Небесные наставники и встреча в Гаване1 min read

Митрополит Иоанн (Снычев)Чуть более трех месяцев назад Православная Россия почтила 20-летие со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Это событие собрало множество благодарных почитателей его светлой памяти.

Сам выдающийся русский архипастырь и молитвенник за Землю Русскую незримо присутствовал на этом духовном празднике. Он всегда с теми, кто хранит его слова в сердце своем.

В лице митрополита Иоанна страждущая Россия и Русская Православная Церковь обрели своего заступника. Его голос безбоязненно и громко звучал на всю страну. Слова Владыки наполнили смыслом жизнь многих русских людей, дали им духовные ориентиры, показали путь ко спасению личному и спасению Державы. Он глубоко осознавал происходящее в стране и предостерегал от опасностей, грозивших гибелью России и ее народу. Путь у нас один – только возвращение к Богу и истине, – не раз утверждал Владыка.

Митрополит Иоанн призывал к возрождению древнего благочестия, защищал наши русские святыни, обличал ложь и зло, царящие в мире сем, призывал горячо любить наше земное Отечество, которое есть преддверие Отечества Небесного. Любовь Владыки к Богу и Его творению – человеку была настолько всеобъемлющей, воистину евангельской, что распространялась и на врагов. При этом святитель никогда не путал врагов личных с врагами Божиими и врагами Отечества.

Мудрый, простой и доступный. За его молитвенной помощью и архипастырским советом обращались многие люди со всей России – представители духовенства и монашества, политики и производственники, ученые и простецы, деятели культуры и искусства.

Почти 25 лет храню как святыню его пространное письменное благословение на создание в Санкт-Петербурге Общества православных писателей. Рассудительный Владыка сразу же предусмотрел и храм – в честь Спаса Нерукотворенного на Конюшенной площади, где мы стали собираться для соборной молитвы, и назначил опытного духовного руководителя – протоиерея Константина Смирнова, настоятеля этой святыни, в которой отпевали Александра Сергеевича Пушкина…

Все произошло тогда как бы само собой, но еще раз показало, как ответственно относился наш архипастырь ко всякому доброму делу…

Позвонили мы с собратьями по перу его келейницам, и нас буквально тут же пригласили в резиденцию правящего архиерея на Каменном острове. Быстренько собрались на Петроградской из разных районов города и прибыли к назначенному времени.

Беседа была очень теплой и продолжительной. Владыка был великим духовным писателем. Его творения по сей день не утратили актуальности. Более того, они необыкновенно укрепляют многих верующих. Хотелось бы, чтобы у этих безценных трудов было как можно больше читателей, особенно среди молодежи. Тогда же он дал нам массу ценных советов и поразил кротостью, смиренномудрием и любовью. Эти свойства души нельзя описать словами. Это то, что надо видеть, слышать, ощутить сердцем, понять и хранить как безценный дар.

По милости Божией, мне неоднократно удалось встречаться и беседовать с Владыкой. Говорили о жизни и подвигах святых Земли Русской, о положении дел в России и путях ее возрождения во всей своей силе и славе, о самодержавной монархической власти как идеале для православной государственности и многом, многом другом, что волновало и волнует лучшие умы России. Его советы необыкновенно помогли моему становлению, укрепили в сознании правильности выбора главного направления моей писательской деятельности – агиографии.

Архипастырское благословение на мои первые статьи и книги о святых я получал у Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанна, в том числе на книги о преподобном Серафиме Вырицком. Надо сказать, что Владыка живо интересовался не только тематикой моих трудов, но и мягко подсказывал, на чем нужно делать акценты.

От него услышал я те же слова, которыми напутствовал меня мой духовный отец протоиерей Иоанн Скорик: «Пишите только правду, и еще раз – только правду». Рассказ о батюшке Иоанне, этом удивительном русском пастыре, требует написания отдельной статьи. Для меня эти светлейшие люди – земные ангелы – по сей день являются духовными учителями.

Оба они жизнью своей исполнили главный завет Спасителя: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15,13). Оба они до последнего вздоха сохраняли верность Господу нашему Иисусу Христу, Святой Православной Церкви и идеалам Святой Руси. Митрополит Иоанн всего на полгода пережил отца Иоанна…

Полагаю, что сегодня, когда развернулась полемика вокруг известной встречи на Кубе, полезно обратиться к Духовному завещанию Владыки Иоанна – «Смотрите, не ужасайтесь…»

Не менее важно будет вспомнить и материалы Всеправославного совещания, состоявшегося в Москве в 1948 году, в частности, доклад прославленного на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2016 года святителя Серафима (Соболева).

Давно уже наступило то время, когда, в первую очередь, нужно испрашивать совета у Небесных учителей. Об этом писали многие духоносные мужи от святителя Игнатия (Брянчанинова) до преподобного Паисия Святогорца.

«Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят Славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом», – пишет преподобный Силуан Афонский.

Обращаясь к творениям святителя Игнатия, конечно же, необходимо вспомнить его замечательное слово «О невозможности спасения иноверце и еретиков» из «Писем к мирянам».

Печально, что встречу в гаванском аэропорту активно обсуждают, навязывая свои мнения, светские и невоцерковленные люди, не имеющие никакого духовного опыта, ни малейших навыков духовного рассуждения. Руководит этими «комментаторами» дух мира сего, который по слову святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова и других святых отцов есть дух антихриста. <…>

У многих верующих возникают недоуменные вопросы. Прежде всего, не нужно забывать, что народ Божий имеет в Церкви такое же право голоса, как и иерархия. Подробно об этом – в статье «О высоком назначении народа в соборной жизни Церкви» (http://ruskline.ru /analitika /2016/02 /13/o_vysokom_ naznachenii_naroda_v_ sobornoj_zhizni _cerkvi /).

Несомненно, что в данном случае нужен подход духовный с опорой именно на учение святых отцов, таких как Иустин (Попович) Челийский. Большую духовую пользу принесет чтение его творения «Православие и экуменизм», часть 2, разделы «Гуманистический экуменизм» и «Выход из всех безвыходных положений».

<…> «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»(2 Пет. 3, 9).

Помоги нам, Господи, стяжать это покаяние!

В.П. Филимонов,

русский писатель-агиограф

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924