Каноническое рассмотрение вопроса о поминовении Патриарха и епископов

ереси экуменизмаВ последнее время некоторые люди распространяют мнение, что якобы необходимо прекратить поминовение Патриарха в Божественном тайнодействии, предлагают прервать общение с Московской Патриархией и искать Истину в другом месте.

Ошибка этих несчастных людей прежде всего заключается в том, что они не понимают разницы между обличением и осуждением и берут на себя право судить, на что не имеют власти от Бога.

Пресвитер имеет власть совершать Таинства, но не все. Он, например, не может рукополагать. К тому же он не в силах запретить или лишить сана кого-либо из клириков. Эта власть принадлежит лишь епископам. А потому Святые Отцы IX Поместного Константинопольского Собора (861 г.) рекли в 13-м правиле:

«Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко они мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников рассекать Тело Христово; но и сей его навет совершенно воспрещая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборнаго исследования и рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнутся сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу».

Святые Отцы, ведая лукавство врага спасения рода человеческого, дабы не было истолковано правило указанное как-нибудь превратно, приняли следующее, 14-е правило, в котором подтверждается данное постановление:

«Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде Соборнаго рассмотрения отступит от общения с ним и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святый Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита».

Итак, оба правила говорят нам о том, что никто из клира и мирян не имеет права отделяться от епископа и прекращать поминать его имя на Божественной Литургии прежде соборного осуждения его.

В 15-м правиле того же Собора читаем:

«Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то же самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде Соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии…»

Итак, пока Патриарх не будет осужден соборно, мы обязаны его поминать. А если прежде перестанем поминать, то сами явимся нарушителями канонов и попадем под определение раскола.

«Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви, — говорит все то же 15-е правило. — Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборнаго рассмотрения — не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Ересь экуменизма — это, безусловно, всеересь, которая искажает догмат о Церкви. Но она не осуждена пока ни на одном Соборе Поместных Православных Церквей. Другое дело, если Патриарх или кто-либо из епископов станет открыто проповедовать с амвона арианскую, монофизитскую или какую-либо иную, ранее осужденную ересь, — тогда, без сомнения, необходимо отмежеваться от таковых. Но пока мы, напротив, слышим скорее оправдания (пусть и лукавые), чем проповедь: патриархийные СМИ нас убеждают, что «не было служения», «не было моления» и т.д.

Прекращающие поминать Патриарха восхищают суд, данный Господом митрополитам, и как бы лишают его патриаршего звания.

Сторонники непоминовения часто ссылаются на преп. Максима Исповедника, который отступил от общения с еретиками-монофелитами, утверждавшими, что Христос обладал одной лишь волей — Божественной. Однако исторические факты доказывают, что преп. Максим прекратил общение лишь после того, как эта ересь была осуждена соборно.

Когда еретик Афанасий, Патриарх Антиохийский, спросил императора Ираклия (611-641), как должно говорить: обладает ли Христос одной волей или двумя — Божественной, и Человеческой, тогда Ираклий обратился к Сергию, Патриарху Константинопольскому, а также Киру, епископу Фасидскому, и, спросив их, нашел, что они учат об одной воле и одном действии. Император же обратился к Римскому архиепископу Иоанну, который не только не принял, но и подверг анафеме таковую их ересь. А Софроний, Патриарх Иерусалимский, узнав это и собрав подвластных ему епископов, анафематствовал монофелитское учение и соборное определение послал Сергию Константинопольскому и Иоанну Римскому (см. Житие преп. Максима Исповедника). Следовательно, у святого Максима были все основания, чтобы перестать поминать Патриарха-еретика и отступить от общения с ним.

Прекратив поминовение Патриарха Сергия, проповедавшего монофелитскую ересь, осужденную Иерусалимской Поместной Церковью, преп. Максим не собрал вокруг себя какую-то новую Церковь, как это делают раскольники, устраивающие самочинные сборища, а в 633 г. перешел в юрисдикцию Церкви Иерусалимской и находился там под омофором свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского.

Иначе говоря, 15-е правило Двукратного Собора считает похвальным, если кто-либо перестанет поминать предстоятеля-еретика и прекратит с ним общение «ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви». Однако оно не дозволяет при этом создавать иную «церковь», как это делают раскольники. Напротив, правила строго осуждают раскол и повелевают, отделяясь от предстоятелей-еретиков, вступать в подчинение верным предстоятелям, что последовательно подтверждается канонами.

Свт. Василий Великий в Первом правиле говорит, что древние иное нарекли «ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками — разделившихся во мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами и ненаученным народом».

Правило 18-е Четвертого Вселенского Собора повелевает: «Составление или соумышление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбранять в Церкви Божией, дабы сего не было…» Это подтверждает и 34-е правило Шестого Вселенского Собора. Очевидно, что преп. Максим Исповедник поступал в соответствии с церковными канонами. В 647 г. он принял участие в африканских соборах епископов, где монофелитство также было осуждено как ересь.

В октябре 649 г. римским епископом Мартином был собран Поместный Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преп. Максим Исповедник. Собор осудил ересь монофелитства и проповедников ее.

Итак, абсолютно ясно, что преп. Максим не поминал и не был в общении с Константинопольским Патриархом, осужденным соборно. И хотя правило «о необходимости поминать погрешившего Патриарха до полного его соборного осуждения» было официально записано лишь в 861 г. на Двукратном Соборе, все же Церковь и ранее следовала этому правилу, как изустному наставлению апостольскому.

Следовательно, и мы не должны покидать Церковь и прекращать поминовение епископов, доколе не осудит их собор. А если и понесем какое-либо неправедное наказание от еретиков, то да потерпим, благодаря Господа. Свт. Иоанн Златоуст писал: «Как на сражениях мы видим доблестных воинов и сражающимися усердно и падающими мужественно, так и вступающие в это служение должны и священствовать и принимать низвержение с этой власти так, как надлежит христианским мужам, знающим, что такое низвержение доставляет не меньший венец, как и самая власть. Кто подвергается ему, не сделав ничего непристойного и противного этому достоинству, тот уготовляет несправедливо низложившим его наказание, а себе большую награду: блажени есте, — говорит Господь, — егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 11-12).

Когда собор под Дубною, недалеко от Халкидона, на котором председательствовал Феофил, осудил свт. Иоанна Златоуста и лишил его сана, то Святой не составил новую Церковь из многочисленных своих чад, но поступил так: «Выходя в последний раз из церкви, Иоанн Златоуст вошел в крестильню, позвал блаженную Олимпиаду с диаконисами Пентадиею, Проклиею и Сальвиною, добродетельною вдовою, и сказал им: „Подите сюда, дети мои, и послушайте меня. Что против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте церкви из-за епископа, которого поставят на мое место, по принуждению ли или общим советом, но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: церковь не может быть без епископа. Итак, да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах!»» (см.: Житие св. Олимпиады. Двадцать пятый день июля // Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых).

Конечно, могут сказать: «Кто же осудит нынешних епископов-экуменистов, которые, захватив власть в Церкви, низвергают верных епископов и устраивают гонения на истинных пастырей?» На это ответим словами святого апостола и евангелиста Матфея: надлежит всему тому быть (Мф. 24, 6). Преп. Оптинский старец Нектарий, пророчествуя, говорил, что многие верующие отпадут от Истины и будет в Церкви «один епископ, один священник и один мирянин». Этими словами Святой хотел сказать, что очень мало останется людей, истинно верующих во Христа.

Но как учит нас Священное Писание, не будем страшиться — все в руце Божией. Еще каких-то 20 лет назад никто и не помышлял о том, что мощная социалистическая система может развалиться. Однако сегодня мы видим, что осталось от коммунистических идей.

Веруем, что Бог и ради одного праведного епископа спасет Россию и подаст ей возрождение, и, по пророчествам старцев, будет в России православный Царь, который соберет Поместный Собор — тот, что осудит все нынешние ереси и всех еретиков.

Священник
Александр Комаров
иеромонах Геронтий
(Костенко)

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 2,50 out of 5)
Загрузка...

2 комментария на “Каноническое рассмотрение вопроса о поминовении Патриарха и епископов”

  • Vladimir NN:

    Церковь не может быть без епископа. Но епископ упавший в экуменизм или ересь – уже не епископ Православной Церкви.

  • Елена:

    Всеми силами этого еретика и отступника спасают! Как будто им правила Вселенских соборов не писаны, а только решения волчьего собора они признают.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924