Замечания к публикации «Кого Старец Иоанн Миронов назвал «клеветниками Патриарха»»1 min read

Валерий Павлович ФилимоновВ ответе священника Аркадия Петровцева Владимиру Николаевичу Осипову содержится ряд грубейших ошибок, искажающих истину. Остановлюсь только на двух основных, непосредственно связанных с моими трудами в области агиографии.

1) В публикации говорится: «Нестандартным было благословение духовника Александро-Невской Лавры преподобного Серафима Вырицкого о поминовении обновленческого митрополита для сохранения Лавры от закрытия».

На самом деле Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра пребывала под игом обновленцев с сентября 1922 года по октябрь 1923 года. В этот период времени духовником обители был архимандрит Сергий (Бирюков), а иеромонах Варнава (Муравьев) — впоследствии преподобный Серафим Вырицкий — нес тогда послушание свечника Лавры. Великую схиму с именем Серафим он принял в конце 1926 года и только после этого был избран духовником братии.

2) Еще одно ошибочное утверждение священника Аркадия: «В те же 20-е годы ревностные защитники митрополита Иосифа (Петровых) от «незаконного» перевода его из Ленинграда предпочли свою сиюминутную правду церковному единству, и образовался «Иосифлянский» раскол».

В конце 20-х и в 30-х годах прошлого века особым гонениям подверглись участники церковного движения во главе с митрополитом Иосифом (Петровых), не принявшие «Декларацию 1927 года» Временного Патриаршего Священного Синода и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти.

В течение длительного времени в церковных кругах митрополита Иосифа (Петровых) и его верных последователей ошибочно причисляли к категории раскольников. К началу ХХI века это суждение подверглось существенному переосмыслению. В документах Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года особо подчеркнуто: «Нельзя ставить в один ряд обновленческую схизму, приобретшую характер откровенного раскола в 1922 году, с одной стороны, и «правую» оппозицию, то есть тех, кто по тем или иным причинам не соглашался с церковной политикой митрополита Сергия — с другой…

В действиях «правых» оппозиционеров, часто называемых «непоминающими», нельзя обнаружить злонамеренных, исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, «правые» группировки состояли из тех епископов и их приверженцев среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного митрополитом Петром Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (потом Патриарха) Сергия — прекращал возношение имени Заместителя за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра — Местоблюстителя Патриаршего Престола».

Таким образом, находясь в молитвенном общении с законным преемником Святейшего Патриарха Тихона — владыкой Петром (Полянским), который, даже пребывая в тюрьмах и ссылках, олицетворял высшую власть в Русской Православной Церкви, «правые» оппозиционеры являлись полноправными членами Церкви, но никак не раскольниками.

На Архиерейском Соборе 2000 года и в последующее время были прославлены в лике святых многие известные деятели движения митрополита Иосифа — величайшие подвижники веры и благочестия: священномученики — архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Виктор (Островидов), епископ Дамаскин (Цедрик), протоиерей Викторин Добронравов, иеромонах Гавриил (Владимиров), мученик профессор Михаил Александрович Новоселов, преподобномученица Мария Гатчинская, а также непоминавшие митрополита Сергия: свящненномученики — митрополит Кирилл (Смирнов), епископ Григорий (Лебедев), епископ Серафим (Звездинский), исповедник епископ Афанасий (Сахаров) и ряд других ярких представителей «правой» оппозиции. С каждым годом увеличивается число официально прославленных Русской Церковью этих защитников истины.

Сам митрополит Иосиф (Петровых) еще в ноябре 1981 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей был причислен к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских как священномученик митрополит Иосиф Петроградский.

Когда изучаешь жития, читаешь духовные творения и письма этих удивительных, необыкновенно светлых людей, в которых подлинно не было никакого лукавства (Ин. 1, 47), невольно на глаза наворачиваются слезы. В их душах жили простая вера и чистота первомучеников христианских. Они явили собой пример истинного подражания Спасителю даже до смерти. Это было особое духовное состояние жертвенности во имя Христово, которое так ярко описал в своих Посланиях священномученик Игнатий Богоносец.

Сегодня эти яркие светильники Православия предстоят в белых одеждах у Престола Божия и особо молятся за нас. Они слышат каждое сердечное воздыхание, видят все наши скорби и немощи. И, конечно, прощают тех, кто по привычке продолжает называть их «раскольниками».

С пожеланиями спасения, русский писатель-агиограф Валерий Филимонов

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924