О последних событиях в церковной жизни. Игумен Кирилл (Сахаров)1 min read

Часть 1

Интервью газете «Берсеневские страницы» …

Игумен Кирилл (Сахаров)Корр.: Отец Кирилл, бурлит интернет, происходит массовое брожение среди мирян. Уже несколько священников публично выступили с критикой грядущего Собора, выражали тревогу в связи со встречей в Гаване. Удивляет молчание с вашей стороны. Что сейчас Вас заботит?

Иг. Кирилл: Проблемы глубинки — пьянство, вымирание. Разрушающиеся сельские храмы.

Корр.: А вот если произойдёт непоправимое — деформация веры. Какой тогда смысл заниматься всем этим? Как Вы думаете, что движет теми, кто стремится к сближению с католиками?

Иг. Кирилл: Бывает так, что какая-нибудь идея захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня, например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками — это триумф христианства.

Корр.: А разве плохо, если наступит единение христиан?

Иг. Кирилл: Безусловно хорошо, но каким путем? Через отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на существенные отступления, которые теперь называют «богословскими тонкостями»?

Корр.: Что Вы имеете ввиду под «существенными отступлениями»?

Иг. Кирилл: Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский, говорит, что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются еретическими и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.

Корр.: Наверное католикам будет сложно что-то изъять из своего кредо?

Иг. Кирилл: Пусть добавят после изъятия филиокве слово «Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в древнейшем варианте текста Символа веры и тогда баланс сохранится.

Корр.: А чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве?

Иг. Кирилл: Хотели, как это часто бывает, как лучше, а получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада, блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат христианства — догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые теологумены, а на известный принцип — «согласие отцов». Неприемлемо, когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына» (преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительства нашего спасения.

Корр.: Как вы думаете, что движет Предстоятелем нашей Церкви? Нужна ли была его встреча с папой?

Иг. Кирилл: Не надо упрощать — вызывает смущение не сам факт встречи, а то что она произошла, например, без предварительного соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения, сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он: «Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку: «Крестить не получится, так как жена не согласна».

Корр.: Получается недоверие к Патриарху…

Иг. Кирилл: Доверяем, уважаем, любим. Яркая личность, харизматический лидер. Ещё больше будем доверять, если уровень соборности будет повышаться.

Корр.: А чем объяснить такие действия Патриарха — «только пять человек знало о встрече» и т.п.?

Иг. Кирилл: Наверное повлиял пример его учителя митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.

Корр.: А вы с католиками соприкасались?

Иг. Кирилл: Да, и много раз. Ещё в советское время во время посещения Львова и Прибалтики — бывал здесь в католических семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно — сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось как он говорил о том, что во время выступления папы некоторые епископы дремали.

Корр.: Вы находитесь в жестких рамках как клирик РПЦ?

Иг. Кирилл: Грех жаловаться. Вне Москвы сложнее — не раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём житье-бытье. В Москве, я по крайней мере, не чувствую никакой «крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось достичь гармоничного сочетания эффективного администрирования со свободой человеческой личности. Никто меня за шиворот не хватал и на ковер не вызывал. Иногда, правда, напрягают звонки, из викариатства, например. Думаешь: ну вот сейчас получишь по башке, но нет — вежливо попросят представить какую-нибудь справку. Так что жить можно вполне спокойно и уверенно, деньжат бы только побольше для покрытия расходов, особенно на коммуналку.

Часть 2

Корр: О. Кирилл, идет вал критических публикаций по отношению к католицизму. Неужели нельзя сказать ничего положительного?

Иг. Кирилл: Не только можно, но и нужно.

Корр: У Вас были встречи с католиками, которые запомнились?

Иг. Кирилл: Я не припомню ни одного эксцесса, ни одного грубого выпада с их стороны. В Прибалтике общался и с их епископами, священниками, семинаристами и простыми прихожанами. В целом, впечатление было положительным. Особенно запомнились три встречи: с о. Игнатием — католическим иеромонахом из Польши (запомнилось, как он возмущался разгулом порнографии в Европе), и с ксендзами в Карловых Варах и в Молдавии. Что касается вероучительных моментов. В предыдущем интервью я говорил о филиокве (по лат. и «от Сына» — добавление в католическом Символе веры, там где говорится об исхождении Духа Святаго). Справедливости ради нужно отметить, что еще при папе Иоанне Павле II неоднократно имели место случаи чтения Символа веры без филиокве, а у униатов в последние десятилетия вообще обозначилась тенденция к отказу от этой прибавки. Папа Пий XI (1922-1939 гг) издал энциклику «Мистическое Тело», где развивал учение о Церкви как о мистическом Теле Христовом. Безусловно, этот документ имеет большое значение, т.к. здесь обозначился отход от католической традиции, согласно которой Церковь прежде всего институт. С другой стороны, христианскую совесть смущает то, что культ почитания Девы Марии доведен в католичестве до неестественных размеров. На Втором Ватиканском Соборе Дева Мария была названа соискупительницей нашего спасения. Интересно рассуждение протоиерея Михаила Мудьюгина (впоследствии архиепископа) о природе такого почитания Богородицы в католичестве (см. его статью «Православная трактовка развития римо-католической мариологии за последнее столетие»).

Корр: В первом интервью Вы говорили, что вызывает смущение не сам факт встречи патриарха с папой, а то, что об этом не было предварительного обсуждения. Вы имеете в виду широкую общецерковную дискуссию? Представляете, во что это выльется?

Иг. Кирилл: Отец Андрей Ткачев в своем выступлении перед студентами Сретенской семинарии, как всегда ярко, об этом говорил. Но для меня убедительно лишь отчасти. Хорошо, согласимся с ним, что не надо широко обсуждать. Ну, а на Архиерейском Соборе накануне встречи об этом можно было сказать, рассмотреть проект совместной Декларации? Если уж и архиереи некомпетентны, а только те, посвященные в планы встречи, таинственные пять человек — ну, не знаю… Конечно, в Уставе не прописано, что о встрече с папой непременно должен быть предварительный проговор на Архиерейском Соборе. Но, с другой стороны, такое эпохальное событие как «встреча тысячелетия», вряд ли может быть предметом только личного усмотрения. В этой связи вспоминается 34-е Апостольское правило, которое гласит, что первый епископ все должен делать, советуясь с другими епископами, а они в свою очередь ничего да не делают без совета с первым епископом.

Корр: Не получится ли другая крайность, если каждый шаг регламентировать?

Иг. Кирилл: У себя на приходе я рассказываю прихожанам о всех своих встречах, размышлениях, планах. Один старообрядец, критикуя меня, тем не менее отдал должное: «Надо же, в своих публикациях он обо всем рассказывает, ничего не скрывает». Такая тотальная прозрачность как-то меня стала тяготить. «Что за дела, никакой личной жизни!» — ворчал я. И вот, несколько лет назад, взяв благословение у духовника, решил я несколько дней в период отпуска провести в Карелии (об этой поездке я подробно рассказываю в своих «Воспоминаниях»). Собрали меня, проводили на вокзал и ахнули — вопреки обыкновению настоятель решил ехать сам, без привычной свиты — команды сопровождения. Возвращаюсь обратно и вижу, что некоторые прихожане — туча тучей, смотрят недоверчиво, разговаривают сквозь зубы. Выяснилось, что были недовольны непривычным форматом моей поездки — непонятно где был, с кем встречался, чем занимался. Я вспыхнул, но крыть было нечем — сам создал такую систему и люди к ней привыкли. Вывод напрашивается такой: надо стремиться к гармоничной, сбалансированной модели сочетания открытости с разумной закрытостью.

Корр: Что впереди? Где тот рубеж, за который переход невозможен, что это для Вас?

Иг. Кирилл: Этим рубиконом мог быть календарный вопрос — хорошо, что он не будет рассматриваться на Всеправославном Соборе. И еще я всегда говорил, что никогда не соглашусь совершать таинство крещения иначе, чем только через полное погружение. Я испытал стресс, когда услышал от одного собрата такие слова: «Никто не отсидится в стороне, не спрячет в кармане подрясника комбинацию из трех пальцев — меня, мол, не касается, это ваши дела, смотрите сами. С каждого потребуют подпись в согласии с принятыми решениями». Ну, тогда не знаю… Тем более, если начнут поминать папу в диптихе Предстоятелей Православных Церквей, как это делает Константинополь уже несколько десятилетий. В любом случае горячку пороть не буду, в конце концов есть духовник. Чувствую, что впереди будут безсонные ночи и долгие воздыхания.

Корр: Ну Вы же понимаете, что можете потерять храм. Трех лаврских старцев удалили в скит, лишив благословения принимать посетителей, а что уж говорить о каком-то настоятеле храма.

Иг. Кирилл: То, что Вы сказали, для меня очень болезненно, ведь на Берсеневке, где я служу четверть века, каждый метр полит потом и кровью. Трудно представить, что будет, если произойдет то, о чем Вы говорите. Наверно, я не сопьюсь, хотя бы потому, что с детства страдаю болезнью желудка. Но и в деревне «на печи», «без права ношения духовного платья», долго не усижу. Когда я провалился с защитой кандидатской работы по окончании Духовной академии (у профессора Осипова по кафедре Основного Богословия), то со слезами на глазах в прострации несколько дней бродил по лесу. Потом пришел в себя, мобилизовался и, написав новую работу, успешно защитился (у о. Иоанна Экономцева по кафедре Истории Балканских Церквей). Помню, как после очередной операции, сидели вокруг моего бездыханного тела грустные прихожане. Уныло опустив головы, тихо переговаривались. Каково же было их удивление, когда придя в очередной раз, они увидели бодрого игумена, который затребовал рясу, поручил заказать машину и запросил отчет о текущих делах. В детстве меня звали «тихоней», но, в принципе, я непоседа, человек увлекающийся. Было бы хорошо, чтобы не было бы сделано никаких опрометчивых шагов, о которых потом пришлось бы горько сожалеть.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

2 комментария на “О последних событиях в церковной жизни. Игумен Кирилл (Сахаров)1 min read

  • Игорь:

    Спасибо доброму па пастырю.

  • Елена Гурьева:

    Это ужасно. Как же можно искать в католичестве что-либо хорошее. Ничего там нет хорошего. Люди могут быть хорошими, искренне заблуждаться. И среди атеистов, и среди мусульман, и других есть много хороших людей. Угодны ли они Богу? Не знаю. Но молиться с ними нельзя. А как относиться к патриарху, который называет братом папу римского, а сам папа называет иудеев своими братьями, причем старшими? Мы-то тогда кто?
    Все это папизм, когда и среди православных распространяют мнение, мол, начальству виднее, они у руля и знают, куда вести корабль, а вы спите спокойно в каютах. Убаюкивают.
    Когда очнутся, будет уже поздно. «Если слепой водит слепого, то оба упадут в яму».

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924