Каноническое рассмотрение вопроса о поминовении Патриарха и епископов1 min read

Каноническое рассмотрение вопросаВ последнее время некоторые люди распространяют мнение, что якобы необходимо прекратить поминовение Патриарха в Божественном тайнодействии, предлагают прервать общение с Московской Патриархией и искать Истину в другом месте.

Ошибка этих несчастных людей прежде всего заключается в том, что они не понимают разницы между обличением и осуждением и берут на себя право судить, на что не имеют власти от Бога.

Пресвитер имеет власть совершать Таинства, но не все. Он, например, не может рукополагать. К тому же он не в силах запретить или лишить сана кого-либо из клириков. Эта власть принадлежит лишь епископам. А потому Святые Отцы IX Поместного Константинопольского Собора (861 г.) рекли в 13-м правиле:

«Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко они мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников рассекать Тело Христово; но и сей его навет совершенно воспрещая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборнаго исследования и рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнутся сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу».

Святые Отцы, ведая лукавство врага спасения рода человеческого, дабы не было истолковано правило указанное как-нибудь превратно, приняли следующее, 14-е правило, в котором подтверждается данное постановление:

«Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде Соборнаго рассмотрения отступит от общения с ним и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святый Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита».

Итак, оба правила говорят нам о том, что никто из клира и мирян не имеет права отделяться от епископа и прекращать поминать его имя на Божественной Литургии прежде соборного осуждения его.

В 15-м правиле того же Собора читаем:
«Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то же самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде Соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии…»

Итак, пока Патриарх не будет осужден соборно, мы обязаны его поминать. А если прежде перестанем поминать, то сами явимся нарушителями канонов и попадем под определение раскола.

«Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви, — говорит все то же 15-е правило. — Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборнаго рассмотрения — не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Ересь экуменизма — это, безусловно, всеересь, которая искажает догмат о Церкви. Но она не осуждена пока ни на одном Соборе Поместных Православных Церквей. Другое дело, если Патриарх или кто-либо из епископов станет открыто проповедовать с амвона арианскую, монофизитскую или какую-либо иную, ранее осужденную ересь, — тогда, без сомнения, необходимо отмежеваться от таковых. Но пока мы, напротив, слышим скорее оправдания (пусть и лукавые), чем проповедь: патриархийные СМИ нас убеждают, что «не было служения», «не было моления» и т.д.

Прекращающие поминать Патриарха восхищают суд, данный Господом митрополитам, и как бы лишают его патриаршего звания.

Сторонники непоминовения часто ссылаются на преп. Максима Исповедника, который отступил от общения с еретиками-монофелитами, утверждавшими, что Христос обладал одной лишь волей — Божественной. Однако исторические факты доказывают, что преп. Максим прекратил общение лишь после того, как эта ересь была осуждена соборно.

Когда еретик Афанасий, Патриарх Антиохийский, спросил императора Ираклия (611-641), как должно говорить: обладает ли Христос одной волей или двумя — Божественной, и Человеческой, тогда Ираклий обратился к Сергию, Патриарху Константинопольскому, а также Киру, епископу Фасидскому, и, спросив их, нашел, что они учат об одной воле и одном действии. Император же обратился к Римскому архиепископу Иоанну, который не только не принял, но и подверг анафеме таковую их ересь. А Софроний, Патриарх Иерусалимский, узнав это и собрав подвластных ему епископов, анафематствовал монофелитское учение и соборное определение послал Сергию Константинопольскому и Иоанну Римскому (см. Житие преп. Максима Исповедника). Следовательно, у святого Максима были все основания, чтобы перестать поминать Патриарха-еретика и отступить от общения с ним.

Прекратив поминовение Патриарха Сергия, проповедавшего монофелитскую ересь, осужденную Иерусалимской Поместной Церковью, преп. Максим не собрал вокруг себя какую-то новую Церковь, как это делают раскольники, устраивающие самочинные сборища, а в 633 г. перешел в юрисдикцию Церкви Иерусалимской и находился там под омофором свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского.

Иначе говоря, 15-е правило Двукратного Собора считает похвальным, если кто-либо перестанет поминать предстоятеля-еретика и прекратит с ним общение «ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви». Однако оно не дозволяет при этом создавать иную «церковь», как это делают раскольники. Напротив, правила строго осуждают раскол и повелевают, отделяясь от предстоятелей-еретиков, вступать в подчинение верным предстоятелям, что последовательно подтверждается канонами.

Свт. Василий Великий в Первом правиле говорит, что древние иное нарекли «ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками — разделившихся во мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами и ненаученным народом».

Правило 18-е Четвертого Вселенского Собора повелевает: «Составление или соумышление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбранять в Церкви Божией, дабы сего не было…» Это подтверждает и 34-е правило Шестого Вселенского Собора. Очевидно, что преп. Максим Исповедник поступал в соответствии с церковными канонами. В 647 г. он принял участие в африканских соборах епископов, где монофелитство также было осуждено как ересь.

В октябре 649 г. римским епископом Мартином был собран Поместный Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преп. Максим Исповедник. Собор осудил ересь монофелитства и проповедников ее.

Итак, абсолютно ясно, что преп. Максим не поминал и не был в общении с Константинопольским Патриархом, осужденным соборно. И хотя правило «о необходимости поминать погрешившего Патриарха до полного его соборного осуждения» было официально записано лишь в 861 г. на Двукратном Соборе, все же Церковь и ранее следовала этому правилу, как изустному наставлению апостольскому.

Следовательно, и мы не должны покидать Церковь и прекращать поминовение епископов, доколе не осудит их собор. А если и понесем какое-либо неправедное наказание от еретиков, то да потерпим, благодаря Господа. Свт. Иоанн Златоуст писал: «Как на сражениях мы видим доблестных воинов и сражающимися усердно и падающими мужественно, так и вступающие в это служение должны и священствовать и принимать низвержение с этой власти так, как надлежит христианским мужам, знающим, что такое низвержение доставляет не меньший венец, как и самая власть. Кто подвергается ему, не сделав ничего непристойного и противного этому достоинству, тот уготовляет несправедливо низложившим его наказание, а себе большую награду: блажени есте, — говорит Господь, — егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 11-12).

Когда собор под Дубною, недалеко от Халкидона, на котором председательствовал Феофил, осудил свт. Иоанна Златоуста и лишил его сана, то Святой не составил новую Церковь из многочисленных своих чад, но поступил так: «Выходя в последний раз из церкви, Иоанн Златоуст вошел в крестильню, позвал блаженную Олимпиаду с диаконисами Пентадиею, Проклиею и Сальвиною, добродетельною вдовою, и сказал им: „Подите сюда, дети мои, и послушайте меня. Что против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте церкви из-за епископа, которого поставят на мое место, по принуждению ли или общим советом, но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: церковь не может быть без епископа. Итак, да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах!»» (см.: Житие св. Олимпиады. Двадцать пятый день июля // Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых).

Конечно, могут сказать: «Кто же осудит нынешних епископов-экуменистов, которые, захватив власть в Церкви, низвергают верных епископов и устраивают гонения на истинных пастырей?» На это ответим словами святого апостола и евангелиста Матфея: надлежит всему тому быть (Мф. 24, 6). Преп. Оптинский старец Нектарий, пророчествуя, говорил, что многие верующие отпадут от Истины и будет в Церкви «один епископ, один священник и один мирянин». Этими словами Святой хотел сказать, что очень мало останется людей, истинно верующих во Христа.

Но как учит нас Священное Писание, не будем страшиться — все в руце Божией. Еще каких-то 20 лет назад никто и не помышлял о том, что мощная социалистическая система может развалиться. Однако сегодня мы видим, что осталось от коммунистических идей.

Веруем, что Бог и ради одного праведного епископа спасет Россию и подаст ей возрождение, и, по пророчествам старцев, будет в России православный Царь, который соберет Поместный Собор — тот, что осудит все нынешние ереси и всех еретиков.

Священник Александр Комаров
Иеромонах Геронтий (Костенко)

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 2,40 out of 5)
Загрузка...

9 комментариев на “Каноническое рассмотрение вопроса о поминовении Патриарха и епископов1 min read

  • Глупый:

    А,значит,экуменизм все таки ересь,но поминать надо? Не было осуждения ереси? А Святые Отцы ,так понял,НЕ В СЧЕТ? Или нам Святое Предание уже не надо,время другое,лукавое? Отцы не стыдно лукавить?

  • Михаил Ершов:

    Не могу согласиться с авторами этой статьи в отношении непоминающих патриарха Кирилла (Гундяева),особенно с их последним утопическим абзацем, который по сути призывает к бездействию и молчанию.
    В отличии от меня, не имеющего богословского образования, уверен, что многие из непоминающих патриарха Кирилла по упомянутому 15 Правилу имеют специальное образование и обоснованно прибегли к такой крайней мере, как некогда греческие афониты в отношении известных патриархов. Да, экуменизм соборно не осужден как ересь, да мы, наверное, никогда и не дождемся такого деяния. Но это не означает, что нет никаких оснований для непоминовения патриарха Кирилла, который словом и делом погрешает против догмата о Церкви Христовой, 9-го члена Символа Веры.
    Насколько я знаю, погрешающие в отношении Символа Веры (неправильно излагающие Веру, добавляющие или убавляющие что-либо), анафематствуются святыми отцами третьего Вселенского Собора. А анафеме предаются только ереси, ересиархи и последующие им. На этом основании считаю: в данном случае непоминающие патриарха Кирилла не подлежат осуждению согласно второй части 15 Правила, хотя соборного рассмотрения еще не было.
    И раскольниками их нельзя называть, так как они тщатся «охранити Церковь от расколов и разделений».

    • Виктор:

      Это вопрос очень сложный, ведь ересь экуменизма состоит из великого множества ересей УЖЕ ДАВНО осужденных вселенскими и поместными соборами, и даже более того, — это антихристианский штурм Церкви, мало похожий на ересь, а более войну. Прерывание поминовения уместно, когда ВСЯ община прерывающего общение священника готова к этому, понимает все последствия этого шага, соответственно просвещена знанием святых догматов и канонов Церкви и не осуждает поминающих, ждущих собора, на котором будет соединение и начало массовых гонений на защитников веры.

  • Елена:

    А как же, насчет Всеправославного совещания 1948г. в Москве, где архиепископ Серафим (Соболев) назвал экуменизм ересью? В Резолюции Всеправославного Совещания 1948 г. об экуменизме сказано, что «целеустремления экуменического движения, выразившиеся в образовании “Всемирного Совета Церквей” с последующей задачей организации “Экуменической церкви”… не соответствуют идеалу христианства и задачам Церкви Христовой, как их понимает Православная Церковь».

    • Виктор:

      Елена, к сожалению, это был не собор, а совещание ввиду отсутствия некоторых представительных делегаций (напр., Константинопольской). Материалы этого Совещания мы используем в полемике, конечно, но… С другой стороны всеересь эта экуменическая состоит из анафематствованных ересей. Поэтому, возможно два вида деятельности сегодня: непоминовение и поминовение с ожиданием июньского сборища и начала массовых, уже всецерковных гонений (по Студиту так).

      • Михаил Ершов:

        Если на т.н. ВС на Крите легализуют экуменизм и примут уже согласованный «документ» с п. 22, то гонения на всех несогласных с экуменистами могут принять массовый характер, но это, думаю, еще не те последние гонения на верных христиан, которые предсказаны святыми отцами. Нас провоцируют на раскол, чтобы вытолкнуть из МП. Но раскол учиняют те, кто отступает от Православия, т.е. экуменисты и прочие извращенцы всякого рода и племени.

  • соотечественник:

    Виктор, какие массовые гонения на защитников веры? Неужели истинных ХРИСТИАН много? Где тогда дела веры ведь вера без дел мертва.Наших детей развращают, убивают на донбасе,продают из детских домов.Даже животное до смерти защищает свое потомство.

    • Виктор:

      Я не знаю, сколько сейчас истинных христиан — много или мало. Истинные христиане (из тех, кто не разрывает ПОКА общения с еретиками) смогут благоразумно сокрыть себя, молясь день и ночь, чтобы избежать обольщений вражиих, в том числе и самонадеянности в открытом исповедании веры. Не каждый призван к открытому исповеданию, некоторые, как благоразумный разбойник, придут к этому при конце. У каждого своя мера. Более половины священников не приемлют гаванской унии. Самое страшное сейчас то, что вера даже у архиереев настолько слабая, что в святые догматы и каноны Церкви уже практически не верят. И постоянное давление обольщения и страхования от архиереев таковы сейчас, что священники (из тех, кто хранит веру) как бы распяты. Вы можете возразить мне, и также будете правы. Точно все знает только Господь наш Иисус Христос. Страшно попасть в число теплохладных христиан Лаодикийской церкви, которую обличает в Откровении (гл.1)Господь. Таковые будут изблеваны как мерзость и соль, потерявшую силу. Совесть каждому подскажет время говорить и время молчать, кому говорить, и с кем молчать. Надо стремиться в Филадельфийскую Церковь, которая «мало имеет силы (в отличие от христиан первых двух веков, давших множество всем известных мучеников), но сохранила во время гонений «Слово терпения Моего», сохранила веру и не отреклась от имени Христова». «Держи что имеешь (Православную веру и любовь к людям), дабы никто не восхитил венца твоего» (Откров.,глава 3).

  • Александр:

    Статья лукавая однако…

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924