ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПОХОРОННАЯ КОМАНДА?

Леонид Григорьевич ИвашовОчевидное для большинства граждан России, похоже, становится очевидным и для правящего класса — экономика, финансовая система, образование, наука, высокотехнологическое производство в жесточайшем кризисе. Короче говоря, либеральный путь развития завел страну в исторический тупик.

Выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, Президент России В.В. Путин признал, что ‘экономическая ситуация в стране сложная, но не критическая’. Одновременно задал вектор действий для органов власти: ‘Только изменив структуру экономики, мы можем решать масштабные задачи: Экспансия российской продукции должна стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики’. Президент России также заявил о создании нового института управления — ‘Агентства технологического развития’, которое призвано обеспечить бизнес отечественными и зарубежными патентами, лицензиями и другими интеллектуальными продуктами.

Агентство так агентство. Хотя и тут остаются вопросы. Та же чубайсовская корпорация Госнано, толку от которой для экономики страны меньше нуля. Техническое и технологическое перевооружение нельзя рассматривать отдельно от планирования важнейших параметров производства и развития, подготовки кадров. Главный экономический тезис Послания — изменить экономическую структуру. Цель изменения Президент В.В. Путин выразил предельно конкретно — ‘решение масштабных задач’.

Высокая углеводородная рента нестабильна, к тому же упущенные правительством возможности не обеспечили устойчивого развития производственной экономики, не упредили назревающие проблемы в социальной сфере.

Цель В. Путиным поставлена, а будет ли она достигнута и что для этого нужно? Поймет ли Правительство эти указания, найдет ли обдуманные решения, если майские 2012 года указы Президента оказались в провале.

Поэтому мы предлагаем свой вариант. Возникает вопрос: с чего начать?
Во-первых, перекрыть основные каналы утечки капиталов.
Во-вторых, создать условия доступности для отечественных товаропроизводителей в торговых сетях на всей территории России.
В-третьих, классифицировать инвестиции по степени их полезности, отделить спекулятивные и токсичные инвестиции от инвестиций развития.
В-четвертых, обеспечить директивное планирование производственной экономики, ее техническое и технологическое перевооружение.
В-пятых, обеспечить управление вышеназванных задач квалифицированными кадрами.
В-шестых, определить приоритеты масштабных задач и проектов.

Попробуем разобраться с первым тезисом — перекрыть основные каналы утечки капиталов. Сначала ответим на вопрос: куда уходит прибыль от деятельности иностранных производств, торговых предприятий и спекулятивных финансовых операций? Правильно! На Запад.

Как известно, основные затраты российских семейств приходятся на продукты питания, предметы обихода, бытовую технику, одежду, лекарства. Мы уже привыкли к широкому ассортименту товаров в крупнейших торговых сетях: ‘Икея’, ‘Ашан’, ‘Леруа Мерлен’, ‘Метро’, ‘Глобус’ и множестве других, но это одна сторона медали, есть и другая. Прописанные в зарубежной юрисдикции они, подобно гигантскому насосу, выкачивают нашу заработную плату, пенсии, пособия и накопления, а прибыль конвертируют и переводят на счета своих стран. Этих денег наша страна больше не увидит никогда. Активы России уменьшаются на вывезенную сумму, и, к сожалению, обороты вывоза денег растут. Классический отток капитала, а мы, граждане, поставлены в условия непосредственных пособников.

Хуже того, западные торговые сети только за приличные премии (читай — взятки) допускают российских производителей к себе на прилавки. Расчет за поставленный продукт осуществляется не по мере его продажи, а, к примеру, в течение года. Такая дискриминация для отечественных производителей является непосильной и подрывает их конкурентные возможности. Если нет устойчивого сбыта продукции или товаров, то не будет его производства. Торговые компании мотивированы заключать контракты с иностранными производителями, что фактически означает проведение выраженной антироссийской политики. Низкая цена отечественного продукта, его качество и экологическая чистота западными сетями не учитывается. Как известно, только с высокой цены делаются высокие торговые накрутки. Вероятно, неспроста правительство попустительствует этому, хотя просто обязано установить нормативные лимиты на продажи отечественных продуктов и товаров и даже обозначить преференции российскому бизнесу для доступа на торговые прилавки. Как это сделано в Беларуси.

Без таких правительственных директивных установок западные сети выступают похоронной командой всей отечественной товарной экономики. О каком экспорте можно говорить, если наши товары не участвуют даже в нашей же внутренней торговле. Как говорят западные эксперты: сначала наполните ‘свои’ магазины своими товарами, а уж потом поговорим про экспорт к нам. Круг замк-нулся. Однако выход из расставленных капканов все же есть. Мы отчетливо понимаем, какой гнев с той стороны вызовут эти предложения.

Может ли Россия взять в свои руки торговлю? Безусловно, может.

Во-первых, установить лимиты.

Во-вторых, строить и развивать собственные торговые предприятия, в том числе национальные — к примеру, Алтай, Дагестан, Татарстан и региональные Крым, Кубань, Ростов, а также интегрированные компании.

Для дешифровки конструкции разложим ее на составляющие и разберем элементы, из которых состоят торговые сети:

— здание из металлоконструкций, бетона, стекла и ‘сэндвич-панелей’;
— бетонная площадка под здание, торговые службы, автостоянка;
— погрузочно-разгрузочная техника;
— стеллажи для хранения продукции и товаров;
— тележки для покупателей;
— пункты расчета за покупки, оснащенные кассовыми аппаратами;
— набор контрактов с поставщиками продукции для торговли.
И все!!!

Имеется ли среди перечисленного нечто такое, что можно отнести к разряду сложных инженерных технологий с технической или организационной точки зрения? Безусловно — нет!

Здание. Способны ли наши строители, промышленники, хозяйственники спроектировать и построить такое здание? Да, способны! Для этого найдется не менее десятка тысяч компаний среднего и малого бизнеса. Заметьте, их строительство под силу не только среднему, но и малому бизнесу в кооперации с другими. Крупным строительным компаниям нужны более сложные проекты: АЭС, ГЭС, мост в Крым, космодром, метро и т.п.

Погрузочно-разгрузочная техника и механизмы (более половины можем комплектовать отечественными).

Кассовые аппараты и считывающие устройства. И в этом нет препятствий, отечественные производители обеспечат любой объем.

Контракты на поставку продукции. На этом этапе возникает вообще уникальная ситуация: главные усилия уйдут не на поиск производителей и поставщиков, а на скрупулезный отбор многочисленных российских и зарубежных предложений. Сложившаяся конъюнктура свидетельствует о том, что предложений поставки в разы больше, чем торговые сети способны переработать.

Безусловно, можно возразить: дескать, грубый и схематичный подход. Есть множество других компонентов: сложнейшие логистические операции, программы складского и финансового учета, системы управления процессами, стандарты работы и многое другое.

Да, есть! Но многие не знают, что самые сложные в мире операции проектировались Госпланом СССР. С помощью математического моделирования исполнялся не только ‘межотраслевой баланс’, за разработку которого получена Нобелевская премия, охватывающий все отрасли, но и обеспечивались поставки продукции производственно-технического и иного назначения до самого низового потребителя. Наш опыт с успехом использует Китай (справедливости ради следует отметить, что с отсечением лишней регламентации).

Программное обеспечение торговли для российских специалистов является задачей невысокого уровня. Такие программы на митинском и других рынках в свободном доступе, тем более в специализированных компаниях. Больше половины разработанных в мире программ разного уровня сложности выполнены специалистами России, Китая и Индии.

Можно, конечно, и короткие блоки разбить на составляющие, чтобы подтвердить возможности освоения нашими предпринимателями способов масштабной национальной торговли.

Если какая-то сеть отказывается изменить свои политизированные стандарты в пользу российской продукции — пусть торгует у себя дома.

Теперь об инвестициях.

Финансовые спекулянты, которых наши либералы именуют инвесторами, бросились в Россию. Капитализация российских компаний оценивается ниже их реальной стоимости. Они понимают: лучших условий для них нет нигде. К примеру, Китаю и другим развивающимся и независимым странам нужны технологии завтрашнего дня, современное оборудование, инновации, ноу-хау — все то, что работает на развитие экономики. Внутренний финансовый рынок Китая для спекулянтов закрыт. Три крупнейших банка Китая на 100% принадлежат государству, остальные имеют акционеров — государственных агентов правительства КНР. Под контролем государства находится более 90% банковских активов Китая. Оттого и развитие на зависть всему миру. Мы же, в отличие от стран с ответственными правителями, открыли им самое уязвимое — финансы.

В 2012 году, удачном для старта экономических преобразований, доля спекулятивного капитала составила 70% от всех ‘инвестиций’. Русская рулетка крутилась в пользу спекулянтов. На этом не остановились. В ход пошли деривативы, то есть иллюзии доходов будущего. По данным РАН, торговля этим ‘воздухом’ превысила масштабы реальной торговли в 80 раз. И это понятно: в казино ставки делаются только деньгами, а не товаром. Реальная экономика не сможет дать подобный выигрыш. Этих ‘инвесторов’ она не привлекает.

В результате увлечения финансовыми операциями крупнейшие российские банки и компании заложили свои активы Западу за полученные кредиты. По состоянию на август 2015 года их задолженность по кредитам составила более 500 млрд долларов долга и стала превышать золотовалютные запасы государства (374 млрд долларов США на 09.10. 2015). Цена на нефть падает, валюты на обслуживание и выплаты по кредитам не хватает. Капитализация наших компаний, с размещенными на рынке акциями, обваливается. Удар опять принимает население. Для наполнения бюджета обваливается система социальной защиты, усиливается фискальная служба. Тут бы правительству и присмотреться к опыту Китая, но Д.А. Медведев еще раньше обозначил свою позицию: ‘Китай не может служить моделью для экономического развития России!’, после чего поручает разработать ‘Стратегию выхода России из кризиса в стадию развития’: банкиру М. Фридману?!

Кризис 2014-2016 годов обостряется, страна вновь начинала с того, что полмесяца: праздновала Новый год. При таком диагнозе нужна мобилизация экономики, инвестирования через облигации внутренних займов и ряд иных мер. Это не просто кризис — Россия уже воюет с Западом и втянута в войну на Ближнем Востоке.

В этих условиях нужны новые решения, и прежде всего индикативное планирование народного хозяйства. Правительство этого не понимает или понять не хочет.

Леонид ИВАШОВ,
президент
Академии геополитических проблем,
генерал-полковник, д.и.н.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924