, выводы из всего этого необходимо сделать на общецерковном уровне, для чего, собственно, и существует синодальная комиссия по прославлению новоявленных угодников Божиих.

Сегодня нам важно понять, что решение этого вопроса есть акт огромной, общенациональной, исторической значимости, и попытки его «волевого» радикального ускорения — совершаемые даже с самых благонамеренных позиций — принесут больше вреда, чем пользы. Ведь существующие ныне препятствия на пути прославления Царственных Мучеников (ни для кого не секрет, что в России, да и в самой Церкви есть весьма влиятельные силы, противящиеся этому) попущены Богом с некоторой благой целью. Лишь тогда, когда духовное развитие сегодняшней России достигнет той меры, которая позволит их преодолеть, — русский народ докажет свою готовность к этому дару (а обретение новых святых, новых небесных заступников — всегда дар Божий). Пока же мы просто-напросто еще недостойны его.
В марте прошлого года в Москве, в Международном славянском культурном центре состоялась научно-практическая конференция «Государственная легитимность», на которой прозвучали доклады многих русских ученых, занимающихся изучением останков, обнаруженных в так называемом «Екатеринбургском могильнике».

Вот уже несколько лет их усиленно пытаются выдать за останки расстрелянной Царской Семьи. Полагая, что этот вопрос не может быть безразличен Русской Православной Церкви, мы передали итоговые материалы конференции ее Священноначалию. Какова их дальнейшая судьба?

И эти материалы, и все иные были весьма внимательно изучены. На своем заседании 21 апреля сего года Священный Синод специально рассмотрел вопросы, связанные с «проблемой останков». По поручению Патриарха наш представитель, старший научный сотрудник Института всемирной истории А.Н. Беляев внимательно ознакомился с материалами прокуратуры, возбудившей «Уголовное дело 16-123666-93 по обстоятельствам гибели членов Российского Императорского Дома и лиц из их окружения в 1918-1919 годах». На основании его сообщения в Синоде составлен документ, который, как явствует из письма вице-премьера Юрия Федоровича Ярова, председателя Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов Его Семьи, «направлен для тщательного изучения в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации и Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава России».

Впрочем, уследить за всей этой канцелярской чехардой очень непросто. Коротко говоря, наша позиция сводится к тому, что для непредвзятого решения этого вопроса необходимо всестороннее комплексное исследование, которое до сих пор еще не было проведено. Все рассуждения о том, что принадлежность «останков» установлена с «вероятностью в столько-то процентов» человека верующего ни в коем случае удовлетворить не могут. Как правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии, на территории которой предполагается захоронение «останков», скажу, что считаю совершенно не допустимыми спекуляции на этой теме и уж тем более какие бы то ни было практические шаги — до тех пор, пока истина не будет установлена со всей достоверностью и очевидностью.

— Владыко, сегодня, обращаясь к духовным истокам русской народной жизни, все мы внимательно изучаем тысячелетний исторический опыт церковного и государственного благоустройства Земли Русской. В нашей стране растет и ширится Всероссийское Земское Движение. Как, по-Вашему, можно ли надеяться в ближайшее время на созыв Всероссийского Земского Собора, на котором будет поставлен вопрос о восстановлении беззаконно упраздненной православно-монархической власти в России?

— Когда дело касается практической политики, необходимо быть прагматиком, жестким, я бы даже сказал, изощренным реалистом. С этой точки зрения нельзя не признать, что те условия, которые потребны для созыва такого Собора и серьезной постановки вопроса о восстановлении в стране монархического образа правления, еще не созрели. Более того, я не исключаю возможности, что этот вопрос в его «усеченной» форме (конституционная монархия и т.п.) может быть вынесен на повестку дня корыстными и далеко не благонамеренными политиками с целью создать видимость восстановления «исторической преемственности» и обеспечить мнимую легитимность одиозным властолюбцам, разорившим Россию и без зазрения совести торгующим ее национальными интересами.

Но с другой стороны, мне кажется очень важным, чтобы при здравом понимании всех тех опасностей, которые нависли сегодня над нашим Отечеством, мы все же не ожесточились, не поддались демонам злобы и вражды. Как бы ни складывались обстоятельства, необходимо помнить, что в подавляющем большинстве наши сограждане — на какой бы службе они ни находились — вполне благонамеренны и искренне переживают нынешнее унижение Державы.

Мы должны стремиться к ясной и четкой форме Самодержавной Православной государственности как к идеалу, достижение которого немыслимо без глубокого и искреннего воцерковления общества. Но при этом необходимо понимать, что процесс духовной эволюции России, процесс ее национально-религиозного возрождения не может быть простым и легким: он требует повседневной кропотливой работы и жертвенного, бескорыстного служения. Это — главное. Остальное Господь приложит Сам, когда исполнятся определенные Им сроки.

Путь к воссозданию христианского государства на Руси лежит через Собор. Но для того, чтобы такой Собор состоялся, чтобы он не выродился в очередное «учредительное собрание», «совещание» или какой-нибудь «конгресс», — необходима серьезная и всесторонняя подготовка. Ею-то не спеша и без лишней суеты надо заняться всем, кто чувствует на себе ответственность за будущее страны. Эти предсоборные процессы призваны как бы взрыхлить нашу духовную и политическую почву с тем, чтобы благодатное семя русской соборности, своевременно высаженное и любовно взлелеянное, не зачахло под грузом непомерных политических амбиций и социальных противоречий, но принесло свой добрый, объединительный плод.

Собор — не начальная точка процесса, а его кульминация, венчающая дело и подводящая черту под целым периодом русской истории. Таким стал, например, знаменитый Собор 1613 года, положивший конец страшной восьмилетней смуте.

Из книги «Одоление смуты»
Слово к русскому народу митрополита Иоанна (Снычёва)

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924