О свободе и бесовщине. Иеромонах Евтихий (Довганюк)1 min read

Иеромонах  Евтихий  (Довганюк)В настоящее время многие наши прихожане чувствуют вокруг себя всеобщую бесовщину, в газетах и в телевидении нам открывают, что мировые и общественные процессы в истории подчинены так называемому гуманизму и демократии, инославные христиане, такие как католики и протестанты, создают новое толерантное общество к явному греху, нам говорят, что православное мировоззрение уже давно в прошлом. Многие задают вопрос, неужели Бог, Который предвидел падение Денницы и грех прародителей, не мог создать ангелов и людей с такими свойствами, чтобы грех и зло не могли бы возникнуть, или почему Бог терпит такое страшное развитие зла на земле, какое мы наблюдаем сейчас, почему Он не прекращает его?

Ответ на него заключается в сладком слове и понятии свободы. Без свободы человек не мог бы быть человеком в полноте и силе его свойств, он мог бы быть лишь высшим животным, живущим по инстинктам. Только в свободе раскрывается наша воля, лишь на просторах свободы зреет в духе творчество идей, развиваются художественные, моральные, религиозные движения. Свобода имеет свойство безграничности и в этом ее Богоподобие. Но в тварном существе, каким является человек, дар свободы должен пройти через испытания, чтобы окрепнуть в своей преданности и понимания Богу. Именно потому, что человек обладает свободой, он может оторваться от Бога; только пройдя через испытания, он может окончательно утвердиться в свободном стоянии перед Богом. Это сочетание безграничной свободы, доходящей до того, что человек дерзает спорить с Богом, бороться с Ним (как в Ветхом Завете святой пророк Иаков),  и той немощи, ограниченности, бессилия, которые со всех сторон давят на человека, напоминают ему, что он только тварное существо, зависящее от Бога, зависящее и от внешних условий жизни, это сочетание высокого дара свободы с ограниченностью тварного существа и ведет нас к чувству бесконечной преданности Тому, Кто открыл сначала иудеям, а потом всему миру, что Он, — Отец небесный и Творец мира (до воплощения Бога в человека эта истина открыта была повсюду).

Что касается того, почему Бог терпит такие ужасы на земле, такое широкое распространение зла повсюду, какое мы сейчас наблюдаем и знаем из истории мира, должно сказать, что это вопрос понимания смысла истории и ее путей развития, кроме того надо отдать должное тому, что мир удивительно прекрасен. В истории, как и в жизни отдельных людей, действует Промысел Божий. Господь долготерпит, ожидая, что несчастья и страдания образумят людей, обратят их сердца к правде и добру, к человеческому общежитию народов на планете. Чем больше мы любим Бога, как источник Правды и Добра, тем важнее нам согласовать нашу жизнь с теми тяжкими и скорбными недоумениями, которые поражают наш ум. Необходимо помнить также, что в час, какой изберет Господь, придет конец нынешнему миру, кончится вся трагедия человеческой истории, Сын Человеческий придет снова на землю во славе, и тогда будет, по слову в Апокалипсисе (Апок. 21:1), «новое небо и новая земля».

В повествовании книги Бытия о грехопадении первых людей фигурирует змей (Быт. 3, 1-15), которого христианская традиция отождествляет с сатаной. Такое понимание было характерно уже для книги Премудрости Соломоновой, где говорится о том, что завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2,24). Сатана появляется в книге Иова в качестве одного из «сынов Божиих», которые предстают перед Господом (Иов. 1,6; 2,1). С ним Бог вступает в диалог и спрашивает, обратил ли он внимание на праведность Иова. Сатана отвечает, что Иов праведен потому, что Бог кругом оградил его и дом его, и все, что у него (Иов. 1, 10). В книге пророка Захарии сатана противодействует великому иерею Иисусу (Зах. 3, 1-3). В 1-й книге Царств неоднократно упоминается злой дух от Бога, или злой дух от Господа (1 Цар. 16,14-16, 23; 18, 10; 19,9), который нападал на Саула и заставлял его бесноваться. В з-й книге Царств Господь попускает духа лживого в уста пророков Ахавовых (3 Цар. 22,21-23). Наконец, в одном из псалмов Давид обращается к Богу с просьбой о наказании обидчика: Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его (Пс. 108,6). И в книге Иова, и в книгах Царств сатана, или злой дух, действует как будто по прямому повелению или с разрешения Бога. Ветхий Завет не пытался ответить на вопрос о происхождении сатаны и о его взаимоотношениях с Богом. Однако начало книги Иова показывает, что в представлении ветхозаветного писателя сатана был одним из творений Божиих, находящимся в личном общении с Богом. Сатана действует в тех рамках, которые поставлены Богом, и вне этих рамок действовать не может. Он наносит человеку вред, и это Богом попускается, вот, что необходимо уяснить православному человеку во время сегодняшних искушений, которые происходят с каждым из нас.

Происхождение демонских сил связано с имевшим место в небесных сферах бунтом высшего ангела против Бога. По свидетельству Откровения, этот ангел, являясь творением Божиим, обладал до своего падения достоинством и славой, превосходившими достоинство и славу всех остальных ангелов. Поэтому в библейском тексте он именуется, — денницей, сыном зари (Ис 14.12), а в христианской традиции — люцифером (лат. lucifer — утренняя звезда; в том же значении — греч. ὁ ωσφόρος). Смысл используемых в этих случаях символов ясен: как утренняя звезда (т. е. планета Венера) возвещает о наступлении нового дня, а заря — о восходе солнца, так высший ангел возвещал о явлении Божественной славы или о самом Богоявлении. Он, по свидетельству святителя Григория Богослова, «был громким проповедником Святой Троицы» (Greg. Nazianz. Carmina // PG. 37. Col. 1400). Эти символы сохраняют свои смысловые функции и в новозаветные времена: Вифлеемская звезда возвещает о рождении Богомладенца (Мф 2. 2, 9); Иоанн Креститель является денницей Христа (ср. ирмос 6-й песни канона на Богоявление), Дева Мария — «звезда, являющая Солнце» (Акафист Божией Матери). В Новом Завете диавол и бесы (демоны) упоминаются многократно. Священное Писание содержат рассказ об искушении Господа Иисуса в пустыне от диавола (Мф. 4,1-11; Мк. 1,13; Лк. 4,1-13). В Евангелии от Апостола Луки Господь, обращаясь к Петру, говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк. 22,31-32). В обоих случаях диавол представлен как существо, имеющее прямой доступ к Господу Иисусу Христу и вступающее с Ним в диалог (подобно тому как сатана из книги Иова вступает в диалог с Богом).

Господь Иисус Христос упоминает о диаволе в притчах и в беседах с иудеями. В одной из притч диавол сравнивается с сеятелем, который посеял плевелы (Мф. 13, 39). В другом месте Господь Иисус говорит о том, что диавол уносит из сердца человека посеянное в нем слово Божие (Лк. 8,12). Иудеям Господь Иисус говорит: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8, 44). Так примером о лжи было идейное течение жидовствующих, которое охватило часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Как следует из названия ереси, предполагается, что в мировоззрении еретиков присутствуют значительные элементы иудаизма. Возможно на сегодняшний день, вся жизнь в мире и взаимоотношения народов, в основном экономические, уже построены на идеях и элементах иудаизма. Говоря о Страшном Суде, Иисус упоминает о вечном огне, уготованном диаволу и ангелам его (Мф. 25,41).

Священное Писание Нового Завета содержит многочисленные повествования об изгнании Господом Иисусом Христом беса, или бесов, из одержимых. Некоторые свидетели этого говорили, что Господь Иисус изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (Мф. 12, 24). Однако Господь  на это возражал: Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою, как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?.. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие (Мф. 12,26-28). Силой изгонять бесов Господь Иисус Христос наделил Своих учеников (см.: Мф., 8; Мк. 15; 6, 13). Когда ученики, посланные Господом Иисусом на проповедь, возвращаются к Нему и говорят: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем, Он отвечает: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк., 17-19). Так в Православной Церкви и сейчас есть чин изгнания бесов и различные освящения к которым необходимо всегда прибегать и особенно сейчас.

В Апостольских Посланиях содержатся увещания противостоять диаволу ( Иак. 4, 7), противостоять ему твердою верою (1 Пет. 5, 9), не давать ему места (Еф. 4, 27), стоять против козней диавольских (Еф. 6, 11), не впадать в сеть диавольскую (1 Тим., 7). Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, предупреждает апостол Петр (1 Пет. 5, 8). Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. з, 8). Святой апостол Павел говорит о том, что Господь принял на Себя плоть и кровь, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2,14).

Книга Откровения святого апостола Иоанна Богослова повествует о низвержении диавола Архангелом Михаилом и Ангелами его: И произошла на небе война: Архангел Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12,7-9). Ангел, сходящий с неба, на тысячу лет сковывает дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, низвергает его в бездну и кладет над ним печать (Откр. 20,2-3). Окончательная победа Бога над диаволом, или вторая смерть диавола (Откр. 20,14), наступает, когда диавол ввержен в озеро огненное, где он будет мучиться день и ночь во веки веков (Откр. 20, 10). Помня о историческом почитании дракона на востоке и наблюдая за историческим развитием идейно-логических мысленных моделей построения общества на земле, невольно вспоминается подвиг святого великомученика Георгия, так почитаемого в православном народе на этой планете.

Библейская демонология была тем знанием, на которой построено святоотеческое учение о диаволе и демонах. Прежде всего отцами Церкви был поставлен вопрос о происхождении диавола и демонов. Некоторые раннехристианские авторы, отталкиваясь от библейского упоминания о «сынах Божиих», которые брали в жены… дочерей человеческих (Быт. 6, 2), высказывали мнение о том, что демоны произошли в результате совокупления ангелов с женщинами. Однако общепринятым ответом на поставленный вопрос стало учение о том, что Бог создал самого красивого и доброго Ангела (Архангела), который, вследствии первости возгордился и воспротивился Богу, отпал от Него, превратившись в диавола. Святой Григорий Богослов называет отпавшего от Бога Ангела «первейшим светоносцем», который увлек за собою других Ангелов и превратил их в демонов. Святой Афанасий Александрийский называет первого Ангела, воспротивившегося Богу, «одним из Херувимов», а святой Кирилл Иерусалимский, Архангелом, который был создан добрым, но потом отпал от Бога. Святой Иоанн Дамаскин считает, что от Бога отпал «тот Ангел, который стоял во главе земного чина и которому Бог вверил охранение земли». Он «не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, и по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло». За ним последовало и вместе с ним ниспало «бесчисленное множество подчиненных ему ангелов». Имея одинаковое с Ангелами естество, эти падшие ангелы «сделались злыми, по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу».

Итак, диавол отпал от Бога «по самовластному произволению», то есть в результате действия свободной воли. Вопрос о причине отпадения диавола от Бога в святоотеческой традиции увязывается с вопросом о происхождении зла и рассматривается в контексте учения о свободе воли. Отличительное свойство свободы, по мнению святого Григория Нисского, заключается в том, чтобы желаемое избирать свободно, поэтому виновник зла не Бог, создавший «естество нерабское и независимое», но неразумие, вместо хорошего избравшее худое. Будучи разумными, Ангелы были сотворены свободными, подчеркивает святой Иоанн Дамаскин. Но для тварного естества свобода означает возможность выбора между добром и злом. «Это показал диавол, которого Творец создал добрым, но который самовластно сделался изобретателем порока, а также и те силы, которые отпали вместе с ним, то есть демоны. Между тем остальные чины Ангелов пребыли в добре».

Отпадение диавола и демонов от Бога в святоотеческой традиции воспринимается как событие, которое произошло один раз и не повторится в будущем. Хотя и Ангелы, и диавол, и демоны сохраняют свободу воли, отпадение диавола и демонов от Бога является окончательным и бесповоротным, так же как и пребывание Ангелов в добре остается непоколебимым. По словам святого Василия Великого, «Гавриил — Ангел и всегда предстоит. Сатана — ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого сохранило в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога».

Диавол и демоны «одной и той же природы с Ангелами», считает святой Иоанн Дамаскин. Однако, по мысли святого Григория Синаита, после отпадения от Бога демоны потеряли нематериальность и тонкость, оделись в тело: «Были и они некогда умами, но, отпадши от этой нематериальности и тонкости, каждый из них приобрел некую материальную грубость, став телесным по чину и действию».

Диавол и демоны «не имеют ни власти, ни силы против кого-либо, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства… При Божием попущении они сильны, принимают и переменяют какой хотят образ, соответственно своему воображению». В качестве примера попущения Божия на действие демонов можно привести евангельское повествование о бесах, вышедших из гадаринских бесноватых и вошедших в стадо свиное (Мф 8,32). На вопрос о том, почему Бог позволяет диаволу действовать, общепринятым является ответ, согласно которому Бог направляет злые действия диавола к добрым последствиям и попускает искушения от диавола для испытания и духовного преуспеяния человека.

Хотя демонам позволено нападать на человека, «но поступать насильственно с кем-либо они не имеют власти, ибо от нас зависит выдержать нападение и не выдержать». Об святом Антонии Великом рассказывается, что ему явился Господь и сказал: «Никого не может низложить диавол. Он не имеет больше никакой силы после того, как Я, восприняв человеческую природу, сокрушил его власть. Но человек сам по себе падает, когда предается нерадению». Диавол не имеет власти над человеком, однако он может прельстить, завлечь и обмануть его. Основной метод его действия является ложь ( Ин 8, 44). Будучи тьмой, сатана принимает вид Ангела света (Кор., 14). Свое зло он скрывает под видом добра: «Горечь свою он обычно скрывает под видом сладости, чтобы не быть обнаруженным». Ни Ангелы, ни демоны «не знают будущего, однако предсказывают: Ангелы когда Бог открывает им и повелевает предсказывать, почему их предсказания всегда сбываются, а демоны иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только догадываясь, почему они часто и лгут. Не должно им верить, хотя они… много раз говорят и правду».

О диаволе и демонах (бесах) можно много прочитать в восточнохристианской аскетической литературе, которая наполнена описаниями бесовских искушений, демонских «стреляний» и «страхований». Описание бесовских искушений занимает значительную часть «Жития Антония Великого», написанного Афанасием Александрийским. В сочинениях Евагрия Понтийского и других египетских отшельников IV века, в творениях Марка Подвижника, аввы Исаии, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и иных авторов большое внимание уделяется действию диавола и бесов на монаха. В классическом сочинении Евагрия «О молитве» описываются ухищрения, употребляемые демоном, чтобы воспрепятствовать внимательной молитве: «Бес весьма завидует молящемуся человеку и использует все средства, чтобы сбить его с цели. Поэтому он не перестает с помощью памяти вызывать мысли о вешах, а с помощью плоти опрокидывает его на землю страстями, дабы только помешать его шествию благим путем подвижничества и вознесению к Богу.

Если наилукавейший бес, многие употребив (хитрости), не может помешать молитве праведника, то он немного отступает, но затем, когда молитва закончена, мстит ему. Ибо этот бес либо возжигает гнев в нем, разрушающий наилучшее состояние (души), возникшее в результате молитвы, либо побуждает к неразумному наслаждению и глумится над умом. Всякая брань, возникающая между нами и нечистыми бесами, ведется только из-за духовной молитвы и ничего другого. Ведь для них она чрезвычайно неприятна и тягостна, а для нас спасительна и благотворна. Если бесы будут угрожать тебе, внезапно появляясь из воздуха, чтобы поразить тебя и похитить ум твой, не бойся их и не обращай внимание на стращание их. Ибо они пугают тебя, испытывая, принимаешь ли ты их всерьез или уже полностью презрел их.»

В «Лествице» говорится о бесах как о коллективном враге подвижника, но иногда та или иная страсть ассоциируется со стоящим за ней конкретным бесом. Святой преподобный Иоанн Лествичник, в частности, упоминает о «праздноскитающемся и сластолюбивом» бесе, о бесе печали, «тысячеглавом» бесе сребролюбия, бесе боязливости, бесе уныния, бесе тщеславия. Иногда двое или несколько бесов действуют в тандеме; иногда же, наоборот, «бес беса врачует», то есть одна страсть изгоняет другую. В описании бесовских козней Лествичник, как и Евагрий, проявляет психологическую наблюдательность, характерную для аскетических писателей монашеского круга: «Бесы имеют обычай часто внушать нам или совсем не исповедывать согрешений (духовному) отцу, или исповедывать, но как бы от лица иного, или складывать вину своего греха на других. Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.Пренебрегай ухищрениями беса, который после ужина внушает тебе впредь позднее принимать пищу; ибо в следующий же день, когда настанет девятый час, он понудит тебя отказаться от правила, уставленного в предшествовавший день.Приметил я, что бес тщеславия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает обьявить первому брату, что у него на сердце, и чрез то ублажает его как прозорливца.Видел я, как один бес опечалил и прогнал брата своего. Один монах рассердился, а между тем пришли миряне; и вдруг окаянный сей, оставив гнев, перепродал себя тщеславию; ибо не мог в одно время служить обеим страстям.Кто, занимаясь каким-либо делом, продолжает его и тогда, когда настал час молитвы, тот бывает поруган бесами; ибо то и намерение у сих воров, чтобы одним временем похищать у нас другое.»

Особое внимание святой Иоанн Лествичник уделяет действию бесов во время сновидений, говоря о том, что «бесы тщеславия — пророки в снах»: хотя они ничего не знают о будущем, они могут из некоторых обстоятельств заключить о будущих событиях и предсказать их нам, чтобы, когда предсказанное исполнилось, мы возомнили о себе как о провидцах. Например, видя, что кто-нибудь умирает, бес предсказывает это легковерным во сне. По словам Лествичника, «кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом». Бесы могут преображаться в Ангелов света или в образ мучеников и представать нам во сне, как будто мы к ним приходим, а по пробуждении исполнять нас радостью и превозношением. «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр», заключает Лествичник.

В сочинениях святого Симеона Нового Богослова имеются многочисленные рассказы о бесовских искушениях и рассуждения о природе и действиях диавола. Причиной грехопадения диавола и демонов святой Симеон называет самомнение и превозношение. Ангелы, говорит он, обогатились «еще большим познанием и страхом, когда они увидели падение сатаны и прельщенных вместе с ним через самомнение. Ибо те, которые забыли Ее (Причину всего, то есть Бога), пали, порабощенные превозношением». После падения диавол и ангелы его утратили свою светоносность и очутились во тьме: «Этот вождь, павший из-за лишения света, тотчас оказался во тьме, и находится во тьме вместе со всеми, упавшими с неба вместе с ним, и царствует… над содержащимися в ней демонами…»

С тех пор началась непримиримая вражда между диаволом и человеком на нашей планете, и диавол использовал все доступные ему средства для того, чтобы как можно больше людей совратить в свой образ жизни. Диавол приобрел большую власть над миром. Святой Симеон называет диавола «начальником тьмы», который «господствует над землей своею злобой, царствует над всеми водами морскими и играет миром, как бы кто играл маленькой птичкой». Борьба человека с диаволом не прерывается ни на секунду и происходит сейчас, без Православной Церкви человеку не победить смерть или диавола. Когда иудеи овладевали землей Обетования, святой пророк Моисей предупреждал их: «Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор. 9:5) То есть: ты не свят еще; у тебя есть много грехов и нравственных немощей. Но они хуже. Они нечестивы и отвратительны. Поэтому ты победишь, впрочем, не сам, но силою Моею. Не гордись, вот это первейшее правило для православных прихожан наших на сегодня.

Единственный правильный ответ о зле дает нам Православная Церковь. Необходимо помнить нашим прихожанам, что зло не существует как некое особое бытие или сущность; есть злые существа (злые духи или бесы, их поклонники, — злые люди), но нет зла самого по себе. Суть же зла состоит в разрыве с Богом; этот разрыв есть акт свободы (у бесов и у людей), примером таким ранее послужила безбожная Россия. Зло впервые возникло (т. е. появились злые существа) в ангельском мире; один из высших ангелов (Денница), обладая свободой и той силой, которую Господь дал ангелам, захотел отделиться от Бога, т. е. начал бунт. Денница (диавол) увлек других ангелов (бесов). До времени Господь попускает их существование. Не имея плоти, т. е. будучи чисто духовными существами, злые ангелы (сатана и его служители) не смогли замутить все бытийное пространство, но когда Господь создал человека, имеющего плоть и одаренного, с другой стороны, свободой, перед злыми духами открылась возможность соблазнять людей и уже через людей внести расстройство в природу планеты. О поврежденности природы вследствие того, что прародители, согрешив, утеряли свое царственное положение, и мир остался без Царя, каким должен был быть Человек, каким он и был, о чем говорится во 2-й главе книги Бытия. Господь запретил первым людям вкушать от Древа Познания Добра и Зла, но Он не закрыл пути познания вообще, а только закрыл пути познания добра и зла; поскольку зло могло состоять лишь в разрыве с Богом, Бог закрыл самый путь для этого. Мысль о разрыве с Богом и не возникала у самих людей, — их соблазнил сатана, предложивший не следовать указаниям Бога, или разорвать с Ним связь. Свобода, дарованная людям, открывала возможность для этого, — и в этом объективная причина, что люди вступили на путь зла. Поступив вопреки прямому повелению Господа, люди тем самым нарушили свою сыновнюю связь с Ним, вследствие чего утеряли свое царственное положение в мире. Господь предупреждал Адама, что если он вкусит плод от познания добра и зла, то смертью умрет (Быт. ст. 17). И действительно, разорвав с Богом связь, люди утеряли свое бессмертие в Боге, и смерть вошла в их природу. Этим природа человеческая оторвалась от прямой связи с Богом; как говорит святой апостол Павел (Римл. 5: 12), «одним человеком грех (т. е. разрыв с Богом) вошел в мир и грехом смерть». Изменилась человеческая природа и ослабела; в ней остались ее дары, образ Божий и дар свободы остались в ней, но природа человека стала «удобопревратной», т. е. она стала подвержена соблазнам. Как говорит апостол Павел: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… уж не я делаю, но живущий во мне грех. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного», (Римл. 7: 15-23).

В этих словах святого Апостола Павла дано яркое описание того, что мы видим сейчас вокруг себя; в человеке, кроме образа Божьего, через который всегда действует Божий Промысел и дает силу нашей душе, т. е. уму, сердцу, совести, — действует противоположный образ сатаны, о котором говорится, что во гресех родила каждого мати моя, так называемая греховность человека. Теперь уже навсегда закрылся перед людьми рай, теперь только «употребляющие усилие восхищают Царство Божие» (Матф. 11: 12), ибо «невозможно не придти соблазнам», сказал Господь (Луки 17: 1).

То, что грех вошел в человеческую природу, и в ней образовался так называемый центр греховности, есть следствие изменения в человеческой природе от истории греха прародителей. Это есть так называемый «первородный грех»; начало греховности, создающее возможность соблазнов (со стороны сатаны, бесов и его служителей), не зависит уже только от нашей воли, так как это начало греховности вошло в нашу природу с кровью от родителей. Однако от каждого из нас зависит, поддаваться или не поддаваться соблазнам и жизнь человека и есть борьба за добро, за жизнь в Боге. Совокупность всего того труда, который нам приходится нести в этой борьбе, составляет содержание церковного устава, традиций национальных церквей и православной аскетики, так называемых «упражнений», — в первую очередь употребление Святых Даров, молитвы и поста, богослужений, определенных церковным уставом для разных людей. Восстановление связи с Богом, так называемое Богообщение и есть участие, и тем более Святое Причастие, во время Божественной Литургии в храме, как части Православной Церкви, которую нам дал Ее Глава, — Господь Иисус Христос.

Синод. Нью-Йорк. 2013

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924