Синодик Недели Православия – точный выразитель веры и сознания Церкви1 min read

Митрополит Пирейский СерафимДействительно воссиял «день, преисполненный радости и веселия», Неделя Православия. Радость нас Православных состоит в том факте, что сегодня наша Православная Церковь избежала опасности совращения, то есть ересей с Востока, иудейских и исламских влияний. Известно, что ересь иконоборчества имело свои корни в исламе и иудаизме, которые являются религиями без изображений, не имеют икон. Иконоборцы стремились  обратить всю свою ярость против священных икон в нашей вере, святом Православии. Однако наши Святые Отцы, ведущие борьбу против христиан обвинителей иконоборцев, предотвратили эту ересь, а тем самым удалось избежать совращения Православия, то есть, чтобы нас совратил Восток, мусульмане и евреи.

Радость нас Православных вполне оправдана также и по той причине, что сегодня подтверждается тот факт, что лжи не удалось захватить господство, и она не смогла окончательно доминировать над истиной догматов нашей веры. Так что если даже Православная Церковь на протяжении длительного периода времени подвергалась уничижению и подвергается, как это случалось в древности, в 8 и 9 веках из-за ереси иконоборчества, так это происходит и сегодня, в 20 и 21 веках из-за всереси синкретического межхристианского и  межрелигиозного экуменизма. Однако всегда свершается радостная победа истиннейших догматов веры, и Православная Церковь Христова продолжает сиять и светить светом Истины.

Цель установления праздника Недели Православия епископами исповедниками и монахами того времени, как нам об этом говорит Синаксарь[2] праздника, состояла в том, чтобы поименно провозгласить и восхвалить благочестивых и православных и в то время как нечестивых и злочестивых осудить и их поименно анафематствовать. Это  конечно же делается не по злобе, пристрастию и ненависти по отношению к еретикам, но из педагогических и пастырских соображений и любви; дабы еретики, перечисленные, покаялись и отвергли бы свое заблуждение, дабы сохранить главным образом остальных верующих от совращения в заблуждение. Наши Святые Отцы обладали действительной и искренней любовью, но не ложным миром и ложной любовью экуменистов, которые раздражаются  анафемами и являют себя тем самым якобы «лучшими», чем Святые Отцы, которые по любви порицают и наставляют.[3]

Это провозвестие и похвалу благочестивых и Православных от единой Церкви, и осуждения через анафематизмы на нечестивых, злочестивых и еретиков мы находим в качестве особой поддержки в уникальном документе исповедания Православной веры, который именуется «Синодик Святого VII Вселенского собора о Православии», выдержка из которого читается во время ектений со святыми и священными иконами сегодня, в Неделю Православия.

Однако, что такое Синодик Православия?

Говоря Синодик[4], мы подразумеваем под этим определение Собора Православной Церкви и главным образом Вселенского собора, в котором содержатся кроме канонов относящихся к церковной жизни и богословские истины, которые устанавливают границы веры, то есть догматы Церкви Христовой., и они выносят осуждение ересям как в отношении испорченности их учения, так и в отношении имени еретиков, которые сотрясают Церковь неправильным пониманием и искажением содержания Священного Писания и Священного Предания, но и главным образом жизни Церкви.

Синодик Православия содержится в богослужебной книге нашей Церкви, которая именуется Триодь.[5] В самой главной части ее имеются решения известного Константинопольского собора в отношении всех ересей, но в особенности против иконоборчества.[6]

Вполне вероятно, что первоначальный вид Синодика был составлен Патриархом Мефодием. Первый раз он был прочитан во время  всенощной службы и окончательного восстановления почитания икон, честного поклонения им и процессии со священными иконами благодаря императрице Феодоре, события, которое в то время совершалось в 1-й Воскресный день Поста (11-3-843года). Поэтому  этот день и был назван Неделя Православия.[7]

В  последствии добавления и вставки в Синодик Православия делались в разные периоды истории, в соответствии с совершаемой Церковью борьбой против ересей, которые появлялись после иконоборчества и вплоть до движения Исихазма в конце 14 столетия.

Во введении Синодика говорится о зиме, которая обрушилась на Церковь, под которой вполне ясно мыслится ересь иконоборчества, о которой сообщается как о «зле». Кроме того сообщается об именах великих Патриархов, которые стали защитниками истины а в дальнейшем наша Церковь провозглашает об их святости: «Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.., Игнатия, Фотия, Стефана, Антония и Николая». Параллельно сообщается и об именах других архиереев, иеромонахов и монахов, о таких как преподобные Феодор Студит и Симеон Столпник, которые вели борьбу совместно и они стали исповедниками Веры, внося свой вклад для созыва VIIСвятого и Вселенского собора императрицей Ириной, которая в конце Синодика поминается вместе со всеми православными царями, бывшими поборниками почитания священных икон, где также имеется сообщение и о том, что она приняла монашескую схиму.

В Синодике особенно поминаются те цари, как и епископы, которые внесли свой вклад для раскрытия истины Церкви, не только в период иконоборчества, но и во время так называемых Исихастских споров. Среди которых первенствующее место занимает святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, зритель нетварного Света и проповедник нетварной Божественной благодати.

В Синодик также включаются имена различных ересиархов, которые предшествовали иконоборчеству, а также и всех иных последующих еретиков: «Арию первому богоборцу и мначальнику ересей.., богонимому Несторию.., Диоскору Патриарху Александрийскому и Севиру нечествующему.., всех евтихианитам и монофелитам и яковитам и Артизивуритам и просто всем еретикам, Анафема».

Это сообщение о всех именах вышеназванных еретиков, также как и ересей, появление которых не имеет непосредственного отношения к иконоборчеству, не случайно. История Церкви противоборствует ересям в целом, а не частично. Всякая новая ересь в действительности является неким отличительным изложением и декламацией некой одной и единственной ереси и ошибочного учения, то есть  неверного понимания события вочеловечения Сына Божия. История нашей Церкви убеждает в том, что все ереси имеют в качестве своего начала ересь отрицания вочеловечения Бога и являются ее продолжением. Поэтому то Синодик с предельной ясностью отделяет Истину от лжи, Веры от неверия и Богословия от человеческой философии.

Что же касается богословия священных икон, Синодик возвещает, что почитание их является следствием воплощения. Напротив того, отказ от почитания священных изображений-икон влечет за собой действительное отрицание спасения.

Но Синодик, хотя он и касается защиты священных икон, он далее затрагивает вопрос соединения двух природ во Христе, Божественной Евхаристии, священных Таинств, говорит преимущественно о Богопоклонении и о Воскресении, то есть тех истин веры, которые стремились извратить различные еретики, которые и называются.

В завершении, он излагает с предельной ясностью в «главах против Варлаама и Акиндина» богословие нашей Православной Церкви о нетварных Божественных энергиях, которым причастен человек и которые отличаются от Божественной сущности, которую он именует «неприступной и несмесной»(ἄληπτον καί ἀμέθεκτον), в то время как он говорит и о Божественной Свете Преображения, называя его «нетварной и природной благодатью и воссиянием и энергией, из которой проявляется божественная сущность ».

Сообщения Синодика произносятся при восклицаниях клира и народа, каковыми являются ублажение благочестивых царей, патриархов, клириков и мирян поименно с провозглашением «вечная память», но и анафематизмов еретикам с провозлашением «анафема».

Но что такое анафема?

Святой Никодим Святогорец сообщает, что анафема произноситься тому, кто отделяется от Бога и Церкви христиан, и предается дьяволу. Никто не может дерзать на общение с таким человеком и на совместное с ним причащение, тем, который разделился с Богом и с Церковью и предан дьяволу через анафему, но и все верующие отделены от него.[8] Во всяком случае, анафема отделяет и отрывает человека от Христа.

Святой Тарасий, патриарх Константинопольский в своем защитительном слове VII Вселенского собора говорит: «Страшное слово анафема, поскольку оно удаляет от Бога, соделывает человека отлученным от царствия небесного и ввергает его во тьму внешнюю».[9]

Апостол Павел говорит: «кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет анафема»[10]. Все те, кто проводит жизнь вне апостольского учения и предания божественного Павла, которое конечно же является и преданием Самого Христа, они не любят Господа в истине. Те, которые не любят истину, на тех лежит анафема, то есть они разделены с Богом.[11]

Термин анафема появляется у апостола Павла, и в послании к Галатам в отношении тех, которые проповедуют не так как передано: «Но если даже бы мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам  не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».[12]

Церковные анафематизмы не являются выражением гнева или проклятием или оскорбительным словом, но торжественным заявлением о том, что анафематствуемые не принадлежат к Телу Церкви, а народ Божий призывается  к возношению о них молитвы и не смешиваться с преданным анафеме, дабы не погибло здравое учение, без которого не существует спасения. Следовательно, анафемы в особенности в наше время стирания этнических и национальных различий и синкретизма, являются  исключительно оборонительным механизмом и способом педагогии для спасения истинного Православного самосознания…»[13]Анафемы являются пастырской мерой проявления любви и сохранения Православного самосознания и истины. Святые Отцы, когда на Соборах предавались анафеме еретики, делали это не из ненависти к ним, но с болью в душе их отрывали, «как неизлечимо больных», от Тела Церкви, точно также как и хирург отрезает сгнившую и мертвую часть тела для того, чтобы и остальному телу не передалась заражение. Следовательно, анафемы мы произносим главным образом тогда, когда есть ересь. Анафематствование это отделение, отрезание от всего Тела Церкви из-за недоброжелательности к нему. Поэтому то ересь является разрывом Богочеловеческого общения в общем Теле Церкви и по этой то, несомненно, причине она осуждается и анафематствуется Вселенскими Соборами.

Очень часто, когда говорится об этих вещах, но и когда читаются – если читаются только – анафемы Недели Православия, то весьма безразличные люди возражают и говорят: «Э, мы когда теперь живем? В средневековье? Разве можно говорить об анафематизмах и отлучение? Это те вещи, которые не подходят Церкви». К сожалению, влиянию этого образа мышления подверглись многие. То есть они считают, что Церковь является постоянно и только любовью. Однако такие люди являются несведущими. Они не поняли, что такое Православие и не постигли того, что Тело является возлюбленным. Если бы не существовало бы этой любви Божией, которая «обильно излилась в сердцах наших»[14], тогда бы отсутствие любви означало бы совершение отступления, апостасии. Поэтому, когда кто-то кого-то очень любит, то он вступает с ним в любовные отношения. Однако когда, свершается отступление, не только эпизодически, но на уровне закона, тогда Церковь это подтверждает неким законным способом, таким, какой выстрадан. Итак, когда Церковь кому-то говорит «анафема», то она ему свидетельствует, совершает некий акт, деяние, заверение о факте, который существует. Однако сегодня это не понимается людьми, потому что ими не живется и у них условия для чистоты, которая многими предается забвению. Церковь является живой реальностью. Когда верующий человек обладает чистотой, тогда он имеет связь с Церковью, ощущает любовь Божию и ее выражает. По причине отсутствия этого жизненного опыта мы сегодня дошли уже до такого знамения, когда говорят, что «анафемы и извержения из сана не имеют сегодня силы. Это изменилось. Мы живет в другую эпоху». Однако человек остается все тот же. Христос однажды для всех людей и всех эпох совершил великое таинство благочестия.. «Иисус Христос вчера и сегодня тот же и во веки».[15] Итак, становится вполне понятно следующее: когда разрываются связи любви, тогда имеется отлучение, с помощью которого Церковь ратифицирует, придает законную силу ранее установившемуся положению.

Все это, что сегодня называют фундаментализмом, для верующих в Церкви является важными знаками, которые упрочивают любовь, определяют и замечают, что  отношения в любви в рамках Церкви не являются чем-то второстепенным и третьесортным, но являются существенными ее компонентами. Эти вещи Церковь высказала с особой силой, когда она захотела высказать нежелание общения с теми, которым она дала заверение в том, что они умерли для любви. Это Тело, к которому и мы является мистическим, возлюбленным. Если не имеется этой связи в любви и этого любовного стремления, который выражается в деятельности,  тогда происходит обман.

Синодик Православия, когда он был написан в первый раз в 843 году святыми отцами VII Вселенского собора, после завершения второй стадии иконоборчества, включал в себя анафемы на всех еретиков, начиная с Ария и до иконоборцев. С 9 века и после, поскольку появились и другие ереси, в особенности парасинагога Папизма, Церковь в 14 столетии сочла нужным дополнить Синодик Православия новыми анафемами, тогда же были добавлены «Главы против Варлаама и Акиндина», которыми предается анафеме в лице Варлаама Калабрийца и Григория Акиндина и ересь Папизма. Исходя из выше приведенной тактики, мы убеждаемся в том, что Синодик Православия является приспособляемым  и что добавление новых анафем было и является обычной тактикой Церкви. Следовательно, не следует осуждать некоторым святых Отцов за то, что якобы они выше Церкви и не проявляют послушание, поскольку добавили анафемы.

Впрочем, Синодик Православия также говорит в одном из своих положений «всем еретикам , анафема»[16], анафема всем еретикам, и древним и новым, современным, тем, которые существовали, существуют и будут существовать вплоть до кончины века. Выше упомянутая тактика не является ни образцом, ни новшеством, ни чем-то первоочередным, что превышает Соборы и Церковь, но обычным смиренным следованием обычной Церковной тактики, и сохранением чина имеющегося в богослужебной книге Триодь, которая конечно же имеет свою силу вплоть до сего дня. Пастырская цель и намерение в провозглашении анафем двойная: одна – покаяние анафематствуемых, а другая – сохранение паствы от ересей, древних и новых, которые лишают людей спасения. Так, не следует Экуменистам торопиться упрекать и обвинять тех, которые благодатью Божией и сообразно человеческим силам, проявляют бдительность и непрестанный интерес к пастве и не дают возможность волкам расхитить и пожрать овец.

Напротив, должны бать осуждены Экуменисты, поскольку они оставляют овец, дабы они стали добычей хищных волков[17], разнообразных еретиков. Пастырская и педагогическая справедливость церковных мер проявляется и в том факте, что Экуменисты не переносят силы анафем, не переносят, избранники, антиеретического и порицающего еретиков учения Святых Отцов, не терпят даже понятия ересь. Поэтому то в 2005 году было отменено чтение анафем соборным определением. Поэтому то они отменяют с помощью метапатристической, неопатристической, эклектической и метаканонической ереси Святых Отцов, которые провозглашают по имени еретиков и их раскрывают. Поэтому они отменили понятие ересь, принимая их в качестве «равноценных, равнозначных и церквей-сестер» современные еретические парасинагоги Папизма и Протестантизма, но и древних, древнюю ересь Монофизитства.[18]

Возлюбленные мои чада.

Синодик Православия является единым текстом, который излагает и выражает кафолическую веру и учение нашей Православной Церкви. То есть он содержит ее наставление, проповедь и о содержании самой ее жизни. Учение сохраняет жизнь Церкви, сообщаем миру об этой жизни, хотя параллельно оно записывает и историческое свидетельство и сознание этой жизни. Поэтому и наша Православная Церковь внесла в богослужение сегодняшнего дня, Недели Православия, Синодик так чтобы он читался при внимании и молитве как священный догматический документ. Аминь.

Многая лета и доброго пути Святой и Великой Четыредесятнице!

С отеческими молитвами

Митрополит

+ Пирейский Серафим

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год


[1] Пастырское послание Преосвященнейшего митрополита Пирейского, Фалирского Серафима на  Неделю Православия 2015 г.

[2] Τριώδιον, ἐκδ. «Φῶς Χ.Ε.Ε.Ν.», Ἀθήνα 2010, σ. 618

[3] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στόν Πειραιά γιορτάσθηκε αὐθεντικά ἡ Κυριακή τῆς Ὀρθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ἰανουάριος-Μάρτιος 2012) 3-4.

[4] Σχ. βλ. ΑΡΧΙΜ. ΦΙΛΟΘΕΟΣ ΘΕΟΧΑΡΗΣ, Τό Συνοδικόν τῆς Ὀρθοδοξίας, Ὁμιλία στόν Κατανυκτικό Ἑσπερινό στήν Φλώρινα τήν Κυριακή 9-3-2014 (Α΄ Νηστειῶν).

[5] Τριώδιον Κατανυκτικόν, ἐκδ. Φῶς ΧΕΕΝ, Ἀθήνα 2001, σσ. 618-635.

[6] Κυριακή τῆς Ὀρθοδοξίας. Μτφρ. Ἠ.Γ.ΠΕΤΡΟΠΟΥΛΟΣ, ἐπιμέλεια-σχόλια ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΣ ΚΟΡΑΚΙΔΗΣ, ἐκδ. Ἁρμός, Ἀθήνα 2006, σ. 11.

[7] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΓΕΩΡΓΙΟΣ ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΣ, Πηγές Ἐκκλησιαστικῆς Ἱστορίας, ἐκδ. Ἀρμός, Ἀθήνα 19982, σ. 118Κυριακή τῆςὈρθοδοξίας. Μτφρ. Ἠ.Γ.ΠΕΤΡΟΠΟΥΛΟΣ, ἐπιμέλεια-σχόλια ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΣ ΚΟΡΑΚΙΔΗΣ, ἐκδ. Ἁρμός, Ἀθήνα 2006, σ. 11.

[8] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Πηδάλιον, σσ. 396-398.

[9] Β΄ Τόμος Συνοδικῶν, σ. 724.

[10] 1 Кор. 16, 22

[11] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Ἑρμηνεία εἰς τάς ΙΔ΄ ἐπιστολάς τοῦ Ἀποστόλου Παύλου, τ. Α΄,ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1989, σ. 697.

[12] Гал. 1, 8

[13] Смотрите соответственно наш документ по вопросу «Διευκρινήσεις γιά τήν Κυριακή τῆς Ὀρθοδοξίας», 14-3-2012, http://www.impantokratoros.gr/64EFF01C.el.aspx

[14] Рим 5, 5

[15] Евр. 13, 8

[16] Τριώδιον, ἐκδ. «Φῶς Χ.Ε.Ε.Ν.», Ἀθήνα 2010, σ. 628.

[17] Деян. 20, 29

[18] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, ἔνθ’ἀνωτ., σ. 5.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924