Приведение дисциплины о постах в соответствие с православной традицией1 min read

«Великий и святой» антисоборКак известно, одним из пунктов повестки намеченного на 2016 год «Всеправославного собора» является «Вопрос поста в современном мире». Данная тема, как сообщил митрополит Иларион (Алфеев) в своей речи в Санкт-Петербургской Духовной академии «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви», уже рассматривалась на нескольких предсоборных совещаниях и в рамках работы подготовительных комиссий. Из краткого рассказа Владыки о ходе выработки проекта документа по этой проблеме следует, что он не раз претерпевал серьезные изменения. Последняя его редакция, по словам митрополита Илариона, «в основных своих чертах содержит общеизвестное церковное учение о посте, лишь разъясняя метод, коим следует руководствоваться, применяя его в современной пастырской практике». Однако, в отличие от более ранних вариантов, этот документ не публиковался в общедоступных источниках, и, следовательно, народ Божией не имеет возможности с ним ознакомиться. Поэтому, взяв за основу проект Комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора от 1968 года «Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности» (Сорокин В., прот. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. C. 152–156), мы составили альтернативный документ. Он не претендует на глубокое и всестороннее освещение вопроса, но имеет целью напомнить читателям традиционное православное учение и канонические нормы, касающиеся установленных Церковью постов.

Пост есть сугубое воздержание христианина, простирающееся на душу и тело со всеми их силами и чувствами. Пост был первой заповедью Господа Адаму в Эдемском саду (см.: Быт. 2, 16, 17), и именно его нарушение повлекло за собой изгнание прародителей из рая (Там же. 3, 22–24). Основоположник Церкви Господь наш Иисус Христос освятил пост Своим примером: перед выходом на общественное служение Он постился сорок дней в пустыне (см.: Мф. 4, 2). Совершаемый в тайне пост Спаситель заповедал Своим ученикам (см.: Мф. 9, 14–15; Лк. 2, 37; 5, 33–35); его Он оставил в наследие Церкви наряду с молитвой как единственное мощное оружие в борьбе против ведущих непрестанную брань с верными духов злобы поднебесных (см.: Мф. 17, 21). Святые Апостолы всегда приготовляли себя к миссионерскому служению воздержанием в пище (см.: Деян. 9, 9; 13, 2; 14, 23) и предписывали его всем христианам (см.: 1 Кор. 7, 5; 2 Кор. 6, 4–5), указание на что содержится и в Апостольских постановлениях (см.: Кн. 5, гл. 13). Таким образом, пост является божественным установлением.

Телесное воздержание признается Церковью необходимым для духовного совершенствования последователей Христовых, – так учат о значении поста святые Игнатий Богоносец, Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и другие угодники Божии. В частности, святитель Иоанн Златоуст писал: «Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не дорожить настоящим, а считать его ничтожнее тени и сонных грез. Напротив, пьянство и объедение, обременяя ум и утучняя тело, делают душу пленницею, обуревая ее со всех сторон и не позволяя ей иметь твердую основу в суждении, заставляют ее носиться по утесам и делать все ко вреду собственного своего спасения».

Важно понимать, что пост является не целью, но средством к духовному преуспеянию и потому телесное воздержание без духовного подвига не принесет христианину никакой пользы. «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей», – наставлял преподобный Варсонофий Великий.

+ + +

Все посты Православной Церкви установлены Духом Божиим через его носителей, богодухновенных мужей – Святых Апостолов и Отцов. О необходимости их соблюдения сказано, в частности, в 69-м Апостольском правиле: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен». Такой же взгляд на дисциплину поста имели все святые как древнего, так и нового времени. «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно, – писал преподобный Макарий Опинский. – Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а Основание и Глава Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17)».

Кроме среды и пятницы в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок, и составляющих Великий Пост Четыредесятницы со Страстной седмицей, Церковью установлены также следующие посты: многодневные – Рождественский, Апостольский и Успенский, и однодневные – в Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) и во дни Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня.

Необходимость воздержания в период Великого Поста и во все среды и пятницы имеет основание в правилах Святых Апостолов. Прочие же посты предписываются Типиконом, связанным с именем преподобного Саввы Освященного († 532), а также постановлениями святителя Анастасия Синаита, Патриарха Антиохийского († 599), и иных Святых Отцов. Так, о Рождественском посте говорится у святителя Анастасия в главе «О Четыредесятнице» (Афинская Синтагма, 4, 583). О посте Святых Апостолов и об Успенском сказано у того же святого в том же сочинении. Воздержание в пище в праздники Воздвижения и Усекновения главы Иоанна Крестителя предписано в посланиях Феодора Вальсамона, Патриарха Антиохийского (XII в.), о постах (Там же, 565–579).

В общей сложности из 365-ти дней года постных бывает более половины. В 35-й главе Типикона понедельник также приравнивается к постным дням, но согласно сложившейся практике для большинства мирян Церковь делает снисхождение и освобождает их от его обязательного хранения. Монашествующие же и наиболее ревностные из не связанных иноческими обетами христиан включают все понедельники в число обязательных постных дней года.

Истинный и богоугодный пост должен быть соразмерен силам и возможностям верующих. Святая Церковь всегда была рассудительна в этом вопросе и не налагала бремени, которое было бы непосильно ее чадам. Вышеупомянутое 69-е Апостольское правило допускает послабления в подвиге воздержания для больных. В толковании на этот канон Феодор Вальсамон пишет о разрешении вкушать рыбу для немощных, однако подчеркивает, что никому, даже на смертном одре, не может быть позволено употреблять мясо в среду и пятницу, исключая пасхальные и прочие дни, в которые это допускается Церковью. Также канонист отмечает, что под разрешением поста в субботние и воскресные дни Четыредесятницы, предписанным 64-м Апостольским правилом, ни в коем случае не следует понимать употребление мясной пищи.

+ + +

В настоящее время возник вопрос о приведении современной дисциплины о постах в соответствие с требованиями церковного законодательства и святоотеческой традиции, поскольку народ Божий желает нерушимо хранить все постановления и уставы своих благочестивых предков. Рассматривая практику соблюдения постов в истории Церкви, считаем нужным отметить, что традиционная дисциплина отвечает чаяниям народа Божия. При этом из общей массы верующих необходимо выделять монашествующих, обязанных придерживаться особой строгости жизни. Для них пост в понедельник, а также полный отказ от вкушения мясной пищи должны быть законом. Если монашествующие лица в священном сане дерзнут на его нарушение, исключая особые случаи телесной немощи, они должны быть извержены из сана, а не имеющего его – отлучены от Церкви на определенный священноначалием срок.

Для немонашествующих следует сохранить ставшее церковной традицией позволение не соблюдать пост по понедельникам, а также возможность вкушать мясо. Все же остальные посты – Великий, Рождественский, Апостольский и Успенский, среды и пятницы, а также установленные Святыми Отцами постные дни они обязаны соблюдать ради послушания Матери Церкви, своего духовного преуспеяния и физического здоровья.

I. ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Это древний и самый важный пост, который, по каноническому авторитету и значению, должен сохраняться в своей традиционной продолжительности и строгости. Монахам и мирянам, имеющим силы и возможность точно придерживаться его устава, в понедельник и вторник первой седмицы Поста следует полностью обходиться без пищи. Далее, со среды до пятницы, а также с понедельника по пятницу следующих седмиц таковым предписывается сухоядение. Учитывая древнейшую практику и канонические правила (64-е Апостольское правило), в субботу и в воскресенье в течение всей Четыредесятницы пост ослабляется. В эти дни допускается вкушение пищи с елеем. Рыба разрешается только в праздник Благовещения и в Неделю цветоносную. В Лазареву субботу можно употреблять рыбную икру. Страстная седмица должна сопровождаться особо строгим воздержанием.

От Пасхи до Антипасхи, согласно правилам, не бывает поста в понедельник, среду и пятницу. От Пасхи до Пятидесятницы не постятся в понедельники.

Немощным, с благословения духовника, с самоукорением можно вкушать пищу без растительного масла и в первые два великопостных дня, а также вареную на воде пищу в иные дни постных седмиц, путем осознания своей немощи приобретая смирение.

II. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
(ФИЛИППОВ) ПОСТ

Рождественский пост для монашествующих и немонашествующих должен быть сохранен в прежней продолжительности и строгости, согласно уставу преподобного Саввы Освященного, по которому во вторники и четверги дозволяется пища с елеем. А в понедельники, среды и пятницы масла на трапезе не бывает. Верующие, имеющие силы и возможность точно соблюдать постный устав, могут обходиться в эти дни суходянием. По субботним же и воскресным дням разрешается рыба. Если в понедельник, вторник или четверг празднуется память великого святого и совершается служба со славословием, то в эти дни также дозволяется вкушение рыбы. Если память такого святого выпадет на среду или пятницу, тогда верующие могут употреблять пищу с растительным маслом. Когда же святому полагается бденная служба или же случается престольный праздник, то в среду и пятницу едят рыбу (см. Типикон. Гл. 33. О разрешении всего лета. С. 34).

Согласно благочестивой монашеской традиции, после 6-го декабря по церковному календарю (память свт. Николая Чудотворца) и до Рождества Христова (25-го декабря) рыба уже не вкушается. Но для немонашествующих время строго поста по уставу сокращено днями предпразднества (с 20-го декабря ст. ст.).

Немощные, с благословения духовника и с осуждением себя, могут вкушать вареную пищу без масла и в дни, когда правилами предписано сухоядение.

III. АПОСТОЛЬСКИЙ (ПЕТРОВ) ПОСТ

Устав данного поста соответствует Рождественскому: в субботу, воскресенье и дни памяти великих святых в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба. В полиелейные праздники, случившиеся в среду и пятницу, – пища с растительным маслом.

В Поместных Православных Церквах, перешедших на т. н. новоюлианский календарный стиль, Петров пост, вопреки уставу, всегда сокращается. А когда Пасха празднуется в период времени от 20-го до 25-го апреля включительно, то он полностью упраздняется – для него не остается времени. Между тем об установлении этого поста в Церкви сказано еще в Апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь» (Кн. 5, гл. 19). О высоком уважении, которым пользовался Петров пост среди христиан, свидетельствуют и Святые Отцы, в частности – святые Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Феодорит Кирский, Лев Великий. Так, святитель Лев писал, что Апостольский пост «особенно необходим, дабы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святаго Духа».

Учитывая вышесказанное, Поместные Церкви, введшие в богослужебную практику для неподвижных праздников новый стиль, должны вернуться к освященному веками Православия и подвигами сонмов святых юлианскому календарю, – для того чтобы предоставить своим чадам возможность соблюдать Петров пост в соответствии с древними церковными постановлениями.

IV. УСПЕНСКИЙ
(БОГОРОДИЧНЫЙ) ПОСТ

В период Успенского поста вкушение рыбы дозволяется только в праздник Преображения Господня, а пищи с растительным маслом – в субботу, воскресенье и полиелейные праздники. Ревнующие о соблюдении устава монашествующие и благочестивые миряне в понедельник, среду и пятницу должны обходиться сухоядением.

+ + +

Как уже говорилось, Святая Церковь не налагает на своих чад неудобоносимых бремен и потому благословляет клирикам, в соответствии с канонами, регулировать и ослаблять телесное воздержание пасомых в зависимости от состояния их здоровья. Так, преподобный Пимен Печерский, Многоболезненный, учил: «В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения».

+ + +

Итак, принимая во внимание безусловную пользу поста для народа Божия, мы предлагаем приблизиться к практике, освященной Церковью Христовой за два тысячелетия ее существования. Это, безусловно, будет способствовать облегчению духовной брани современных христиан и предаст им душевную и физическую крепость.

Детей, начиная с семилетнего возраста, также нельзя лишать добрых плодов поста, особенно наиболее подверженных волнениям страстей подростков. Отлучение их от воздержания в пище равносильно преданию безоружных в руки врагов. Норма поста для детей и молодых людей должна определяться родителями при совете с духовником. Минимальный устав – соблюдение установленных Святыми Апостолами Великого Поста, а также поста в среду и пятницу во весь год.

Монашествующие, добровольно избравшие постническое житие, а также все желающие члены Святой Церкви, с благословения духовных наставников, при соблюдении всех постов, могут увеличивать подвиг в соответствии со своей ревностью к богоугождению и духовными потребностями. Церковь похваляет такую ревность о спасении, также она одобряет усердие тех верных своих чад, которые соблюдают особенно строгое воздержание в дни первой седмицы Великого Поста, Крестопоклонной седмицы (ради поклонения Честному Кресту Христову) и спасительных Страстей Господних.

В деле постнического подвига всем верующим следует помнить наставление апостола Павла:Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его (Рим. 14, 3), а также ободрять себя словами Вселенского Учителя святителя Иоанна Златоуста: «Общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление!»

Священник Михаил НОВИКОВ

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924