ОПОМНИТЕСЬ, ПАСТЫРИ И АРХИПАСТЫРИ1 min read

О встрече римского Папы и московского Патриарха31 марта в конференц-зале корпуса ‘Бета’ гостиничного комплекса ‘Измайлово’ прошли общественные слушания на тему: ‘Гаванская декларация и ‘Всеправославный собор’: за и против’. Представители духовенства и мирян дали оценку нынешнему курсу Московской Патриархии, при определённых разногласиях сойдясь на осуждении встречи патриарха Кирилла и Гаванской декларации, а также предстоящего Всеправославного собора на Крите. Слушания показали высокую степень взволнованности и смятения в среде рядовых священнослужителей и воцерковлённой общественности, опасающихся проникновения экуменизма и глобализма в тело РПЦ. Отдельной темой для ожесточённых споров стала фигура патриарха: наиболее радикальная часть, в том числе монахи с Афона, высказались за непоминание Святейшего, в то время как другие говорили о необходимости донести до него свои тревоги, вразумить, но не допустить раскола. Основные требования — отказ от участия в планируемом Всеправославном соборе, пересмотр Гаванской декларации и готовящихся к июню документов ‘О миссии Православной Церкви в современном мире’ и ‘Об отношении Православной Церкви с остальным христианским миром’, осуждение ереси экуменизма и созыв Поместного собора.

Накануне стало известно, что перестали и поминать патриарха епископ Банченский, викарий Черновицкой епархии УПЦ МП Лонгин (Жар), с осуждением подписанных и готовящихся документов выступили другие священнослужители. Со стороны организаторов общественных слушаний — Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого В.В. Бойко-Великий отметил, что Гаванская декларация обращена ко всем православным и католикам, хотя и принималась без учёта чьего-либо мнения, поэтому верующие имеют право озвучить своё отношение.

Духовник молдавского общества Блаженной Матроны, протоиерей Анатолий Чибрик заверил, что собравшиеся не желают ссориться с архиереями и надеются на их понимание борьбы с экуменизмом. Он сообщил, что монастыри Унгенской епархии Молдавии и ряд профессоров-богословов поддержали растущий протест. Иеромонах Рафаил (Мишин) продемонстрировал более резкую позицию, утверждая, что понтифик и предстоятель РПЦ инициировали раскол своей декларацией, в которой Римско-католическая церковь признаётся равноправной церковью-сестрой — без прозелитизма. По его мнению, патриарх Кирилл не мог не предвидеть последствий такого союза с ‘еретическим институтом’ и тем самым ‘пошёл на предательство истины’, хотя сердце и не хочет верить в намеренное совершение такого злодеяния. Охарактеризовав иезуитов и Opus dei как стратегов и разведчиков, он назвал это ‘братское соработничество’ открытием духовного фронта на фоне ужасного отношения к России на Западе. Посему иеромонах Рафаил считает справедливым не поминать Святейшего до тех пор, пока тот не откажется от выбранного курса, публично осудив папизм, экуменизм и глобализм.

Следует признать: именно такое воинственное настроение господствовало в зале, что стало особенно заметно после реплики дьякона Владимира Василика, попросившего докладчика привести конкретные фразы из документа, вводящие в ересь, а также напомнившего, что Святитель Марк Эфесский в своей полемике с католиками признавал в них христиан и обращался к папе римскому Евгению IV ‘святой отец’. Аудитория немедленно обрушилась на отца диакона, назвав его провокатором и настрого запретив дискуссию. Впоследствии ведущему Владимиру Хомякову и В.В. Бойко-Великому приходилось не раз успокаивать людей, взывая не распаляться во время Великого поста и конструктивно подходить к делу, избегая крайностей.

Иерей Георгий Максимов, клирик московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, попытался понизить градус общественного негодования, заявляя, что необходим демократический протест, чтобы донести свою боль до священноначалия, а не заменять его собой. Согласившись с тем, что в гаванской встрече не было необходимости, он тут же отметил, что сам факт подобной встречи не является преступным; святые отцы Феофан Затворник, Николай Японский, Иоанн Кронштадтский и другие называли католическую церковь христианской, а в повседневности все общаются и ведут дела с еретиками. А выдавать за ересь то, что таковой не является — значит, искажать Святоотеческое предание. Эти высказывания вызвали новую волну возмущения. Вместе с тем отец Георгий назвал поводы для конструктивной критики: молитва о полном единстве в истине, ибо православие уже в полной истине, и стремиться тут не к чему; спорные документы, готовящиеся к Всеправославному собору; проект нового катехизиса, отличающегося от завещанного Святыми отцами. Обращаясь к учению Святых отцов о ереси и расколе, он также отметил, как легко можно впасть в соблазн и ввести в раскол других, начиная с непоминания Патриарха.

От лица митрополита Пирейского Серафима выступил в режиме прямого включения протоиерей Матвей, рассказавший о массовом выступлении греческих священников, богословов, в том числе профессора Фессалоникского университета имени Аристотеля Феодора Зисиса, а также монахов с горы Афон против июньского собора, участники которого, по оценке епископа Элладской Православной Церкви, анафемствуют сами себя. В то же время отец Матвей не советовал мирянам самостоятельно отказываться поминать патриарха и постараться достучаться до руководства РПЦ со своими жалобами. Отец Савва из Великой лавры на горе Афон выразил убеждение, что мы живём в тяжёлое время, когда православие пытаются уничтожить враждебные силы с помощью грядущего VIII Вселенского, или ‘Всеправославного’ собора. Из бесед с рядом афонских монахов, включая Гавриила Карейского, следует, что на Крите планируется примирение католиков, протестантов и православных, а следующим этапом может стать формирование новой глобальной религии. Отец Савва заверил, что афонские старцы никогда не примут ничего против Православия, и сейчас они готовы перестать поминать константинопольского патриарха Варфоломея. Тех, кто поступает аналогично в России, он поддержал, аргументируя: ‘Если епископ встаёт на пути ереси, мы должны перестать поминать до официального признания и осуждения ереси’. Самым категоричным из афонских старцев был иеросхимонах Рафаил (Берестов), заявивший, что тот, кто не поминает еретика, является исповедником. Он видит источник заговора против Православной Церкви в тех же силах, что стояли за разрушением русского самодержавия. Он подчеркнул, что верующие молятся об объединении Православных церквей, но не о единстве с еретиками.

Протоиерей Всеволод Чаплин предостерёг от уклона в раскол и ухода в леса, заметив, что именно этого и хотят враги Церкви. По его словам, необходимы сфокусированное церковное действо, очищение и правомыслие, ибо ‘нельзя отдавать тайным предателям веры привести Церковь к постхристианскому мышлению’. Рассматривая Гаванскую декларацию, отец Всеволод отметил хорошие общие фразы об отклонениях в области брака и социальном неравенстве при отсутствии прямого осуждения и указания причин. Следовательно, сильные мира сего продолжат свою деструктивную деятельность, невзирая на эти слова. Также он счёл неправильным факт принятия декларации без предварительного обсуждения с народом и клиром. В готовящемся к собору проекте отец Всеволод выделил пункт ‘Об отношении Православной Церкви с остальным христианским миром’, назвав его несоответствующим самоощущению РПЦ и подвергнув сомнению допустимость поддержки от её лица такого экуменистического явления, как Всемирный Совет церквей, тем более в принимаемом на века документе. Если эти положения подразумевают единство с другими христианами, инаковерующими и неверующими, то подписавшие его сами инициируют раскол, ибо в Царствие Небесное могут войти лишь исповедующие Христа и утверждающие обратное подрывают Церковь. Протоиерей рекомендовал спокойно развивать общественную дискуссию, писать на имя священноначалия и ждать. Отсутствие ответа, по его мнению, будет свидетельством неспособности к действию. В завершение он предупредил: за измену Православию народ будет больно бит войнами и эпидемиями по воле Божией.

Игумен Кирилл (Сахаров) уверен, что в лоне РПЦ есть сторонники папского примата, усматривающие благо в её централизации под эгидой Ватикана и видящие в этом триумф христианства. Он вспомнил силу католицизма в период хрущёвских гонений на Православие, когда РПЦ буквально загнали во Всемирный совет церквей. Ему показался невероятным факт единогласного принятия проекта документов на последнем Архиерейском соборе за три дня при трёхстах епископах. Он также счёл необходимым открытое и заблаговременное обсуждение ‘встречи тысячелетия’ — с элементами молитвы и братскими поцелуями. Игумен Кирилл упомянул о масонских корнях последних константинопольских патриархов и предупредил: объединение с католиками неизбежно станет поглощением Русского Православия экуменистическими силами. По его убеждению, нашей Церкви лучше воздержаться от участия в грядущем Соборе, ибо ничего хорошего он не даст.

Вопреки протестам непримиримой части публики, высказался и доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета дьякон Владимир Василик. Он напомнил, что цель собрания — хранить единство веры, а пост учит христиан аскетической рассудительности. Соглашаясь с предшественниками, он отметил неправильность документа в пункте об общении с другими Церквами и заявил, что членство в ВСЦ не нужно. Он указал на ‘двойное дно’ документа, который сочетает в себе догматический и дипломатический языки, тем самым предполагая разночтения. Отец дьякон назвал задачей всех трезвомыслящих людей добиться редактирования документа или полного отказа от него. В то же время выступающий выразил уверенность, что патриарх Кирилл вовсе не хочет для церкви такой участи, как поглощение Ватиканом. Он призвал к трезвомыслию и совместной работе над тем, чтобы наладить диалог с руководством РПЦ, а не выступать против него, однако не был услышан.

Священник Павел Буров, ныне запрещённый в служении, с одной стороны, поддержал общий протест против политики патриарха Кирилла, сказав, что будущее объединение станет церковью антихриста, но одновременно призвал не торопиться спасаться на щепках, когда церковный корабль ещё цел. Он советовал удержаться в лоне Церкви и опасаться любых революций.

Затем взяли слово миряне. Христианский публицист В.П. Семенко затронул тему двоякости документа, который то утверждает единство Церкви, то делает экуменизм целью этого единства. Разбирая сущность этого явления, Владимир Петрович указал на заложенное в нём стремление расширить Бога в акте боговоплощения до всего человечества, что является даже не ересью, а выходом за пределы самого христианства. Обещание всему человечеству искупления — суть масонской философии, и это недопустимо. Публицист рекомендовал созвать Поместный собор и на нём призвать патриарха прояснить все болезненные моменты.

Председатель ‘Народного собора’ Украины Игорь Друзь возвращался к периоду, когда Греко-католическая церковь под разговоры о мире и любви захватывала один приход за другим, связывая фронт духовной борьбы с майданом. Настаивая на том, что папа Римский несёт ответственность за кровь гражданской войны, он заявил, что Ватикан давно уже является не религиозным формированием, а органом, образующим новый мировой порядок с помощью расчетливой политики и закулисных игр. Пассивное отношение российских архиереев к экуменистической угрозе напоминает ему то же состояние украинских собратьев накануне кровавых событий.

Маргарита Зайдлер, немецкая журналистка, перешедшая в православие и воевавшая в Донбассе, категорично заявила, что католики предали Христа, поэтому сближение с ними вредно. Она поделилась своим восприятием веры, отметив, что в католических храмах не нашла Бога, зато в православных ощутила благодать, которую и призывает защитить. По словам немки, не может быть никаких церквей-сестёр, ибо лишь в православии есть полная истина. Поддержав И. Друзя, она рассказала, что Ватикан вводит капелланство в войсках АТО, следовательно, ‘духовно окормляет’ тех, кто хочет убивать русских. Также Маргарита Зайдлер напомнила, как понтифик назвал содомитов братьями во Христе, но пренебрежительно отзывался о многодетных матерях, настаивая на его антихристистианских взглядах.

Председатель Союза Православных братств Украины В.Б. Лукияник выразил мнение, что патриарх Варфоломей хочет войти в историю, поэтому потворствует проведению спорного собора. По его замечанию, он мог бы стать Вселенским, если бы папа римский покаялся и перешёл в Православие, в обратном случае присутствие Ватикана как наблюдателя на Всеправославном соборе недопустимо. Однако Валентин Борисович считает, что патриарх Кирилл в этой ситуации ‘заблудился, яко малое дитя’ и нуждается в помощи верующих, а не в осуждении.

Вице-президент Академии геополитических проблем К.Н. Соколов констатировал, что избранное меньшинство издавна рвётся к власти путём фальсификаций и стравливания масс через управляемый хаос, выделения денег на технологии вой-ны. Он убеждён, что в настоящий момент православных намеренно стремятся расколоть духовно перед физической атакой на Россию, поэтому обсуждаемая тема — это также вопрос национальной безопасности, и надо спасать не только веру, но и Отечество. Ему вторила Надежда Юдина, представляющая Национальный медиасоюз. По её мнению, это часть мощного наступления в информационной войне и подготовки переворота, ибо Россия всегда строилась и была сильна верой в Бога. Потеряв облик Христа, страна примет новую идеологию — глобализм. Гаванская декларация вызвала смятение и хаос в народе, ибо олицетворяет столкновение духовных ценностей и идеологии. Руководитель Службы духовной безопасности Валерий Сутормин и вовсе призвал подать на патриарха в Архиерейский суд за его встречу с понтификом. Председатель Монархической партии ‘Самодержавная Россия’ Д.Н. Меркулов назвал происходящее апостасией, но всё же призывал не называть человека еретиком без соборного обсуждения. Он согласен с необходимостью созыва Поместного собора для осуждения ереси экуменизма, однако считает, что отдельно для мирян нужен также и Земский собор.

В течение четырёх с половиной часов не прекращались обсуждения озвученных позиций, иногда только ветераны боевых действий в Донбассе, обеспечивающие безопасность слушаний, сдерживали самых активных людей из зала. Было видно, что обстановка накалена до предела. Среди реплик также возникло предложение произносить в молитве: ‘Господи, вразуми патриарха Кирилла!’. Огромное количество общественных деятелей, желающих высказаться, не смогли этого сделать из-за ограниченности времени, поэтому В.В. Бойко-Великий предложил продолжить дискуссию 21 апреля.

Филипп ЛЕБЕДЬ

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

5 комментариев на “ОПОМНИТЕСЬ, ПАСТЫРИ И АРХИПАСТЫРИ1 min read

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Какой пафосный заголовок! Проблема, исключительно, в пастырях и архипастырях? Или, всё таки, и миряне здесь «причем»? Я бы согласился с автором и дуэтом стал бы вопиять: «Опомнитесь…!», если бы не пришла на ум мысль: а что, миряне все как один встали на защиту Русского Православия? Думаю последовательных ревнителей среди мирян в соотношении к «теплохладным» будет еще меньше, чем у пастырей и архипастырей. Клирики уже тем последовательны, что жизнь свою всю без остатка подчинили служению Богу и ближнему, что о мирянах если и можно сказать, то об очень и очень немногих. Но по смыслу ученичества Христу именно так и должно быть: «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Просто клирики Церкви более ответственны в своих действиях и словах, не торопятся осуждать собратьев и сослужителей, своим терпением отделяя их от их грехов. Но кажется мирянам, что они «все молчат». Не все… И голос, который сметёт в свое время экуменическую заразу, будет именно голосом мудрых пастырей и архипастырей, окрепший в терпении и долготерпении и приобретший силу труб Иерихонских. Так что не надо алармистских настроений и судов прежде суда Божия. «Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»?

    • Игорь:

      Частично с Вами согласен, конечно мы миряне все это заслужили своей теплохладностью, нерадением и грехами, вам священникам виднее, вы принимаете исповедь и лучше знаете общую картину падения и отступления. Не имеет смысла спорить, кто больше виноват в том что происходит. Как Вы заметили, хоть и в другом смысле: «клирики Церкви более ответственны в своих действиях и словах», т.е. это пастыри и архипастыри (пока только некоторые) искажают и сокращают богослужения, молятся с еретиками, проповедуют и продвигают экуменизм и обновленчество, а миряне доверчиво это принимают, а кто не принимает, справедливо взирает на тех, кто должны охранять церковь от ересей и смут, но пастыри и архипастыри, за не большим исключением, или согласны или испуганно молчат, почему испуганно, потому что других причин для молчания нет, ситуация предельно ясна, для меня, вектор движения, выбранный ПК, был понятен еще в 2012 г. Что дает основание надеяться на то, что, вот скоро иерархи скажут свое веское слово и весь экуменизм и обновленчество рассеется, я поводов для оптимизма не вижу и на иерархов уже не надеюсь. Единственная надежда на пост и горячие молитвы, истинных верных Христиан, и клира и монашествующих и мирян, только Господь может исправить ситуацию.

  • соотечественник:

    Если «пастыри» ведут себя как наемники-компромиссы их жизненная позиция, здесь не до оправданий и навязывания на мирян вины за несуществующие благие намеренья «осторожных т.с. мудрых» водителях.

  • Михаил Ершов:

    Посм. хорошую новость о Синоде БПЦ от 01.06.16 на БО. Я в деревне, планшетик под рукой (ещё не освоил).

    • Михаил Ершов:

      Вчера болгары заявили, что вообще не поедут на критский собор. Слава Богу! А «наш» п. Кирилл беспокоится, как их посадят …

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924