Фактически «восьмой вселенский собор» пройдет уже в этом году?1 min read

Митрополит Волоколамский ИларионМногие из православных христиан, имеющих правильное духовное устроение, чувствуют, что в нашей церковной жизни происходит что-то неладное. Однако получить достоверную информации в связи с данной проблемой не так-то просто. Но на основе общедоступных сведений мы все же постараемся проанализировать, что же вселяет тревогу в сердца верных чад Русской Православной Церкви и насколько она обоснована.

Безусловно, ключевым событием церковной жизни ближайших двух лет станет завершение предсоборного процесса и сам т. н. «Всеправославный собор», проведение которого намечено на 19 июня 2016 года (эту дату назвал митр. Месенийский Хризостом на Архиерейском соборе Элладской Церкви, состоявшемся в начале октября 2014 г. в своем докладе «Сообщения о предстоящем Святом и Великом Соборе, который будет созван в 2016 году»).

Проследим на основе выступлений священноначалия нашей Церкви его отношение к этому событию. С 6 по 9 марта 2014 года в Стамбуле прошла встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх Кирилл, комментируя ее итоговый документ,заявил: «Чрезвычайно важно, что решения на Соборе будут приниматься консенсусом, то есть общим согласием. Никакого голосования на Соборе не будет. Одновременно в документе, который был сформулирован на нынешнем собрании, сказано, что каждая Церковь имеет один голос. Это означает, что она не может представлять два различных мнения, что позиция Поместной Церкви должна быть сформулирована так, чтобы выражать общее мнение всего ее епископата, духовенства и верующего народа».

Эта информация была размещена на сайте Патриархия.ру в марте прошлого года, почти сразу же после завершения Стамбульского саммита. Но как выявить общее мнение всего епископата, духовенства и народа нашей Церкви? Ответ на этот вопрос дал митрополит Иларион (Алфеев). 18 марта 2014 года РИА «Новости» опубликовало его комментарий к появившимся в публичном пространстве дискуссиям о «Всеправославном соборе», в котором он назвал безпокойства в связи с этим мероприятиям необоснованными. В этом выступлении Владыка также заверил православную общественность в соблюдении соборности при обсуждении повестки предстоящего форума.

Как сказано в сообщении Службы коммуникаций ОВЦС, митрополит Иларион пообещал, что Московская Патриархия не допустит «того, чтобы церковный народ оказался в стороне при решении важных вопросов, касающихся нашей святой Православной Церкви». «Все решения, которые будут приниматься на Всеправославном соборе, станут заранее известны всем вам. Наша Церковь сначала утвердит эти решения на заседаниях Священного Синода и Архиерейского собора, а уже потом, получив мандат высшей церковной власти, мы отправимся на Всеправославный Собор», — сказал он.

Поверив словам митрополита, многие стали ожидать Архиерейского собора и обещанного извещения народа Божия о решениях, которые будут приниматься на «Всеправославном соборе». Но в течение 2014 года мы так и не дождались ни собора, ни информации о решениях. И на период февраля 2015 года таких сообщений, такой информации также нигде не появлялось. Лишь в конце 2014-го на заседании Священного Синода было заявлено о проведении с 29 по 30 января очередного пленума Межсоборного присутствия, а с 2 по 5 февраля — Архиерейского совещания.

Опираясь на заявление митрополита Илариона о том, что наша Церковь сначала утвердит решения по соборной повестке на заседаниях Священного Синода и Архиерейского собора, народ Божий предполагал, что эта миссия будет поручена пленуму Межсоборного присутствия и Архиерейскому совещанию. На эту мысль наводило и необычное название собрания архиереев — «совещание». Кстати, в своем докладе на совещании Святейший Патриарх объяснил, почему был отменен Архиерейский собор и по какой причине епископы собирались именно в таком формате. Но сначала мы коснемся пленума Межсоборного присутствия и выступления Святейшего на нем.

Патриарх подтвердил, что, действительно, Межсоборное присутствие мыслится как орган выработки позиции всей нашей Церкви: «Межсоборное Присутствие — это действенный инструмент выработки позиции с учетом мнения всей церковной полноты». Тем не менее вопросы повестки «Восьмого вселенского собора» остались за рамками внимания этого «действенного инструмента». Если же они все-таки обсуждались, то это происходило кулуарно, и соответствующих сообщений обнародовано не было. А время заседания следующего пленума пока не определено, и в этом году оно не предвидится. Здесь не лишне будет отметить, что вообще-то органом выработки позиции Поместной Церкви (всего ее епископата, духовенства и мирян) по каким-либо вопросам традиционно был и остается Поместный Собор данной Церкви — т. е. собрание всего епископата, а также делегатов от значительных групп духовенства и мирян. Это собрание в духе взаимоуважения и внимания к мнению даже самого последнего делегата и определяет точку зрения той или иной Поместной Церкви, а вовсе ни какое-то Межсоборное присутствие. Отличие Присутствия от Поместного Собора в том, что членов первого назначает Синод, а делегатов на собор избирает народ Божий.

Но вернемся к докладу Святейшего Патриарха на Архиерейском совещании, в котором он объяснил, почему был отменен Архиерейский собор и по какой причине его заменили форумом с необычным названием (которое не использовалось с 1948 г.): «Несколько месяцев назад Священный Синод имел суждение относительно того, следует ли созывать в 2015 году Архиерейский Собор. После тщательного обсуждения вопроса было принято взвешенное решение ограничиться созывом Архиерейского Совещания, которое не имеет уставного, зафиксированного в документах нашей Церкви характера. Причин для этого несколько. Во-первых, Архиерейский Собор, состоявшийся два года тому назад, принял ряд важных решений, которые не могли быть реализованы в столь сжатые сроки. Поэтому целесообразнее было бы говорить о промежуточных результатах их исполнения. В ходе работы нашего Совещания мы с вами их обсудим и подумаем о том, не стоит ли нам что-то скорректировать в осуществляемой нами работе. Во-вторых, все же была очевидна необходимость расширенной встречи и общения архиереев, поскольку за прошедшие два года Межсоборное Присутствие подготовило несколько документов, которые сегодня нам нужно также обсудить и, если понадобится, отредактировать,с тем, чтобы представить на каноническое утверждение Священному Синоду. Кроме того, мы с вами, надеюсь, рассмотрим еще несколько документов, относящихся к внутрицерковному управлению…»

Однако вопросы повестки предстоящего в 2016 году «Всеправославного собора» остались за рамками внимания участников совещания. Или — опять же, — если и они поднимались, то народу Божию о резултатах обсуждения ничего не известно.

В то же время все остальные форумы, связанные с «восьмым собором», проведение которых намечено на 2015 год, должны состояться в свое время. Так, с 15 по 20 февраля уже прошло очередное заседание Специальной межправославной комиссии. (В своем докладе перед участниками совещания по поводу «Восьмого вселенского собора» Патриарх заявил: «Собрание Предстоятелей приняло решение о созыве Всеправославного Собора в Константинополе в 2016 году, «если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства». До этого будет созвана Специальная межправославная комиссия, которая уже приступила к работе, но продвигается в своих трудах не так уж быстро. В текущем году должно состояться Всеправославное предсоборное совещание. Комиссии, а затемсовещанию нужно пересмотреть и отредактировать принятые ранее проекты соборных документов. Пока состоялось лишь первое заседание комиссии 30 сентября — 3 октября 2014 года в Шамбези. В нем принимала участие делегация Московского Патриархата во главе с Преосвященным митрополитом Волоколамским Иларионом. Второе заседание запланировано на февраль»).

Теперь вернемся к комментарию митрополита Илариона, размещенному РИА «Новости». В нем он подробно коснулся формы принятия решений на «Всеправославном соборе». По его словам, собор«вообще не будет решать вопросы: он лишь провозгласит то, что будет решено Поместными Православными Церквами заранее, на этапе подготовки к нему».

Итак, последним форумом перед «восьмым вселенским» станет Всеправославное предсоборное совещание, которое состоится уже в этом году. Иными словами, Всеправославное предсобрное совещание подведет итог всему предсоборному процессу, исправит все черновые варианты и подготовит окончательные проекты резолюций для собора по восьми темам его повестки. А сам собор пройдет как праздничный торжественный акт, завершающий многолетнюю работу предсоборных комиссий и совещаний. Т.о. ФАКТИЧЕСКИ ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР СОСТОИТСЯ В ЭТОМ ГОДУ ПОД НАЗВАНИЕМ «ВСЕПРАВОСЛАВНОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ».

А теперь снова обратимся к интервью, данному митрополитом Иларионом РИА «Новости», и его заверениям о том, что Московская Патриархия не допустит «того, чтобы церковный народ оказался в стороне при решении важных вопросов, касающихся нашей святой Православной Церкви». Возникает вопрос: каким образом она этого не допустит? А следующее недоумение связано с его словами о том, что «все решения, которые будут приниматься на Всеправославном соборе, станут заранее известны всем вам. Наша Церковь сначала утвердит эти решения на заседаниях Священного Синода и Архиерейского собора». Но ведь Архиерейское совещание никаких решений по повестке «восьмого вселенского собора» не приняло. (Или все-таки приняло, но умолчало?). На какой срок намечен Архиерейский собор, который определит и утвердит позицию всего епископата, духовенства и мирян нашей Церкви по вопросам соборной повестки, если в ближайшие месяцы таковой не предвидится, а все решения будут приняты уже в этом году?

Думается, что оба эти вопроса риторические. Конечно, мы подождем на них ответа. Но если комментариев и никаких объяснений не последует, тогда последние сомнения улетучатся и своим молчанием священноначалие подтвердит наше пока предположение о том, что либеральное крыло епископата нашей Церкви решило даже не делать никакой видимости соборного обсуждения. Оно папистически, попирая церковную соборность и мнение главного хранителя чистоты Православной веры — народа Божия и его пастырей, намерено вместе с обновленцами и модернистами из Константинопольской и других Поместных Церквей в авторитарном порядке провести реформацию церковных уставов и устоев по всем пунктам соборной повестки.

Таким образом, как мы видим, тревога верных чад Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей вполне оправдана и обоснована.

Владимир Синицын

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924