КТО В ЦЕРКВИ – ТОТ В ИСТИНЕ: Комментарий к письму афонских монахов по поводу непоминовения епископов1 min read

Святая Гора Афон, вне времени и вне пространстваВ настоящее время в сети интернет широко распространяется письмо монахов Святой Горы«священникам и монашествующим, прекратившим поминовение Патриарха Московского Кирилла и [своих правящих] епископов Молдавской Православной Церкви», под которым стоит подпись двух насельников Афона без указания их чина: «геронда Савва Лавриот,член совета старцев святого монастыря Великая Лавра» и «геронда Гавриил, келья святого Христодула, святой монастырь Кутлумуш».

Авторы письма выражают безпокойство фактом одобрения Архиерейским собором нашей Церкви проектов документа «Всеправославного собора» на тему экуменизма и браков с еретиками. Вместе с тем они приветствуют разрыв евхаристического общения с утвердившим эти документы епископатом.

В частности, в послании говорится: «Посредством прекращения поминовения, вы надавили на рану, дабы привлечь к ней внимание Преосвященных архиереев, а также и для [последующего] соборного рассмотрения и отторжения вышеупомянутых текстов [проектов документов «Всеправославного собора»], предав анафеме все проявления экуменических учений, которые содержатся лукавым и пристрастным образом в этих текстах, и поэтому они мало заметны глазу, неиспытанному в богословии. Тем, что вы прекратили поминовение, вы не вышли из Церкви и из-под ее послушания, но, напротив, сейчас находитесь в полном послушании Единой Церкви, Церкви Православной, следуя учению Святых Отцов, которые прекратили поминовение Соборов, Патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, проповедовавших чуждое Церкви учение.Поэтому Литургия и остальные святые службы должны исполняться в обычном порядке, потому что дар священнослужения не отдаляется магическим образом от тех, кто исповедует Православие, и никакое извержение не может быть действительным, пока вы стоите в Истине».

Насколько верен такой взгляд на непоминовение иерархов? Действительно ли священники имеют власть совершать Таинства без благословения епископов, которых они считают погрешившими против веры, так что даже наложенные на них архиереями запреты не будут иметь силы?

Мы попросили ответить на эти вопросы иеромонаха Игнатия (Миролюбова).

КОММЕНТАРИЙ ИЕРОМОНАХА ИГНАТИЯ

Согласиться с высказанной двумя монахами Афона позицией однозначно нельзя. С точки зрения священных канонов она ошибочна.

Враг нашего спасения очень лукав, он старается толкнуть человека в погибель под видом добродетели. Но не надо забывать, что во всякой добродетели необходимо рассуждение, которое, по учению Святых Отцов, есть плод смирения. А смирение, в свою очередь, заключается в послушании непреложным правилам нашей Матери-Церкви.

Увы, в своей якобы богоугодной ревности иные люди уподобляются протестантам. Они берут один или два церковных канона, вырывают их из общего контекста, из сонма множества мудрых святоотеческих правил, и таким образом извращают их смысл.

Да, действительно есть каноны, дозволяющие при определенных обстоятельствах прекращать поминовение иерархов, уклонившихся от Православия. Но есть также правила, которые однозначно говорят, что власть судить епископов и выносить определения об их уклонениях имеют только соборы епископов, а никак не священники и уж тем более не простые монахи и миряне.

Пастыри могут священнодействовать только с благословения епископа. Все Таинства они совершают с его разрешения. Поэтому священники, которые прерывает общение со своим архиереем, не могут стать сами для себя епископами и Патриархами, но обязаны подчиняться православным Владыкам.

Слова о том, что «дар священнослужения не отдаляется магическим образом от тех, кто исповедует Православие», к сожалению, свидетельствуют, что авторы письма не знают правил Православной Церкви.

Что это за «магизм»? Получается, любой раскольник может сказать: «Я исповедую истину, поэтому благодать у меня, а не у вас»? Но у нас есть четкие критерии стояния в истине:«Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, и будешь в истине, будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинною будешь преисполнен жизнию. Вне Православной Церкви нет истины» (святитель Феофан Затворник).

Каково же учение Церкви?

Вот лишь некоторые священные каноны, толкования и изречения Святых Отцов по этому вопросу:

39-е Апостольское правило: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни и он воздаст ответ о душах их».

Толкование Зонары: «Пресвитерам и диаконам, состоящим под властию местного епископа, не позволено делать что-либо самим по себе, например, подвергать епитимии и отлучать кого и когда хотят, или разрешать отлучение, или уменьшать или продолжать, ибо это принадлежит архиерейской власти. И если не получат дозволения от епископа, ничего подобного делать им не дозволяется».

Толкование Вальсамона: «Слова: пресвитерам и диаконам без воли епископа ничего не совершать – принимай не в общем смысле, но скажи, что они не имеют права совершать что-либо принадлежащее епископу без воли его <…>. Ибо управление епископскими вещами, говорит правило, и души людей вверены епископу».

57-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает в малых градах и селах поставлять епископов, но периодевтов: а поставленным уже прежде ничего не творити без воли епископа града. Такожде и пресвитерам ничего не творити без воли епископа».

Толкование Зонары: «Архиерейский сан досточтим; <…> и пресвитры, по словам правила, ничего не должны делать без ведома своего епсикопа».

Толкование Властаря: «Если хорепископы, имеющие большие преимущества в сравнении с пресвитерами, не могли подавать ни отпущения грехов, ни благодати Святаго Духа, – то тем более пресвитеры не могут принимать помыслов, ни решить и вязать грехи, если не получат сию власть от епископа».

Номоканон при Большом Требнике: «Аще кто без повеления местного епископа дерзнет приимати помышления и Исповеди, сицевый по правилом казнь примет, яко преступник Божественных правил, ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася – не исповедании суть, и елицех связа или разреши – не исправлении суть».

Славянская Кормчая: «А к нейже церкви поставлен еси, не остави ея во вся дни живота твоего, разве великия нужи и по совету епископа своего где тя благословит; а в чужем пределе не служи, не взем от епископа своего грамоты. Без воли его не твори ничтоже».

Священномученик Игнатий Богоносец:«Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают».

«Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа, почтен будет Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу».

Святитель Симеон Солунский: «Собственно архиерей все совершает в Таинствах чрез священников и прочих клириков, рукоположенных им».

«Чрез архиереев и их преемников благодать, как свет, сообщилась всем. Но священники этой (просветительной) благодати не имеют, а могут только совершать Литургию и крестить, и это делают не без архиерейской силы и рукоположения».

Блаженный Иероним Стридонский: «Без помазания и повеления епископского ни пресвитер, ни диакон не имеют права крестити».

Деяния Вселенских Соборов: «Епископы отвечали: „Если бы рассуждения велись законно, то не было бы нужды ни в каких гражданских судьях <…>, что одним епископам вверена Богом власть судить епископов».

«Был введен епископ Амморейский Феодосий, который сказал: „Всесвященные и богочтимые мои Владыки и весь Священный Собор! И я, грешный и достойный сожаления, заблудший раб, много худого говоривший против честных икон, уразумев истину, поняв и познав самого себя, открыто анафематствовал и анафематствую то, чему неразумно учил в этом мире. Прошу и умоляю святое собрание ваше принять и меня, недостойного раба вашего, в общение со всеми христианами». Святейший Патриарх Тарасий сказал: „Почтеннейший Феодосий обнаружил великое сокрушение сердца и достоин принятия»».

«Святый Собор сказал: „Если испытуемые епископы готовы от всей души обратиться, то слава Богу и им; если же они имеют какой-либо злой умысел, то да судит им Бог, как Арию и Несторию и сим подобным <…>». Святейший Патриарх сказал: „Итак, всем угодно принять их?» Святой Собор сказал: „Всем угодно»».

Преподобный Феодор Студит: «Таково положение: если уклонился один из Патриархов, то он должен принимать исправление от равных ему, как говорит божественный Дионисий».

Подготовил Дмитрий Мельников

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “КТО В ЦЕРКВИ – ТОТ В ИСТИНЕ: Комментарий к письму афонских монахов по поводу непоминовения епископов1 min read

  • Алекс:

    Епископом остается тот кто не в ереси. Если же Епископат принял ересь экуменизма То он этим самым отпал от Церкви.
    «Чтобы православные получили право разорвать общение с еретиками, необходимо, чтобы сначала ересь была осуждена Вселенским Собором

    Ответ: Нет необходимости непосредственно опровергать это утверждение, поскольку о. Василий сам далее от него отказывается, когда пишет, что и осуждения на поместном соборе достаточно для того, чтобы прервать отношения с еретиками. Он заходит и дальше, признавая, что в некоторых случаях общение с еретиками бывало прервано и до какого-либо соборного осуждения, и соглашается, что это позволительно именно в силу 15-го правила Двукратного Собора. Тем не менее, эти свои противоречия он извиняет тем, что якобы “ни святые каноны, ни Святые Отцы не говорят о необходимости православным выходить из церковного общения с еретиками до соборного решения”. На это утверждение мы вскоре ответим.

    Из вышесказанного ясно, что, не стесняясь клеймить православных как раскольников в ответ на разрыв общения с экуменическими епископами до того, как эти епископы соборно осуждены, о. Василий, тем не менее, плохо представляет себе, в каких же все-таки случаях подобный разрыв был бы оправдан. Он признает, что в прошлом православные справедливо прерывали общение с еретиками в условиях, очень похожих на нынешние. Однако за современными православными он такого права уже не признает.

    15-е правило Двукратного Собора прославляет тех, кто разрывает общение с еретиками. Таким образом, совершенно понятно, что такие люди поступают правильно, а не преступно; наоборот, преступно осуждать их за следование прямым и недвусмысленным указаниям канонов и Святых Отцов. У Церкви в таких вопросах есть два основных выразительных средства: прославление и поношение. Церковь восхваляет тех, кто ведет Ее детей к Богу, и гневно обличает тех, кто уводит их от Бога. Ее одобрение тех, кто отгораживается от еретических епископов является серьезным доказательством того, что позиция старостильников солидарна со Святой Традицией.

    Даже при беглом прочтении 15-го правила становится совершенно очевидно, что православным позволяется отделяться от епископа, проповедующего ересь. Отсюда следует, что как только епископ начинает открыто учить ереси, немедленный разрыв общения с ним будет автоматически оправдан. И тут мы подходим к центральному вопросу. На самом деле, позиция Православной Церкви здесь гораздо строже: отделяться от еретических епископов не просто похвально, а абсолютно необходимо.

    Тщательное прочтение показывает, что Правило требует именно этого, потому что иерархи, распространяющие ересь, называются там “лжеепископами” и “лжеучителями”. Такая терминология может значить только одно – что именно эти епископы “раскалывают” Церковь; что это они отпали от Церкви. И по этой причине они уже не епископы, а “лжеепископы”, епископы только по названию. Проще говоря, если бы они были истинными и православными епископами, то они не были бы “лжеепископами”. То, что канон использует столь сильные и откровенные выражения, не оставляет православным никакого другого выбора, кроме как отделиться от еретических “епископов”. Ведь для того, чтобы быть частью Церкви, надо и находиться под епископами, которые являются частью Церкви.

    Это духовно губительно – находиться в общении с епископом, искажающим слова истины. Епископ должен учить людей истине и вести их ко Христу. А если епископ учит лжи, то он уводит людей прочь от Христа. Епископ – образ Христа, и именно православный епископ учит людей тому, чему учил их Христос. Призывы к поддержанию общения с еретическим епископом лишь по той причине, что его пока еще не осудил собор, абсурдны и преступны, поскольку они искажают и даже сводят на нет самый смысл церковной иерархии. Личная праведность мирян никак не исправляет инославность епископа; наоборот, искажение веры епископом оскверняет мирян. На практике мы убеждаемся в том, что именно это и происходит в экуменических церквях, где миряне настолько пропитаны экуменической пропагандой, что большинство из них уже вообще не имеет никакого представления о том, чему на самом деле учит Церковь. Но даже там, где этот процесс не столь открыт и не успел зайти так далеко, уже сам факт того, что миряне принимают этих лжеепископов, неизбежно означает, что они молчаливо принимают и закрывают глаза на искажения веры, чинимые их епископами.

    Именно про это пишет Св. Киприан Карфагенский:

    «Мы видим, что при таких пороках не только вожди и учителя, но и все те, кто принимают участие, подпадают под наказание, если только они не отделятся от общения с порочными; как и Господь повелевает Моисею, говоря: “И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их” (Числа 16:26) И чем Господь грозил, то Он и исполнил, так что каждый, кто не отделился от Корея, Дафана и Авирона, понес наказание за свое нечестивое общение. Сим примером показано и доказано, что каждый получит и вину, и наказание за нечестивое и злое общение с раскольниками, и противление священникам и предстоятелям… все, запятнанные преступлениями своих вождей, пребудут вместе с ними и в наказании.» (Письмо к Магну о крещении новациан, Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского. М., 1999. С. 645).

    Рассмотрим также некоторые из бесчисленных сложностей, которые возникают, если мы считаем разрыв общения с еретиками возможным, но не строго обязательным. Бок о бок, но без общения друг с другом, будут существовать две группы, одна возглавляемая православными епископами, и другая – еретиками. Которая из них является Единой, Святой и Вселенской Церковью? Если обе, то не лучше ли им было бы находиться в общении? Но это значило бы, что православным пришлось бы находиться в общении с еретиками, хотя мы только что убедились, что каноны прославляют православных именно за разрыв отношений с еретиками. Опять же, если еретические епископы являются действительно православными в силу того, что их еще не осудили на Соборе, то как же можно прерывать общение с ними, как это делали святые? И как же группа, возглавляемая упорствующими еретиками, может быть Церковью, если Апостол учит нас, что Церковь есть “столп и утверждение истины”?

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924