Диспут: Как православным христианам относиться к встрече папы римского и Патриарха Кирилла?1 min read

О встрече римского Папы и московского ПатриархаПрошло уже больше месяца со встречи Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с папой римским Франциском. В зарубежных и российских СМИ она была охарактеризована как «Встреча тысячелетия», «мост через пропасть», «миллениум спустя – во имя мира» и другими громкими словами. Церковные и политические деятели также дали ей высокую оценку.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) заявил: «На Ближнем Востоке геноцид христианского населения идет по полной программе. И где?! В регионе, где христианство зародилось! Идет физическое уничтожение людей, уничтожение храмов, библиотек, сакральных ценностей – монастырей, мощей, икон. Христианство стоит сейчас перед очень опасной чертой: быть полностью уничтоженным в собственной колыбели. Найти решение этой проблемы – одна из первостепенных целей встречи на Кубе. Это уже начали понимать. Все! Дальше некуда идти! Пришли! По отдельности невозможно. Надо слагать усилия, чтобы остановить это безобразие. Цементировать надо».

Протоиерей Дмитрий Смирнов отметил, что «благодаря масс-медиа весь мир стал целевой аудиторией… Сама ситуация настолько кроваво острая, что каждый христианин и вообще каждый верующий человек, человек доброй воли должен задействовать любой возможный ресурс…».

А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко так прокомментировала это событие: «Встреча глав римской и Русской Церквей – первая в истории. Уже одного этого достаточно, чтобы оценить это событие, как эпохальное. Сегодня перед нами вызовы и угрозы, которые затрагивают социальные, духовные, нравственные основы бытия всего человечества. Это преследование христиан в странах Ближнего Востока и в других регионах, попытки ввергнуть мир в конфликты, войны на религиозной почве, это атаки на институт семьи. Есть и другие, безусловно, проблемы. Все они вызывают тревогу людей, ведь христианские принципы мироощущения лежат в основе европейской цивилизации и культуры –они фундамент того, что мы называем общечеловеческими ценностями. А это значит, что на христианстве, и прежде всего на двух крупнейших в мире Церквях, лежит немалая ответственность – ответственность за духовно-нравственную жизнь людей, за ход событий в целом.И встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска не может не обнадеживать. Она –убедительное свидетельство того, что духовные лидеры осознают свою ответственность. Это знак того, что позиции обеих Церквей в этих вопросах близки и открывают возможность для координации действенных решений».

Справедлива ли такая оценка встречи? Насколько соответствует она действительности? Как православным христианам следует к относиться к этому событию? Эти вопросы мы предложили на обсуждение нашим постоянным читателям, участникам форума.

ДИСПУТ:

сторона «Б»:

Я позитивно оцениваю встречу Святейшего с папой. Действительно, события в Сирии, где боевики ИГИЛ развернули настоящую резню христиан и учинили погром древних памятников архитектуры, требуют срочных мер для того, чтобы предотвратить исчезновение христианства на Ближнем Востоке, откуда оно, фактически распространилось по планете

сторона «А»:

Вы отметили политическую сторону встречи. А православные христиане для формирования своего отношения к тому или иному событию должны в первую очередь выяснить его духовную подоплеку. Для этого необходимо определить, как учит по указанному вопросу Св. Писание, церковное законодательство и Святые Отцы.

Папа римский – еретик, глава еретической конфессии. А св. Ап. Павел пишет: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит 3, 10). Св. Отцы буквально понимают это место. Сщмч. Киприан Карфагенский говорит: «Пусть братья наши решительно уклоняются и избегают бесед с теми, чье «слово, как рак, распространяется» (2 Тим. 2, 17). Апостол ведь говорит: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33), и еще:

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11). Устами Соломона говорит Дух Святой: «Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий» (Притч. 16, 27). И опять же советует: «Огради уши твои тернием и не слушай языка злого». И еще «злодей внимает языкам беззаконным; праведный не обращает внимания на уста лживые» (Притч. 17, 4). Хотя я знаю. что братья наши в Риме, охраняемые вашей предусмотрительностью, и сами, достаточно осторожные и бдительные, не поймаются на удочку еретиков и не поддадутся обману — так крепко запомнили они наставления и заповеди Божии и так велик у них страх Божий, но все же избыток тревоги или любви заставляет меня писать это: не завязывайте с такими людьми никаких сношений, не ешьте вместе с плохими людьми, не разговаривайте с ними; отделимся от них так, как они бежали из Церкви: написано ведь: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17)…». Из этого получается, что Патриарх Кирилл нарушил апостольскую заповедь.

сторона «Б»:

Он никаких богословских диспутов с папой не вел и их совместная Декларация носит более политический, нежели церковный характер. Поэтому думаю, что, если и есть что-то предосудительное во встрече, то большого греха он не содеял. Зато совершил подвиг по спасению миллионов ближневосточных христиан. За его любовь Господь все ему простит

сторона «А»:

Давайте посмотрим с вашей точки зрения. Хорошо, встреча носила более политический характер. Участие в ней папы римского понятно, поскольку Ватикан – это не только религиозный центр католиков, но и маленькое влиятельное теократическое государство, в котором папа не только первосвященник, но и монарх. Патриарх же Московский это первосвященник Русской Православной Церкви, действия которого регулируются церковным законодательством. 6-е правило Св. Апостолов гласит: «Епископ или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений.

А иначе да будет извержен от священного чина». Его дополняет 81-е правило Св. Апостолов: «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди». С канонической точки зрения встреча патриарха с папой для решения мирских проблем также заслуживает строгого осуждения.

сторона «Б»:

Вы неверно толкуете церковное законодательство. Оно не вовсе запрещает встречу с еретиками.

сторона «А»:

Давайте посмотрим, как Святые Отцы толкуют эти каноны. Свт. Никодим (Милош) в объяснение 6-го апостольского правила пишет: «Правило это выражает в виде законного предписания мысль апостола Павла, высказанную им во втором послании к Тимофею (2:4), а именно, что ни один воин Христов, каковым является духовное лицо, не должен заниматься никакими мирскими делами, не согласующимися с его духовным званием, и вообще с его духовной службой в церкви. Это предписание выражено и в Апостольских постановлениях (II, 6), и возобновляется во многих других правилах, как мы это увидим дальше. Духовное лицо, нарушившее это правило, подвергается извержению из священного сана, как недостойное оного».

В объяснение 81-го правила он пишет: «В 6-м Ап. правиле мы видели основанное на Св. Писании предписание относительно того, что ни одно духовное лицо не должно заниматься делами, не совместимыми с его духовным званием и духовной службой в церкви, а таковыми являются все мирские дела. Данное правило, являясь дополнением 6-го Ап. правила, к упоминаемым в нем мирским делам (κοσμικάς φροντίδας) прибавляет еще народные управления (δημοσίας διοικήσεις, publicas administrationes), заниматься которыми духовным лицам воспрещается под угрозой извержения из священного сана, если бы они и после убеждения прекратить их оставались упорными…».

Затем он приводит объяснение русского канониста арх. Иоанна, который «совершенно справедливо ссылается в толковании этого правила на то, что общественная светская служба вообще не может иметь ничего общего со священнической службой. Светская власть, соединенная со священным саном, ослабила бы его и изменила бы его духовное значение; она принудила бы его, в ущерб его непосредственной задаче и цели, заниматься мирскими делами и земными интересами людей, препятствуя тем полному и свободному развитию духовного влияния, которое духовенство должно простирать на их совесть и на их нравственную жизнь; главное же, что таким образом духовенство совсем удалялось бы от примера, духа и желания самого Божественного Основателя церкви Иисуса Христа, Который не принимал Сам и не допускал Своих учеников принимать на себя какую-либо власть или участвовать в народных государственных делах: «царство Мое несть от мира сего” — отвечал Христос на вопрос о Его царстве (Ин. 18:36).

Та же мысль выражается и этим Ап. правилом, повелевающим духовным лицам заниматься только церковными делами. Православная церковь, верная духу Христа и Апостолов, никогда не позволяла своим пастырям совмещать в своем лице светскую и духовную власть. Насколько неуместно совмещать одному духовному лицу две различные власти — духовную и светскую, настолько же неуместно, чтобы и духовная власть вмешивалась в дела гражданской власти, или же подчиняла себе эти дела. Как духовная власть церкви имеет свое Божественное происхождение и свои священные права, так точно и законная государственная власть в гражданском обществе проистекает от Бога и имеет свои неоспоримые права (Рим. 13:1-2, 4).

В силу этого государственная власть должна быть самостоятельна в своих действиях и ответственна за эти действия перед Богом и законами, подобно тому, как духовная власть свята в своих духовных делах…». Т.о. встреча Патриарха и папы нарушила церковное законодательство.

сторона «Б»:

Мы не имеем права судить Святейшего, который отвечает за свои поступки лишь перед Богом

сторона «А»:

Мы и не судим. Мы формируем свое отношение к данному событию с духовной точки зрения.

сторона «Б»:

Мы не судим, а злословим.

сторона «А»:

Нет, встреча в Гаване — это не нравственная его погрешность, а дело, касающееся сохранения чистоты Православия. В таких же вопросах Св. Отцы дозволяли себе давать оценку действиям иерархии. Преп. Феодор Студит пишет: «Господь бо заповедует не умолчать, когда Вера в опасности. Когда дело касается Веры, никто не может сказать: а я кто такой [чтобы говорить]? Священник ли я или правитель? Никак. Солдат ли? Или земледелец?

Нет, я нищий человек, заботящийся только о хлебе насущном; не мое дело говорить или заботиться об этом. Увы, камни вопиют, а ты молчишь и остаешься безпечным!?». Т.о. мы выяснили, что ни Св. Писание, ни церковное законодательство не одобряют подобных встреч. Осталось выяснить, как на это смотрят Св. Отцы.

У сщмч. Онуфрия (Глаголюка) находим прямой ответ на этот вопрос: «Иметь один фронт с еретиками и раскольниками для православных – это значит смешивать истину с заблуждением, значит оставлять бедных людей без надежного, определенного руководства; в борьбе с невеpием главное значение пpинадлежит не дипломатии, не хитpым иезуитскими пpиемам, котоpые в своей pелигиозной деятельности всегда употpебляют католики, нынешние обновленцы и дpугие еpетики и pаскольники. Почему так? – Потому что в хитpости иезуитские безбожники далеко опеpедили своих учителей – католиков. Hужно удивляться той виртуозности, с какою борется неверие с Пpавославною Цеpковью: пускаются в ход обман и лесть, и насилие, стаpаются пользоваться личными немощами веpующих, чтобы pазлагать внутpи Цеpковь… Наша сила в борьбе с безбожием – истина святого Пpавославия, котоpую не могут поколебать нынешние философские человеческие системы, и благодать Пpесвятаго Духа, о котоpую pазбивается все хитpости человеческого ума и воли. А истина и благодать Божия – только в Цеpкви. И мы сильны, поскольку мы в Цеpкви. А когда мы уйдем из Цеpкви Божией, поpвем с ней общение, тогда – мы откpыты влиянию человеческого невеpия и под его удаpами падем (см.: 1 Петp. 5, 8)».

Т.о. св. Отцы также осуждают эту встречу.

сторона «Б»:

Вы посмотрите, все ведущие иерархи, богословы и священнослужители позитивно оценивают ее, да и практически все СМИ тоже.

сторона «А»:

Это самое и является одним из главных показателей ее неугодности Богу. Средства массовой информации на Западе в один голос заливаются, якобы как это замечательно. Но мы же знаем, что современная Европа и Америка фактически превратилась в новый Содом и Гоморру. Прелюбодеи и прелюбодейцы! – говорит св. Ап. Иаков, – не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Если развратный апостасийный Запад в своих СМИ положительно оценивает встречу, то это и является самым ярким показателем вредности ее для России и для Русского Православия.

Т.о. мы выяснили, что с духовной точки зрения встреча Патриарха Кирилла с папой римским не имеет никаких оснований, а строго осуждается, как Св. Писание, так церковным законодательством и Св. Отцами. Это не встреча тысячелетия, а предательство тысячелетия.

Так и следует православным христианам к ней относиться, только не следует уходить в раскол, а необходимо бороться за Православие внутри Церкви.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “Диспут: Как православным христианам относиться к встрече папы римского и Патриарха Кирилла?1 min read

  • Игорь:

    «все ведущие иерархи, богословы и священнослужители позитивно оценивают ее»
    ведущие куда ?

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924