Практики непоминовения сегодня: что дозволяется правилами Церкви1 min read

чашаВ январе – феврале 2016 года в Церкви происходили известные события: обнародование повестки грядущего Всеправославного Собора; Архиерейский Собор РПЦ, принявший итоговые документы Собора; встреча Патриарха с папой Римским в Гаване на Кубе. Эти события продолжают будоражить православную общественность, большинство верующих людей. Как крайняя форма неприятия документов, принятых во время перечисленных событий возникло явление непоминовения, появились непоминающие Патриарха. С этим явлением приходится сталкиваться в разных уголках страны, в разных епархиях Церкви и принимает оно различные формы:

1. Возносится прошение о Патриархе без упоминания его имени.

2. Вместо поминания Патриарха, возносится прошение «о всяком епископстве Православных» (на ектениях, на Великом Входе).

3. Не поминается Патриарх, но поминается епархиальный архиерей, который, в свою очередь, поминает Патриарха.

4. Не поминается ни Патриарх, ни епархиальный архиерей.

5. Поминается бывший епископ Сербской Православной Церкви Артемий.

6. Поминается бывший Патриарх Иерусалимский Ириней.

По этому поводу следует отметить следующее. Нет Церкви без епископа. Согласно Святоотеческому Преданию, епископ и несколько мирян — это уже Церковь. 39-е Апостольское правило говорит: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». Священник является представителем архиерея, доверенным лицом архиерея и служит вместо него. И только епископ является преемником апостолов. Священник совершает службу от имени архиерея. В чинопоследовании Божественной литургии установлено поминовение предстоятеля Церкви и епархиального архиерея. Кроме того, поминая Патриарха и архиерея, мы обозначаем принадлежность храма, прихода к определенной Поместной Православной Церкви, к определенной епархии. Если зайти в какой-либо храм на территории России, или на территории другой страны, то, услышав, кого поминает священник за богослужением, с легкостью можно определить, к какой Поместной Православной Церкви относится данный храм и к какой епархии этой Церкви.

Рассмотрим внимательно перечисленные ныне существующие практики непоминовения. Если не поминается ни один из патриархов пятнадцати Православных Поместных Церквей и ни один из архиереев, значит это не православный храм (приход), он находится вне Церкви, вне Вселенского Православия и вне спасительной благодати. Значит священники и люди из такого прихода – раскольники или сектанты. Это относится и к случаю, когда поминается Патриарх без упоминания его имени.

Если вместо поминания Патриарха, возносится прошение «о всяком епископстве Православных», то нетрудно догадаться, что церкви с таким предстоятелем или архиереем не существует. Следовательно, произносящие такие ектении также находятся вне Церкви.

Те, кто поминают за богослужением бывшего Патриарха Иерусалимского Иринея, поминают фактически предстоятеля несуществующей церкви, ибо в Иерусалимской Церкви сейчас другой Патриарх, Феофил, и он признан всеми Поместными Православными Церквями. И это, в данном случае, не зависит от того, законно или незаконно был низложен Патриарх Ириней. То же относится и к бывшему епископу Сербской Церкви Артемию. Не существует Православной Церкви с таким Патриархом. Кроме того, он официально и законно лишен сана Синодом Сербской Церкви и на данный момент является монахом Артемием, хотя самочинно продолжает служить. Обе эти практики – раскол, с печальной и трагической судьбой участвующих в нем.

Если настанет время, когда Восьмой Вселенский Собор, в соответствии с пророчествами святых, примет решения, не совместимые с Православием, примет документы с еретическими формулировками и, к примеру, установит поминовение папы римского, как это произошло на Ферраро-Флорентийском соборе в ХV веке, тогда нельзя будет ходить в храмы, исполняющие такие решения Собора. Но тогда, по пророчествам, появятся архиереи, которые открыто и громко заявят о том, что они остаются на ортодоксальных позициях и не принимают принятых ересей. Тогда так же, как при свт. Марке Эфесском, верные Православию пойдут под омофор к этим архиереям, с которыми они и будут составлять Церковь, глава которой – Господь Иисус Христос, и врата адова не одолеют этой Церкви. Но и служить священникам с такими архиереями можно будет, только получив от них соответствующее благословение, а не просто поминать их, когда они и не догадываются о существовании таких поминающих.

Церковное установление гласит: «…аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити ИМЯ его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести» (13-е правило Двукратного Собора). Мы обязаны безусловно руководствоваться этим правилом (а также 14-м правилом и первой частью 15-го), так как речь сегодня идет о канонических, а не догматических отступлениях. А эти вышеперечисленные практики непоминовения также являются нововведением, как и всякое обновленчество. Новшества чужды духу Православия. И не важно, что изобрели их кто-то из афонитов. Даже, если это был бы и Ангел с Неба, принимать их нельзя.

Непоминающие утверждают, что они остаются в Православной Церкви, не присоединяются к другой юрисдикции и не создают свой параллельный синод, а ожидают Православного Собора, на котором будет решен вопрос о Патриархе или епископе, впавшем в ересь. И многие поминающие ожидают Православный Собор, который предаст еретиков анафеме. Потому что только Собор епископов имеет от Господа благодать вершить суд над епископами и патриархами. «…Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера…» (13-е правило Двукратного Собора).

Потому мы возносим на Литургии имя Патриарха по послушанию Матери-Церкви, самовольно не осуждая его, но и не принимая экуменическую ересь. Можно не посещать те храмы, где открыто проповедуется ересь экуменизма, а стараться ходить к тем священникам, которые против этого заблуждения.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

4 комментария на “Практики непоминовения сегодня: что дозволяется правилами Церкви1 min read

  • о. Алексей:

    Извините, где и кем поминается патриарх Ириней? Спасибо.

  • Михаил Ершов:

    Спасибо за разъяснения, но они не полны в отношении 15 Правила Двукратного Собора. После известных событий в январе-феврале 2016 и принятия (подписания) соответствующих «документов» и «Декларации» нельзя осуждать тех священнослужителей, которые решили прекратить поминовение патриарха Кирилла и епархиального архиерея, поминающего патриарха, согласно 2-й части 15 Правила Двукратного Собора, если они действуют в соответствии с этим Правилом. Но и они (непоминающие) так же не должны осуждать и принуждать других к непоминовению до соответствующего соборного рассмотрения.
    «15. Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам.

    Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии.

    Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под прдлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви.
    «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным.

    Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений.»

  • Татьяна:

    Автор статьи не подписался, жаль. Видимо он не видит ереси в подписанных документах, наипаче ереси экуменизма уже осужденной собором при патриархе Алексии (Симанском). Что ж, как мы все любим оправдания, только бы не идти тесным путем, не прерывать привычного круга жизни и уклада.Конечно не виню ни автора ни тех кто этими оправданиями руководствуется, а может и правда не видят в этом ереси. Наши иерархи давно ведут политику отступления еще когда Царя предали, так до сих пор не имеют мужества и нам привили эти свойства. Все эти Храповицкие, Сурожские, Старогородские и т.д. отступление было тогда, а сей час завершающая стадия приведет к антихристу. Помоги нам всем Господи не отступить от тебя по малодушию, трусости, неведению или каинскому духу миролюбия. Простите ради Хримста, время сложное ну нужно разбираться, если рано вышли но применили 15-е правило то Господь не накажет. А если нет не запрещенного епископа?… Господь сказал приду найду ли веру на земле, слова страшные ведь храмы полны народа… А поговоришь с каждым и выясняется то дети, то пристарелые родители, то пенсии и ни кто не хочет связываться с государственной властью предтечей антихриста. Все как писал священномученик епископ Гермаген. Что последние христиане примут смерть как неповинующиеся властям.

  • Татьяна:

    Простите за ошибки в написании имени Христова и обращения с маленькой буквы… не отступить от Тебя…

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924