Старец Филофей (Зервакос) о «Всеправославном соборе» Часть 21 min read

Блаженный старец Филофей (Зервакос)Блаженный старец Филофей (Зервакос) родился в 1884 году в небольшой греческой деревне Пакиа, почил в 1980-м. Подвижника отличали непоколебимая вера, великое благоговение, смирение и ревность к церковным традициям.

В 1930 году по инициативе Вселенского Патриарха Василия (Георгиадиса) на Святой Горе Афон должен был состояться т. н. «Вселенский собор», на котором планировалось провести ряд реформ, направленных на разрушение устоев Православной Церкви. Старец Филофей приложил немало усилий к тому, чтобы воспрепятствовать собранию модернистов, и, по милости Господней, его труды увенчались успехом. В частности, подвижник составил Послание, выражающее святоотеческую позицию касательно пагубного начинания Вселенского Патриарха, и обозначил некоторые проблемы современной церковной жизни, действительно нуждающиеся в рассмотрении. Поскольку в наши дни экуменисты во главе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем (Архондонисом) вновь активизировали подготовку к «Всеправославному собору» и наметили его созыв на 2016 год, эта работа богомудрого старца приобрела новое звучание и особую актуальность.

Также архипастырям не следует рассуждать о Солнце, Луне и стихиях, о ветрах и водах – ради того, чтобы определить время чествования Пасхи и праздников. Это несовместимо с их достоинством! Указанные проблемы находятся в компетенции ученых – астрономов и физиков. Однако исследования и труды специалистов в области науки не могут быть признаны совершенно безупречными и предпочтительными заповедям святых Апостолов и богоносных Отцов.

Апостолы, предвидя возможное пренебрежение преподанными ими заветами и желая сохранить Церковь и архиереев от принятия нововведений, в эпилоге к священным канонам сочли необходимым предупредить: «И вот вам, епископы, наши наставления относительно правил. Если сохраните их, спасетесь и будете иметь мир. Если же не будете повиноваться им, то будете наказаны за непослушание, и будет между вами постоянная вражда». А Отцы Седьмого Вселенского Собора в своем 1-ом правиле пишут: «<…> радуяся о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостол, святых труб Духа, и от Шести святых Вселенских Соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от Святых Отец наших. Ибо все они, от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем; и кого отлучению, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем».

Вот каковы эти постановления божественных Апостолов и Святых Отцов о священных канонах и традициях! Ныне же Патриарх Василий намеревается создать свои собственные каноны в отношении постов. Он говорит «нет» тому, что установили святые Апостолы и Отцы – под предлогом, что в наши дни это якобы неприемлемо. Богодухновенные мужи учили, чтоЦарствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17), что пост, бдение и молитва сподобляют верных небесных даров. Модернисты же чают установить иные правила, дабы сказать всем, что можно есть и пить, не поститься и не подчиняться прежним законам; что следует предпочесть узкому и скорбному пути воздержания широкую и пространную дорогу наслаждений и неги. Спасибо, Святые Отцы, и до свидания! Мы, говорит Патриарх Василий, узаконим свои календарь и Пасхалию, будем праздновать не так, как постановили 318 богоносных мужей Первого Вселенского Собора и как заповедовали Отцы Семи Вселенских и многих Поместных Соборов, но – как захотим сами, как решим вместе с современными астрономами, в соответствии с требованиями науки.

В данном случае всем, кто не равнодушен к своей вере, подобает либо промолчать под видом благочестия (но на самом деле из страха рассердить людей), либо открыто сказать как Аякс во время Троянской войны: «Позор аргосцам!» В то время как наша Церковь противоборствует стольким внутренним и внешним врагам, безразличие и бездействие, нечестие, алчность и другие пороки свирепствуют в греческом обществе, Всесвятейший Патриарх с прочими членами Синода ведет прения о Солнце и Луне, природных стихиях, календаре, Пасхалии, постах и т. д., – т. е. о том, что уже определено святыми Апостолами и богоносными Отцами. О том, что должно пребывать неизменным – правилах, хранение и точное соблюдение коих есть величайшая необходимость, а презрение – наносит ничем не оправданный вред, плодит безполезные прения, споры и битвы, вражду и раздоры, зависть, злопамятство, а в конечном итоге – расколы и ереси.

Посему мы, невежественные и немудрые, считаем необходимым в преддверии собора поднять все эти вопросы, не обращая внимания на то, что некоторые мудрые и образованные полагают, будто для пользы и сохранности Церкви лучше промолчать. Также мы убеждены, что высказать свое мнение по данным проблемам должны не только архиереи, но и рядовые священники, и архимандриты, и иеромонахи, и монахи, и добродетельные богословы из мирян, специалисты в области догматов, ревнители веры, священных канонов и традиций. И тогда в единодушии, мире, любви и смирении следует прислушаться к этому соборному гласу народа Божия, который будет созвучен с канонами и обычаями нашей Церкви. На Первом Вселенском Соборе победу над ересиархом Арием одержали не Патриархи и архиереи, но юный по возрасту простой диакон – будущий святитель Афанасий Великий и необразованный, но смиренный святитель Спиридон Тримифунтский. Это стало возможным (и возможно всегда!) потому, что если бы к обсуждению церковных вопросов допускались только одни архиереи, то они устанавливали бы каноны согласно своим собственным наклонностям, подобно древним грекам, создававшим богов своих страстей и достигавшим в этом нужной им цели.

К сожалению, некоторые архипастыри и клирики совершенно не понимают того, что христиане обязаны следовать ко спасению узким путем поста, бдения и молитвы. Поэтому, слыша о постах и прочих утеснениях плоти, они начинают выражать безпокойство и желают все это упразднить. И если бы существовала такая возможность, то они женились бы и после рукоположения. А поскольку они хотят ходить в театры и кафе, где ряса и длинные волосы причиняют неудобства, то им необходимы новые правила относительно внешнего вида клира. А нам, всем православным – и Патриархам, и архиереям, и священникам, и монашествующим, и мирянам – нужно иное – законный Собор, посредством которого такие люди будут удалены и отсечены от Церкви, как сгнившие члены. Ведь все Вселенские и Поместные Соборы устраняли от стада Христова духовно заразных – волков и кощунствовавших еретиков, поставляя для этого достойных пастырей, которые возмогли упасти свое стадо в преподобии и правде.

Так и только так следует возводить клир на подобающую ему высоту, и тогда воссияет благочестие и Православная вера будет распространяться по всей вселенной. Ибо в наблюдаемом ныне презрении к духовенству со стороны мирян и умножении нечестия повинны именно те отцы, которые увлекаются новшествами и проводят ревизии в Церкви Христовой. Эти господа нуждаются в реформации, поскольку не следуют православным нравам и обычаям, канонам и традициям и производят разделения в среде священства. Они восприняли священный сан недостойно, и им не угодны рясы и длинные волосы, молитвы и посты, чтение Божественных Писаний и каноны Церкви. Поэтому от них следуют лукавые предложения об отмене всего этого – якобы для того чтобы не провоцировать хулу на Всевышнего и избежать презрения и насмешек от людей. А в конечном итоге это приведет их к мнению, что они такие же милостивые, как Сам Бог…

Итак, архиереи, которые будут участвовать в соборе на Святой Горе Афон, должны заранее основательно подготовиться, изучив все эти насущные вопросы и очистив свои души посредством поста, молитвы, покаяния и Исповеди (последнее особенно важно, ибо, к сожалению, большинство иерархов десятилетиями не исповедуется). Именно так поступали Святые Апостолы и Отцы прежде церковных Соборов, и потому на них сходил Дух Святый. Если же современные епископы не последуют их примеру и пребудут на собор неподготовленными и неочищенными, прежде ничего не исследовав, то их собрание станет лжесобором, постановления которого не будут действительными и не получат признания народа Божия.

Перевод с греческого языка
интернет-содружества
«Православный апологет»

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924