Герб Украины — хазарская тамга. Украинцы наследники иудейского каганата1 min read

Письмо украинскому солдату из ЛатвииКаждое государство имеет свой герб, который отражает смысл государственной идеи данного народа, символизирует преемственность власти, приход новой генерации правителей.

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). В основе Государственных гербов — лежат родовые гербы правящих династий, нередко это личные эмблемы коронованных особ.

Что же символизирует в современной украинской государственности трезубец, который краткое время использовал Владимир на своих монетах?
Украинцы наследники иудейского каганата?

Была ли это его личная эмблема, родовой знак или это случайное использование красивого орнамента на монете?

Споры о смысловом значении трезубца Владимира ведутся давно. Но сегодня интерес к нему усилился, так как он используется в качестве герба суверенного государства — Республики Украина, а украинские националисты почитают его больше, чем заповеди Христа. Политизация «тризуба» в современности так же, как и в первые десятилетия XX в., вызывает к жизни все более оригинальные исследовательские построения: от фантастических расшифровок трезубца — «знака Рюриковичей»- стилизация падающего сокола, до вербального его изменения: вместо «тризуба» — «якорь-крест». Но, по мнению политических украинцев, только трезубец с монет Владимира достоин символизировать государственность Южнорусских земель, как «родовой герб» Владимира, а потому и символ древности «украинского» государства. 

Первая попытка ввести его, как герб Украины была предпринята в 1917 году. Тогда председатель Центральной рады, украинский историк и неудачник в политике М. С. Грушевский предложил использовать трезубец, якобы герб Владимира, как герб Украинской народной республики и в начале 1918 г. он был утвержден Радой.

Но затем его сменил герб Советской Украины с серпом и молотом.

В отличие от неустановленного смысла раннесредневекового знака, герб УССР был всем понятен — государство людей труда под защитой своей Красной армии.В 1991 трезубец вновь сделали государственным гербом Украины, возвращая нас к краткому эпизоду провозглашения Центральной Радой УНР, которая была вынуждена для своего нового «государства» создать историю, украинизировав таким способом древнюю Русь, и доказать древность «украинского» государства. После Гражданской войны трезубец сделали своим символом украинские националисты почти всех течений.

В новейших работах трезубец по недоразумению, называется гербом и осмысливается в контексте геральдики Киевской Руси Х–XI вв., что выглядит явной архаикой на фоне научных достижений в области семиотики, геральдики, многочисленных трудов о знаках отечественных и зарубежных.

Дело в том, что гербы, в современном смысле слова, появились в Средние века в западной Европе. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который, согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.

Но чтобы установить значение трезубца и историю появления его на монетах Владимира, необходимо вернуться в далекое прошлое возникновения раннефеодального государства Руси на Днепре.

Приход русов на Днепр как завоевателей, которые искали себе территорию и население для основания своих владений относится к середине 10 века. Он совпадает со временем каспийских походов русов и, в частности, захвата города Бердеа на Кавказе, где они прямо сказали местным жителям-мусульманам, что хотят с ними жить в мире, но в качестве их правителей. Другая группа русов обосновалась на Тамани, третья в Пруссии. И, наконец, Игорь и Ольга обосновались на Днепре. Эта политическая активность в конце 9, начале 10 века была замечена хронистами Востока, Византии и Запада.

Попытки русов обосноваться на территориях, которые уже имели государственные традиции, не увенчалась успехом. Но, на Днепре, где славяне еще жили общинами, не имели даже зачатков раннефеодального государства, они удержались. Русам здесь удалось прижиться и начать расширять свое влияние на окружающие земли. Вначале это были живущие вблизи Днепра славянские племена, затем и соседними государственными образованиями — Византией и Хазарским каганатом. Они и раньше знали об их существовании, но как местах торговли, объектах грабежа или, где можно устроиться на работу, пример тому — поход Олега в Царьград.

Однако, имея за спиной базовую территорию и зависимое население, их деятельность приобретает уже другой характер. Теперь вожди военных отрядов приобретают статус, позволяющий им общаться с правителями известных и сильных государств. Руководители русов Игорь, Святослав стремились быть равными правителям Византии и Хазарии.

Для этого им необходимо было иметь и соответствующие атрибуты того времени — кроме стабильной территории, населения, еще и средства содержать сильное войско, которое могло бы отстоять свой ареал обитания, центральную религию, и наконец признак экономической состоятельности — чеканить свою монету.

Византийская империя была днепровским русам не по силам, а вот дряхлеющий Хазарский иудейский каганат можно было и потрясти. Хазария была до этого одной из мировых держав раннего средневековья. По мнению историка М. И. Артамонова, крупное степное государство Хазарский каганат было «почти равным по силе и могуществу Византийской империи и Арабскому халифату» — во всяком случае, в VIII–IX вв. Хазарскому каганату принадлежало ведущее место в истории южных земель Восточной Европы, и именно Хазария была первым государством, с которым вступили в контакт руские князья при формировании своей государственности.

Как известно, вначале существовал Тюркский каганат, раскинувшийся на огромной территории от Каспия до Монголии. Затем он раскололся на две части — Восточный и Западный. Хазары, потомки древнейшего населения Западной Евразии, представляющего тюркскую и частично финно-угорскую ветвь, до III века обитали в низовьях Терека. В III веке они отвоевали у сарматов берега Каспия (Терская и Волжская Хазарии). В IV-V веках они входили в состав Великого тюркского каганата и воевали против Византии и Ирана.

В середине VII века н. э. когда в Тюркском каганате начались распри, хазары ушли из него на территорию нынешнего приморского Дагестана. Каганы хазар были правителями Западного Тюркского каганата.

Около 662 г. они вторглись через Дербент в Албанию, но были отражены Джуаншером. По всей вероятности этот набег не преследовал никакой другой цели, кроме «грабежа и добычи». В 664 г. нападение повторилось, но уже в более обширных размерах. По словам «Истории албан», «выступил царь гуннов с тьмою всадников».

Они создали здесь свое государство — Хазарский каганат, который распространил влияние на Нижнее Поволжье, восточную часть Северного Кавказа, а северные границы его проходили в пределах современной Воронежской области, в районе Маяцкого городища. В сфере их влияния оказались и славяне, с которых они взимали дань.

Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники. Арабский географ Истахри писал в «Книге стран»: «Хазары — магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане — большинство; однако царь и его придворные — евреи… Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии». Арабский историк Масуди писал в книге «Промывальни золота»: в столице Хазарского царства «семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Торы, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Евангелия, один же из них для славян, руссов и других язычников, он судит по закону языческому, то есть по разуму». А в «Книге климатов» арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто: «Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, меду и евреев».

Славяне уживались с местным полутюркским населением. Современные данные археологических раскопок дают факты мирного сожительства славян со своими соседями: «Новые исследования волынцевских памятников Левобережья Днепра показали, что эта славянская в основе культура находилась под прямым воздействием салтово-маяцкой археологической культуры Хазарского каганата».

В археологических работах последних десятилетий особо подчеркивается факт смешения культур, которые приняли участие в становлении культуры ранней Киевской Руси; подчеркивается, что, например, в Среднем Поднепровье в последней четверти I тысячелетия существовали «различные по культурной принадлежности группы памятников»; особое внимание акцентируется на «тесных связях славянской и салтовской культур» в VIII в. в Среднем Поднепровье и т. д.

Хазары активно вмешивались и в политическую жизнь Византии. Так в 705 г. они принимали участие в возвращении трона византийскому императору Юстиниану II, женатому на сестре хазарского кагана Феодоре, который был в 695 г. сослан в Херсон. В 710 г. император Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии. В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа. В 732 г. будущий император Константин V женился на дочери хазарского кагана Чичак (после крещения — Ирина), их сын Лев IV, правивший в 775–80 гг., носил прозвище Хазар.

Украинцы наследники иудейского каганата?

Святослав, который остался после смерти своего отца Игоря предводителем киевской группировки русов, чтобы утвердиться среди остальных русов, окружающих племен и государств, вначале забрал у хазар их славянских данников, а затем и разорил их крепости. В 965 году он разгромил хазарские войска, взял Саркел и победил ясов и касогов. В 968 — 969 гг. его дружины разрушили Итиль и Семендер.

В записи ПВЛ под 965 годом отмечено: «Иде Святославъ на козары, слышавше же козары изи доша противу с княземъ своимъ Каганомъ и съступишася биится и бывше бране, одоле Святославъ козаремъ и градъ ихъ Белу Вежу взя. И ясы победи и касогъ». «Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским», — писал арабский историк.

С этого момента начинают проникать государственные традиции и атрибуты каганата в рускую среду. Это не было чем-то необычным в то время.

Надо отметить, что характерным признаком культуры языческой части населения Хазарии, которое составляло подавляющее большинство, было употребление сакральных знаков-тамг на предметах быта и строительных материалах. Белокаменные крепости из обработанных каменных блоков с нанесенными на них рисунками и знаками — характерная черта Хазарии VIII–IX вв. Одна из таких крепостей на Дону находилась всего в 25 км от славянского городища Титчихи. Целая система крепостей в 20–30-е гг. IX в. была выстроена на северо-западе Хазарии, на территории, соприкасавшейся с ареалом волынцевской культуры.

Поэтому естественно, что русы, занявшись формированием своего государства, вначале заимствовали налоговую систему хазар. По крайней мере, летописи прямо говорят о том, что бывшие хазарские данники платили киевскому князю такие же подати, какие раньше — хазарскому кагану.

Не чуждо русам было и название главы государства- каган. Само название «каган» у русов было еще со времен авар, о чем говорят Бертинские анналы. И сохранилось оно до времени Ярослава Мудрого. В «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (40-е гг. XI в.) правители Владимир и Ярослав Мудрый названы «каганами» («великий каган нашей земли» — Владимир), причем в самом возвышенном, прославляющем их деяния значении. Вместе с ними прославлялась и Русская земля — «она же ведома и слышима всеми четырьмя концами земли», поэтому не случайно «Слово» оценивается в настоящее время как «своего рода гимн российской государственности».

Круг зарубежных источников, упоминающих о кагане русов, также широк: от восточных — сочинений арабских и персидских авторов — до западных, начиная с Бертинских анналов 839 г. С полным основанием ученые полагают, что с половины IX в. правитель русов в международном общении носил самый значимый в регионе титул «каган», дававший его обладателю международное признание.

Что касается трезубца, то он был широко распространен среди народов, как Европы –кельтов, греков, так и Дальнего Востока — монголов, в Индии, в Китае. У русов он также был в обиходе, как символ единства трех богов, имеющих своего прародителя.

В тюркской среде, которые стали соседями русов, были широко распространены двузубцы и трезубцы, которые имели сакральный характер, или использовались как родовой знак. Эти родовые знаки существовали в виде тамги, которые присваивались каждой аристократической фамилии (например, у осетинской аристократии).

Тамги были известны и ранним тюркам (в том числе огузам), обитавшим у границ Китая, не позднее VII в. н. э.; они в качестве родовых знаков-меток широко применялись для таврения лошадей (Зуев Ю. А., 1960). При этом раннетюркскне тамги в массе своей отличаются от «букв» -рун синхронных им рунических алфавитов (Кызласов И. Л., 1994), хотя среди них и встречаются тамги, идентичные рунам. Развитую систему семейно-родовых (возможно, и личных) тамг имели, сарматы, гунны, венгры и болгары в период их миграции на запад и в более позднее время (Баски И., 1997, с.153).

Надежда Александровна Соболева пишет, что в фундаментальном труде о древних болгарах В. Бешевлиева в раздел магических знаков занесен знак «ипсилон» («двузубец», который использовал впоследствии Святослав), распространенный в областях расселения дунайских болгар и обнаруженный практически во всех крупных центрах: в Плиске, Мадаре, Преславе и т. д. Знак наносился на стены крепостей, на черепицу, изображался на металлических изделиях, керамике, амулетах, перстнях и других вещах. Он имел апотропеичное, охранительное значение, свидетельством чего, к примеру, является вырезанный знак Y на золотом перстне, найденном в Видине (Бешевлиев отмечает, что подобные перстни имели греческую надпись: «Боже, помоги»); выступал как аналог креста, сопровождая одну из древнеболгарских надписей. Конкретизируя свою мысль, профессор Бешевлиев подчеркнул, что у древних болгар знак IYI соответствует понятию неба, равнозначному понятию «Тенгри», означающему верховное божество.

Двузубцы и трезубцы имели самое широкое распространение на различных предметах и салтово-маяцкой культуры (в Хазарии) — на строительных остатках, керамике, костяных изделиях, пряжках, подвесках и т. д. Знаки в виде двузубца и трезубца, «являющиеся характерным признаком знаковой системы Хазарии». Поэтому историк Флерова не исключает, что они могли служить «в качестве тамги, особенно племенной или «должностной», связанной с определенным статусом владельца, часто сопряженной и с его родовой принадлежностью…»

«Коллекция» Хумаринского городища на Кубани (форпоста Хазарского каганата), состоит почти сплошь из двузубцев и трезубцев, смысловая однородность которых, по мнению Флеровой, несомненна. В двузубце, как считает автор, сконцентрирована символика священности верховной власти, с ним связаны мифы архаических индоевропейских верований — мифы о близнецах («близнечные мифы»), образ Великой богини. (Как отмечалось выше, в Хазарии не выделен знак, непосредственно связанный с личностью правителя, с властью, например с каганом.)

Система «бинарных оппозиций», нашедшая яркое воплощение в амулетах — овеществленных символах верований населения Хазарского каганата, отразилась и в организации власти этого государства — двойственности управления, которое осуществляли каган и бек.

Археологические раскопки, проводящиеся в последние годы на территории бывшего Хазарского каганата, приносят все больше доказательств сохранения здесь языческих обрядов и верований и отсутствия следов влияния иудаизма на памятники материальной культуры Хазарии. Это свидетельствует не только о веротерпимости, но и о крепости языческой религиозной системы Хазарского каганата, что явилось отражением высокого уровня общественного развития последнего, как полагают исследователи.

В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям.

Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.).

Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака. Но в предметах роскоши украшениях они имели художественное воплощение.

Святослав после походов на Хазарию так ничего и не сделал для упорядочения государственных дел ни в своем княжестве, ни на завоеванных территориях. Недаром он вообще хотел покинуть Киев, который стоял далеко от торговых путей и обосноваться в Переяславце на Дунае: «Не любо мне в Киеве быть, — говорил Святослав, — хочу жить в Переяславце на Дунае — там средина земли моей».

Единственное, что осталось от государственных атрибутов Святослава, то это его печать, на которой изображен двузубец. Но это было только подражание хазарскому символу-тамге, который был распространен в Хазарском каганате. Употребление его Святославом в качестве неосновного элемента печати означало, что отныне он равен кагану Хазарии.

Но, как известно Святослав погиб в 972 году. Более продуктивной на этом поприще была деятельность его сына киевского князя Владимира (978–1015гг) который после череды неурядиц возглавил наднепровскую Русь.

В 985 г. Владимир в союзе с гузами воевал в Волжской Булгарии, а затем, спустившись по Волге, овладел Хазарией и наложил на нее дань. Хазарская держава перестала существовать. Подонье и Тмутаракань переходят в руки киевского князя, который немедленно сажает там князем одного из своих сыновей. Согласно традиционной версии это был Мстислав. Однако хазары не исчезли окончательно. Отдельные их группы упоминаются в хрониках последующих столетий, в частности, в Тмутаракани проживала многочисленная хазарская община.

После похода на хазар, Владимир становится единственным влиятельным князем на границах Византийской империи в Причерноморье. Он старается придать своей власти цивилизованный вид. Проводит религиозную реформу-создает пантеон языческих богов, принимает христианство, роднится с Византийским императором, и начинает чеканить свои деньги. Чеканка денег была в то время важным атрибутом экономической и военной мощи городов, государств и княжеств, подымала авторитет их руководителей. (право чеканки монеты со времен Рима — наивысшая прерогатива верховной власти, и выбор изображений на ней — также ее привилегия) и печатей. В особой символике первых монет Владимира нашла отражение специфика становления древнерусской государственности.

Необходимо отметить, что свои монеты славяне в Древней Руси до 10 века не чеканили. В обращении были Римские серебряные денарии I-III веков, а в последствие и Иранские драхмы династии Сасанидов IV-VII веков. В конце VIII века в обращении появились серебряные дирхемы Арабского халифата, а также византийские монеты — серебряные милиарисии и золотые солиды.

Поэтому первые монеты Владимира были подражанием, ходившим в то время на купеческом рынке монетам. Это были первые Русские монеты — серебряники и златники, которые чеканились соответственно из серебра и золота. Наибольшее наше внимание привлекает на них изображение трезубца. Само изображение трезубца еще раньше было в употреблении русов и означало трех богов, происходящих от главного прародителя. Но изображение трезубца было упрощенным и широко в быту и на предметах не использовалось.

При Владимире трезубец на монетах был выполнен в традициях изображения хазарской тамги, в честь одержаной победы над каганатом. К тому же, поскольку русские правители до конца XI в. именовались «каганами», помещение двузубца и трезубца, составляющих основу тамгообразных знаков (знаков собственности) Хазарии, как знака власти (и собственности) прежде всего на княжеские монеты — атрибуты власти кажется вполне естественным. Но скорей всего изображение тамги на монете символизировало победу Владимира над иудейским Хазарским каганатом. Вроде выпуска современных юбилейных монет, посвященных значительным историческим событиям.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

На лицевой стороне последующих монет был изображен князь, восседающий на престоле, а на оборотной изображен Иисус Христос, как на византийских солидах.

Использование изображения трезубца-тамги носило временный характер, Это означало, что он не был эмблемой Владимира и родовым знаком Игоревичей, а фиксировал факт его победы над иудейской Хазарией и появления нового более сильного государственного образования.

Но, даже если хазарская тамга и была использована краткое время на монетах на заре становления раннефеодального общества восточных славян, что вполне отвечало обычаям того времени и было понятно для окружающих, это не повод признавать ее символом государственности русского народа, а «украинского» тем более.

Использовать сегодня в качестве государственного герба Украины изображение тамги, почившего во тьме веков иудейского Хазарского каганата, к тому же с неустановленным смысловым значением, это не просто проявление низкой исторической грамотности, а еще и признак того, что у государства с польским названием Украина, не существует исторических событий, традиций, которые можно было бы использовать, как материал для герба. И поэтому ее современные устроители вынуждены использовать яркие узоры, картинки и символы чуждых славянам государств и народов.

Поэтому сегодня хазарская тамга — трезубец, который используется в виде герба Украины, не выполняет свое предназначение: ни как символ владельца — государства Русь, Князя Владимира, Киева и т. п., и не несет вообще никакой смысловой нагрузки.

А это в свою очередь указывает на искусственность самой идеи украинской государственности, придавая ей налет обреченности и нежизнеспособности.

Поэтому, глядя на хазарскую тамгу на флаге и гербе славянской Украины, закономерно возникает вопрос: кто наши предки, чьи мы наследники- русского народа, русских князей, русского государства, или тюрков и почившего во тьме веков иудейского Хазарского каганата?

Рудницкий Борис

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924