Русское богатырство: истоки, предания и исторические свидетельства1 min read

Отеческий завет православному русскому воинуРусская история заключает в себе множество тайн и загадок. Она загадочна не только для иностранцев и отечественных западников. Она загадочна и для нас, русских людей. Одной из загадок русской истории является институт богатырства. Кто такой богатырь? Само слово «богатырь» состоит из двух частей «Бог» и «тырить». «Тырить» в переводе с церковно-славянского языка означает – стяжать, собирать. Получается, что Богатырь это стяжатель Бога, стяжатель Духа Святого. Блаженной памяти митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн следующим образом определяет богатырское служение: «Богатырство на Руси представляло собой особый вид церковного (а возможно, даже иноческого) служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры». Суммируя значение этимологии слова богатырь с определением, данным владыкой Иоанном можно определить богатырство. Оно есть церковное служение в защиту Веры, при помощи которого богатырь соделывает свое спасение и стяжает Духа Святого.

Истоки богатырства уходят в седую древность. Библейская книга Судей в 13, 14, 15 и 16 главах повествует о судии Израилевом Самсоне. Фактически этот библейский богатырь есть родоначальник и предшественник древнерусского богатырства.

Остановимся немного на его биографии. В Библии сказано, что родители Самсона Манной и его жена были безплодны. Однажды жене явился ангел и сказал: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. (Суд. 13, 3-–5). Слова Ангела подтверждают определение митр. Иоанна. Ибо миссия библейского богатыря Самсона была в спасении народа Божия, хранителя истинной Веры, от его врагов силой, дарованной ему Господом.

Ангел Господень преподал правила жизни для Самспона и для самих родителей – не пить вина и не вкушать ничего нечистого. Иными словами, он предписал им пост. Чадом поста и стал Самсон, о котором Священное Писание свидетельствует: И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом (Суд. 13, 24–25). Пост и молитву можно посоветовать и тем нашим современникам, которые хотят, чтобы их дети стали богатырями.

Далее в Библии говорится о сватовстве Самсона и его первом подвиге. На пути в филистимский город Фимнафу, куда юноша шел с родителями, чтобы посватать понравившуюся ему девушку, на него набросился молодой лев и он одолел его. Очень ярко об этом сказано в Библии: И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. (Суд. 14, 8). Вот источник нечеловеческой силы Самсона – Дух Господень. Он же источник силы и наших древнерусских богатырей.

Затем на свадьбе Самсон из-за предательства жены задолжал филистимлянам тридцать одежд. Дальше удивительные слова сказаны о Самсоне в Слове Божием: И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. (Суд. 14, 19). Эти слова могут поставить в тупик современных экуменических моралистов, псевдомиротворцев, толстовцев, уранополитов и прочих сектантов, которые утверждают, что убийство агрессора даже в защиту Веры и Отечества, а также своего народа, недопустимо. Здесь же Слово Божие прямо говорит: сошел на Самсона Дух Божий и он убил тридцать врагов. За это убийство он не лишился милости Божией.

Разгневавшись на жену за предательство, он ушел домой. Тогда отец выдал ее за друга Самсона. Когда Самсон узнал об этом, то сжег поля филистимлян. Те пришли к нему и спросили, за что. Он сказал им причину. Те сожгли дом тестя, а его самого вместе с дочерью убили. Но Самсон еще покалечил приходивших к нему сообщить об этом.

Тогда филистимляне собрали войско и пришли в Иудею за Самсоном. Иудеи, узнав об этом, сами с разрешения подвижника связали его и выдали врагам. Те обрадовались, но радость их была кратковременна. Вскоре они заплакали. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его. Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек. (Суд. 15, 14–15), – повествует Слово Божие.

Здесь вспоминается историческое свидетельство о нашем самом славном древнерусском богатыре преп. Илии Муромце, оставленное послом священной Римской империи в Запорожскую сечь Э. Лассотой: «Есть также [в пещерах Киево-Печерской лавры] один великан богатырь, названный Чоботка, на которого, как говорят, когда-то внезапно напали неприятели как раз тогда, когда он надел было один из сапогов своих. Не имея под рукой другого оружия, он в то время оборонялся от них другим сапогом, еще не надетым, и перебил им всех своих врагов, почему и был назван Чоботка («Сапожок»)». По некоторым данным, нападавших было до двухсот человек. Конечно, наш богатырь совершил менее славный подвиг, чем Самсон, но и двести врагов тоже прилично.

Здесь немного отвлечемся от нашего повествования и приведем выдержку из статьи известного православного богослова свящ. Александра Дроздова «Протестантизм в «православном» богословии»: «Лютер учил, что непогрешимая истина может пребывать только в Библии и отвергал всякое устное Предание. Постепенно это ложное учение проникло в православное богословие, но в несколько смягченном виде: современные богословы стали высказывать мысль о том, что в наше время неписанных Преданий более не существует, так как все, что когда-то было устным, уже записано, а потому все тезисы обязаны иметь ссылку на источник. Это заблуждение искажает истинное учение Церкви, которая признает священное Предание таинственным Божественным Откровением. «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, – говорит свт. Василий Великий, – некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания по преемству, втайне; и те, и другие имеют единую и ту же силу для благочестия». Устное Предание сохраняется в богослужебной традиции, в пророчествах блаженных и старцев, в народных сказаниях о чудесных явлениях».

К сожалению, подвергающий сомнению практически все истины Христовой Веры «протестантизм» в Православии со своими «общим аршином» (слова Тютчева) измерил предания о наших древнерусских богатырях, забраковав их все, и, сохранив, как «исторически достоверное» только свидетельство католика Лассоты о преп. Илии Муромце из его дневниковых записей. Между тем, митр. Иоанн пишет: «Сам термин «былины» не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили название «старин» или «старинушек», свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность. Термин «былины» впервые использовал И. Сахаров в своих «Сказаниях русского народа», назвав так отдел, в котором он поместил перепечатку эпических песен из более ранних сборников».

Вооруженное верой, обогащенное святоотеческим опытом, а также знанием церковной истории и достоверными свидетельствами современников, сознание без особого труда может выявить в наших старинах реальную событийную жизненную основу. Да это явно и для честного ученого. «Древнерусская литература, – пишет Д.С. Лихачев, – не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда присутствовали исторические лица, описывались исторические события».

И здесь древнерусские старины выступают, как необыкновенно ценный исторический документ. Из старин о преп. Илии Муромце известно, что силу свою он получил так же, как и библейский богатырь Самсон, от Духа Божия вместе с исцелением ног от трех странников, пришедших к нему в дом. В некоторых старинах говорится, что под видом странников к Илие явился Господь с двумя Апостолами. Но невольно приходит на память явление прав. Аврааму под видом трех странников Св. Троицы. Не Она ли явилась и нашему богатырю, исцелив его, и, сообщив неодолимую силу? В любом случае небесное, благодатное происхождение силы у преп. Илии несомненно.

Здесь мы видим, еще одну черту, которая является характерной для богатырей – благодатное происхождение их силы. Причем бывает дарование силы временное и постоянное.

Примером временного дарования богатырской силы и неуязвимости в бою может служить история, произошедшая со свящ. Николаем Кравченко, которые в Первую чеченскую войну служил в спецназе десанта снайпером. Их разведгруппа, работая в Грозном, попала в окружение и забежала в разрушенное здание. Там они нашли наших солдат срочной службы во главе с лейтенантом. Заняв круговую оборону, русские воины день или два вели бой с превосходящими силами боевиков. Когда патроны стали подходить к концу Николай призадумался и стал искать выход из создавшегося положения, из которого, судя по-человечески, выхода никакого не было, кроме как идти на прорыв. Но в тех условиях, в которых они оказались, это было почти равносильно смерти. В то же время и оставаться без боеприпасов в здании было безсмысленно. И в том и в другом случае их ждала смерть. Сдаваться в плен – это смерть с предварительными пытками и мучениями. И тогда Николай дал обет Господу: «Господи, если мы вырвемся отсюда живыми, я построю Тебе храм». Вскоре террористы, заорав: «Аллах акбар!», тупо пошли в рукопашную. Русские солдаты закричали: «Христос воскресе!» и пошли навстречу. Произошла краткая, но ожесточенная рукопашная схватка, из которой укрепленные Духом Божиим русские воины, все до одного вышли живыми. Это пример временного дарования богатырской силы группе людей, оказавшихся в экстремальной ситуации. Прав. Самсон и преп. Илия – примеры обладателей постоянного благодатного дарования силы – особые избранники Божии.

Кроме преп. Илии русская церковная история знает примеры и многих других великих богатырей. 1237 г. декабрь. Орда хана Батыя исступленно штурмует Рязань и берет ее приступом. Рязанский воевода Евпатий (очевидно Ипатий) Коловрат с дружиной в это время был в Ельце. Вернувшись в родной город, он нашел только пепелище и горы трупов. Взяв вместе со своей дружиной еще уцелевших от погрома русичей, он пустился вдогонку за Батыем, орда которого уже подкатила к Суздалю и остановилась для отдыха. Налетевшие на ордынцев русские витязи показались им «воскресшими из мертвых». И особенно их пугал Евпатий, который одним ударом меча рассекал батыевых батыров до седла. Лишь с большим трудом при помощи стенобитных орудий хищникам удалось убить русского воеводу и его дружину чудо-богатырей.

1238 г. июль. Шведский полководец Биргер высадился на берегу р. Невы на месте будущего Петербурга. К Новгородскому князю юному Александру Ярославичу он послал гонца с письмом: «Я уже здесь и пленяю твою землю. Если можешь, сопротивляйся». Александр Ярославич, которому в то время шел 16-й год, вошел в храм святой Софии, горячо помолился перед Богом и, взяв благословение у Новгородского епископа, со своей малой по численности, но сильной духом дружиной устремился на врага. Застав его на привале, Александр наголову разбил шведских оккупантов, «возложив печать» копьем на лицо Биргера. Здесь видна еще одна характерная черта русского богатырства – молитвенность. Физическую силу, стратегическое искусство, даже, видимо, сам план боевой операции святой Александр обрел в молитве и еще в святительском благословении. Конечно, Александр Ярославич с четырех лет готовился к своему воинскому богатырскому служению: обучался владению мечом, искусству рукопашного боя, ходил с отцом и его дружиной в походы. Но его Невская битва отмечена особым вдохновением Божиим. Причем, по свидетельству летописей, убитых папистов находили не только на берегу, у которого произошел бой, но и на противоположном берегу Невы. Из этого летописец делает вывод о несомненном небесном вмешательстве в эту битву.

Здесь нельзя не вспомнить другого Александра, тезоименитого Невскому – Суворова. Это пример богатыря в послепетровскую эпоху. Описывая преп. Илию, митр. Иоанн Петербургский пишет: «Юродствует и преподобный Илия. В одной из былин, недовольный равнодушием князя к своему богатырскому служению, он уходит из дворца, собирает по всему Киеву «голи кабацкие», сшибает стрелами золоченые маковки киевских церквей и на выручку от них поит «зеленым вином» собранную им по кабакам толпу». Юродствует и Александр Васильевич при Екатерининском дворе. Он говорил: «При дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафантеном. Шутками и звериным языком говорил правду. Я пел петухом, пробуждая сонливых. Угомонял буйных врагов Отечества». Этим он уподобился преп. Илие. А от своего небесного покровителя Александр Васильевич заимствовал его молитвенность. Перед каждым боем он просил полкового священника служить молебен, а также горячо молился св. Архангелу Михаилу, испрашивая победу. И своих чудо-богатырей в «Науке побеждать» он наставляет: «Молись Богу! От Него победа!». Но из Петербургской Руси вернемся в древнюю Московскую Русь.

Сентябрь 1380 г. на Куликовом поле друг против друга встали две рати русская и монголо-татарская. Вызывая кого-либо из русичей на поединок, из рядов кочевников выехал батыр большого роста и внушительной силы Челубей. По свидетельству современных исследователей он был адептом восточного религиозного учения бон-по. При помощи особых восточных психопрактик перед боем он приводил себя в особое экстатическое состояние, а противников гипнотизировал. На его счету было 300 побед в поединках с сильнейшими бойцами из других народов. Его вызов принял русский богатырь– схимонах преподобный Александр Пересвет, в миру воин Царя земного, а в то время уже, как и преп. Илия во время своего последнего ратного подвига, воин Царя Небесного. Столкнулись представитель восточных боевых искусств с русским богатырем, представителем русских духовных и боевых традиций. Конечно, исход боя не столь впечатляющ – оба противника пронзили друг друга копьями. Но Пересвет усидел в седле, а Челубей повалился с коня. 301-й бой оказался для него последним. Оккультизм на этот раз его подвел в бою против воина Христова православного богатыря. Преп. Александр Пересвет и его сподвижник, также принявший участие в Куликовской битве, преп. Андрей Ослябя вместе с преп. Илией Муромцем продолжают традицию русского богатырства, пополнив своими именами списки святорусских богатырей в Небесной Руси.

А святой благоверный князь Дмитрий Донской разве не богатырь? Оправляясь на бой с Мамаем, он ищет духовных сил в общении с преп. Сергием Радонежским в его молитвах и благословении. Кроме того, он дает Богу и обет построить монастырь, если останется жив. И после победы над Мамаем построил под Москвой Николо-Угрешский монастырь.

Благоверный Царь Иоанн IV, преемник русских благоверных князей в их богатырском служении, наследник их богатырских победных традиций. Отправляясь в поход на Казань, дал обет построить храм Покрову Пресвятой Богородицы. После благополучного окончания похода он его построил.

Но вернемся немного назад в XV век. Степные хищники напали на заданный пограничный русский город Калугу. Князь Симеон с дружиной вышел им навстречу. Произошел ожесточенный бой, в котором враги окружили князя и уже хотели его убить. Тем временем в княжеских чертогах находился блж. Лаврентий Калужский, который воскликнул: «Дайте мне мою секиру острую! Обошли псы князя Симеона! Да обороню князя Симеона от псов!». Ему подали секиру и он скрылся, внезапно явившись среди русских воинов. Он перебил врагов, окруживших князя и сказал русским ратникам: «Не бойтесь!». С тех пор на иконах св. блж. Лаврентий изображается держащим в руках секиру. Вот необычный, но яркий пример еще одного русского богатырского подвига.

XIX в. – время духовного упадка на Руси, время ее духовного заболевания западничеством и западной еретической мистикой. Лишь в пяти монастырях еще теплилось благодатное старчество. Но и в это тяжелое время среди русского воинства появлялись еще настоящие богатыри. В Оптиной пустыни показывают могилу мон. Андрея, в миру генерала-майора Андрея Петровского. На памятнике написано, что он лично принял участие в 85 сражениях, из которых особо отличился в битвах при Бородино и под Лейпцигом. Причем в то время все сражения практически представляли собой рукопашную схватку. В его жизнеописании сказано, что во время боя он читал наизусть 90-й палом. И в 85 ожесточенных боях Господь сохранил ему жизнь. Это уже младший преемник преп. Илии, Александра и Андрея.

1916 г. Разгар Первой мировой войны. Киргизов начали привлекать к тыловым работам. Они подняли мятеж, убивая, насилуя и грабя русских стариков, женщин и детей. В станицу Покровскую пришло сообщение, что назавтра киргизы придут к ним. Сщмч. Евстафий (Малаховский) (Память 5 мая) собрал людей на молитву, которые в ожидании смерти горячо каялись и после Причастия стали читать акафист Покрову. Господь «случайно» привел в станицу двоих казаков и они при помощи несколько дедушек и подростков, дежуривших на баррикадах, отбили атаку до тысячи всадников. Этот случай показывает, что в казачестве отчасти сохранились традиции русского богатырства. А еще это пример, как молитва ближних может низвести на воина благодать богатырской силы.

В настоящее время встречаются физически сильные люди, которых ошибочно называют богатырями. Но это не так. Еще раз повторим, что богатырь это человек, совершающий церковное служение в защиту Веры Православной, соделывая этим служением свое спасение и стяжая благодать Духа Святого. Силы на свое служение он черпает в Таинствах Церкви, в посте и молитве. А молитвенное делание их состояло для полководцев-богатырей в горячей молитве перед боем, изречении Богу благочестивых обетов. Для всех же воинов – в испрашивании силы, успехов в освоении воинского искусства и чтении 90-го псалма во время боя. У кубанских казаков сохранился такой благочестивый обычай – перед боем, обнажив шашки, они читали молитву: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». После этого они уже бросались в атаку, не задумываясь о своей жизни. Верим, что Господь не откажет и нашим современникам, которые будет испрашивать у него силу для защиты Православия и русского народа от их вековых врагов. И русское богатырское служение возродится на новом этапе истории нашего Отечества.

Источники:
1. Митр. Иоанн (Снычев) «Самодержавие Духа». Электронная версия.
2. С. Перевезенцев «Россия великая судьба», М., 2006.
3. Жития русских святых. Электронная версия.
4. П.П. Сойкин «Православные русские обители», СПб, 1994.
5. ЖМП 1988, № 8.

Николай Светлов

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924