О гонении на Церковь1 min read

День святой ТроицыВ праздник Пятидесятницы мы совершаем великую вечерню с тремя продолжительными коленопреклоненными молитвами и приносим наше исповедание веры и наше покаяние пред Господом за себя и за Церковь. Как апостолы в Сионской горнице были малым стадом, ничтожным перед могуществом мира, так и теперь наша Церковь — такое же малое стадо в этом мире. И вся надежда учеников и апостолов была на обещание, данное им Господом при Вознесении. Но мир, окружавший тогда первых христиан, отличался от сегодняшнего мира. Тогда вся иерусалимская площадь около храма Соломона была заполнена морем людей, собравшихся на праздник Пятидесятницы. Этот праздник — день, когда на горе Синайской был дан закон, заповеди Божии. Люди собрались здесь со всех концов света, и разноязыкий говор наполнял все пространство. И все человечество, казалось, ждало какого-то решительного момента.

Когда апостолы молились, как мы читаем, дом внезапно наполнился шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра. На каждом из апостолов почили разделенные огненные языки, и они исполнились Духа Святого. Это была такая сила новой жизни, что они не могли удержать ее в себе. Их неудержимо влекло к людям, в море народа, чтобы проповедовать о Христе распятом и воскресшем, даром Которого они приняли эту силу. Их проповедь была столь удивительна, что мы не можем себе представить. Весь народ с изумлением внимал богодухновенным, льющимся благодатно, пламенем Духа Святого исполненным, словам апостола Петра. «Что это значит? Мы их знаем — они из Галилеи, люди невежественные. Само имя их презренно и недостойно упоминания. И вот они исполнены такой премудрости и такой силы, которым невозможно противостоять». Апостол Петр говорит, обращаясь к народу, что об этом пророчествовал пророк Иоиль: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль. 2, 29). «Да, знает твердо весь Израиль, — говорит Апостол, — что Бог наш воскресил сего Иисуса, Которого вы распяли».

Это слово было таким, что многие из присутствовавших там в отчаянии бросились к ногам апостолов, восклицая: «Мужи и братия! Что нам делать?» Те самые люди, которые пятьдесят с небольшим дней назад кричали: «Распни, распни Его!», обращаются к апостолам, потому что с ними Бог, через них действует сила Божия. Их слово — слово Божие, исполненное благодати: «Да покается каждый из вас и да крестится во Имя Иисуса Христа в прощение грехов». И сразу крестилось множество — три тысячи человек. А после второй проповеди уверовали во Христа пять тысяч человек. Так Церковь росла, распространяясь по всему миру — до пределов земли, до конца времен, до наших дней. И благодать Божия достигает нас с вами.

Мы знаем, о чем сегодня идет речь. Мы видели Духа Святого, Который пришел и вселился в нас, и свидетельствуем, что Он живет в нас. Мы исповедуем веру в Него, познание Его и совершение Его, и откровение Им всего, что Господь исполнил нашего ради спасения. Но мы знаем также, что не все приняли это слово благовестия, этот дар новой жизни. То вавилонское смешение языков, исцелить которое пришел Дух Святой, соединяющий всех в истине и любви, продолжается в истории противостоянием Церкви Христовой. Враги знают, что нельзя ничего сделать с Духом Святым, и нельзя коснуться Христа Воскресшего и снова распять Его. Поэтому они принимаются за Церковь, зная, что здесь — Христос и здесь — сила Духа Божия.

С самого начала мы видим ожесточенные гонения на Церковь Божию, попытки стереть ее с лица земли. Но скоро враги поняли, что Церковь только крепнет и растет от этих гонений. И тогда, вдохновляемые сатаной, они предприняли усилия разрушить ее изнутри с помощью лжеучений. Через многие испытания проходит Церковь. И в XX столетии мы стали свидетелями тех же самых событий. А в Русской Православной Церкви все это проявилось еще ярче и масштабнее.

Сатана хорошо усвоил, что гонениями он только умножает число святых мучеников Христовых, которые кровью своею обретают бесценный дар Духа Святого — жизнь вечную. Поэтому сегодня он делает все, чтобы растлить нашу веру, сделать нас «ни холодными, ни горячими» (Откр. 3, 15), чтобы не было в нас этой причастности Духу Святому, Которым единственным спасается всякий человек. «Кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» (Рим. 8, 9). И как говорит преподобный Серафим Саровский, весь смысл жизни христианской заключается в том, чтобы личным подвигом покаяния здесь, на земле, стать причастным Пятидесятнице Христовой — с тем чтобы не лишиться ее в блаженной вечности. И страшнее всего — равнодушие к истине, особенно когда она подвергается нечестивым нападкам. Не происходит ли это, когда мы смотрим безучастно на попытки массового растления людей, на проникновение его даже в Церковь?

Принося коленопреклоненное покаяние перед Святой Троицей, будем, прежде всего, молить Господа о прощении тех грехов, которые угрожают сейчас гибелью всему человечеству. Это грехи гнусного, как говорит апостол Петр, корыстолюбия, разврата мерзкого и себялюбия. То, что открыто противится любви Божией, то, что есть корень всех зол, и то, что отвергает тайну жизни, тайну человеческой личности как вместилища Духа Святого. Если кто-то из нас хотя бы в малой степени причастен этим грехам — которые, по слову святителя Феофана Затворника, все больше становятся в мире нормой, — пусть осознает, какое он должен принести покаяние. Будем сознавать себя виноватыми во всех грехах, которые исповедуем мы каждодневно, когда читаем молитву Духу Святому. Дух Святой, Который называет нам эти грехи, знает, что они в нас есть. Если мы слепы к ним и не приносим покаяния, то нет в нас надежды на причастность Духу Святому, жизни истинной. Наше покаяние сегодня и всегда должно быть таким, чтобы мы увидели наш грех и поняли, что он означает Крест Христов, смерть Христову, тайну Его Воплощения, тайну Его страдания и Воскресения. Только через видение этого можем мы стать причастными Духу Святому. Таким должно быть покаяние, чтобы открылась нам любовь Божия, явленная Христом в Его Воплощении, на Его Кресте, чтобы мы узнали любовь Отца Небесного к нам и Духа Святого, животворящего нас этой любовью.

Будем сознавать себя, как первые ученики, обществом особым, отдельным от всего мира, не сливающимся с ним. Мы отличаемся от всех людей тем, что имеем в себе новую жизнь, крепость Божественную, соль, которая освящает всю нашу жизнь здесь, на земле, и без которой распадается все на свете. Через нас Господь все хранит, и от нас зависит все, что будет дальше, в том числе — с нашими близкими.

Только тогда, когда нам на самом деле открывается благодать Христова, узнаем мы превосходящую всякое разумение милость Божию и крепость Божию. И если в нас будет верность истине Христовой, строгость личной нашей жизни, чувство ответственности, личной и общей, за судьбы всего мира, в покаянии и молитве, Господь одолеет всех врагов наших. И может быть, Он приведет многих из них к Церкви Своей святой, как некогда гонителей Христовых, и они будут восклицать: «Мужи и братия, что делать нам?»

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924