Митрополит Волоколамский Иларион: «Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие»1 min read

Епископ Волоколамский Иларион (Алфеев)

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа».

– Ваше Высокопреосвященство! Русская Православная Церковь отказалась от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Является ли это признаком ухудшения ее отношений с Константинопольским Патриархатом?

– Ни в коей мере. Я пришел на должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата после возведения на Московский Патриарший престол прежнего председателя Отдела митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. С тех пор минуло семь лет, и в течение этого немалого срока я имел возможность лично непосредственно наблюдать, как в рабочем конструктивном ключе поступательно развивалось взаимодействие Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом.

Мне очень памятен первый визит Патриарха Кирилла в Константинополь, состоявшийся вскоре после его избрания на Московский Патриарший престол. Запомнились братское общение двух Предстоятелей и тот высокий уровень взаимного доверия, который удивительно быстро между ними установился. Делегацию Русской Православной Церкви принимали с неподдельной теплотой и любовью.

В такой же атмосфере прошел и ответный визит Святейшего Патриарха Варфоломея. Не помню, чтобы кого-то встречали в Русской Православной Церкви с таким же почетом, как Святейшего Патриарха Константинопольского, который посетил тогда Москву и Санкт-Петербург, а также побывал с паломничеством на Валааме, где до сих пор вспоминают этот исторический визит.

За прошедшие годы мне доводилось, конечно же, много раз и лично встречаться со Святейшим Патриархом Варфоломеем. Всякий раз я убеждался в том, что высокий личный авторитет Его Святейшества основывается на его богатых дарованиях и внутренней духовной силе. Всегда удивлялся свойственной ему архипастырской мудрости в сочетании с доступностью и открытостью. Надо признать, что во многом благодаря этим качествам Его Святейшества в процессе подготовки Всеправославного Собора между нашими Церквами всегда поддерживалось тесное конструктивное взаимодействие.

– Почему же тогда со стороны Московского Патриархата высказывались критические замечания по поводу процесса подготовки Всеправославного Собора?

– Активно участвуя в предсоборном процессе, Русская Православная Церковь неоднократно выступала с предложениями по совершенствованию механизма подготовки Собора. Так, например, Архиерейский Собор 2013 года высказался за широкое обсуждение готовящихся постановлений Собора с тем, чтобы максимально полно учитывать критические настроения духовенства и верующего народа в предсоборной подготовке. Он также призвал к предварительному согласованию всеми Поместными Православными Церквами принципов формирования Всеправославного Собора, протокола его богослужений и заседаний и проектов основных соборных документов.

Предложения по изменению методологии подготовки Собора высказывались в собеседованиях с Собратьями-Предстоятелями Святейшим Патриархом Кириллом. Обращалось внимание также на недостатки организации и проведения Всеправославных предсоборных совещаний и Межправославных подготовительных комиссий.

Предсоборные совещания были непростыми. Не всегда делегация Русской Православной Церкви могла добиться, чтобы ее голос был услышан, нередко предлагавшиеся нами поправки отклонялись. Мы, конечно, двигались вперед, но, наверное, не с той скоростью, с какой это было необходимо для успешной подготовки Собора. Тем не менее, несмотря на трудный процесс подготовки, до самого последнего момента мы находились с нашими братьями из Константинопольского Патриархата в тесном конструктивном взаимодействии в рамках подготовки Святого и Великого Собора.

– Позиция Русской Православной Церкви выглядит двойственной. С одной стороны, ею приняты все документы Собора, а с другой, она присоединяется к группе Церквей, отказывающихся от участия в нем. Как Вы могли бы прокомментировать занимаемую Вашей Церковью позицию?

– Русская Православная Церковь многое сделала для успеха проведения Собора – ее Архиерейский Собор в феврале 2016 года проголосовал за все проекты документов, в целом их одобрив, а Священный Синод принял решение о направлении делегации.

Тем не менее, нас все же беспокоили появившиеся на этапе подготовки тенденции к разделению семьи Поместных Православных Церквей, что могло неблагоприятно отразиться и на самом Соборе. Русская Православная Церковь всегда предупреждала об этой опасности и непрестанно подчеркивала, что все решения должны приниматься только на основе консенсуса. При этом Московский Патриархат всегда понимал консенсус как согласие всех без исключения общепризнанных Поместных Православных Церквей.

Решение о созыве Собора и Регламент Собора, подписанные на Синаксисе в Шамбези представителями Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, не подписала делегация Антиохийского Патриархата. Это стало первым тревожным сигналом. Мы понимали, что отсутствие подписи одной из Церквей под решениями делает их нелегитимными. Однако мы получали заверения, что Антиохийская Церковь все-таки их рано или поздно подпишет, что откроет дорогу к правомочному проведению Собора. Шли недели и месяцы, а ничего не происходило. Работа Всеправославного Секретариата носила сугубо технический характер, а вопросы, которая ставила Антиохийская Церковь, так и не были разрешены.

А затем, уже в последние недели, Поместные Православные Церкви одна за другой начали отказываться от участия в Соборе. Первой о своем отказе объявила Болгарская Церковь, затем к ней присоединилась Антиохийская и, наконец, Грузинская. Когда в Москве узнали о заявлении Болгарской Православной Церкви, для обсуждения сложившейся ситуации сразу же было созвано заседание Священного Синода, потому что проведение Собора впервые оказалось под реальной угрозой – ведь мы всегда придерживались той точки зрения, что отказ хотя бы одной Церкви от участия в Соборе означает отсутствие консенсуса.

В Регламенте Всеправославного Собора, принятого Предстоятелями Поместных Православных Церквей, ясно указано, что Собор созывает Вселенский Патриарх «с согласия Предстоятелей всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей». По логике Регламента, отсутствие согласия хотя бы одной из них составляет непреодолимое препятствие для проведения Всеправославного Собора. После того, как три Церкви отказались от участия в Соборе, а еще одна – Сербская – призвала его отложить, Русская Православная Церковь присоединилась к этому предложению, прозвучавшему также от трех отказавшихся от участия в Соборе Церквей. В создавшейся – не по нашей вине – ситуации иного выхода мы не видим.

– И все-таки возможно ли проведение Всеправославного Собора без участия в нем нескольких Поместных Православных Церквей?

Если Собор будет проведен в таком формате, то его никак нельзя считать ни Всеправославным, ни Святым и Великим, а его решения – легитимными. С нашей точки зрения, в сложившейся ситуации единственным решением может быть перенос сроков проведения Святого и Великого Собора, а также интенсификация предсоборной подготовки в целях достижения консенсуса.

Мне даже трудно себе представить, что может произойти, если Собор все-таки будет созван несмотря на отсутствие на нем как минимум четырех Поместных Православных Церквей. Это будет означать грубое нарушение Регламента Собора, в котором сказано, что он созывается Вселенским Патриархом с согласия всех Церквей. Такой Собор неизбежно станет фактором разделения, потому что, какие бы решения он ни принял, они не смогут быть признаны теми Поместными Православными Церквами, которые в Соборе не участвовали.

Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие. Создавшаяся ситуация является проблемой не одного только Константинопольского Патриархата, но общей проблемой всего православного сообщества, и решать эту проблему должны сообща все Поместные Православные Церкви. Я очень надеюсь, что призыв четырех Церквей отложить Собор будет услышан и что будут проведены необходимые совещания, способные устранить возникшие проблемы.

Убежден, что Святой и Великий Собор Православной Церкви во благовремении состоится. Русская Православная Церковь сохраняет готовность к участию в его дальнейшей подготовке в тесном сотрудничестве со всеми Поместными Православными Церквами. В этот непростой для всех нас час уповаю на мудрость Вселенского Патриарха, на то, что он примет единственно правильное и разумное решение.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 1,00 out of 5)
Загрузка...

8 комментариев на “Митрополит Волоколамский Иларион: «Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие»1 min read

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1, 13) Как это возможно, чтобы столь заметные фигуры, как митрополит Иларион (Алфеев) и афонский старец Гавриил Карейский говорили о «патриархе» Варфоломее столь разные вещи. Вот высказывания митр. Илариона из данного материала:

    /высокий личный авторитет Его Святейшества основывается на его богатых дарованиях и внутренней духовной силе. Всегда удивлялся свойственной ему архипастырской мудрости в сочетании с доступностью и открытостью/

    Правда, не всё спокойно «в датском королевстве» и линии деятельности Патриархии Русской Православной Церкви и Фанара стали расходиться:

    /Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие/

    А вот высказывания старца Гавриила Карейского, сказанные им по поводу созыва «Великого, Святого и Всеправославного…»:

    /Наш патриарх, согласно этому правилу (45 правило Святых Апостолов), уже отлучен и извержен из сана, поскольку он дважды приглашал папу на престольный праздник, вводил его в храм, позволял ему произносить молитву «Отче наш…» и благословлять народ. Апостольское правило сохраняет свою силу, так что потенциально патриарх уже отлучен и извергнут. Надо только созвать для этого Священный синод/

    Приведу здесь для наглядности 45 правило:

    «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен».

    Не разделился Христос! Разделилось мировоззрение православных христиан, верных евангельскому учению Господа нашего Иисуса Христа и Его Церкви, и созидателей того будущего, о котором написал Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16, 10-11)

    • Михаил Ершов:

      Всё очень просто, о. Арсений. Христос не разделился. Просто не все в Нем пребывают. И духов нужно различать. Нельзя двум господам работать.
      А что касается извращенцев, к которым я отношу и содомитов, и отступников (в том числе экуменистов, извращающих Православие), и всякого рода лжеучителей и лжепророков, еретиков и раскольников, то можно ли их называть православными? Я считаю: нет. Чтобы отличать «наших» экуменистов от других многие пишут так: «православные» экуменисты. Вот к таким и относится м. Иларион (Алфеев-Дашевский)
      А вот старец Гавриил, наш брат во Христе, он, конечно, — православный христианин и ему нужно верить, когда он говорит согласно со святыми отцами. Но он ведь и жить старается по заповедям в отличии от лжебратии.
      Сколько сейчас лжебратии, особенно среди начальствующих…
      Ниже даю ссылку еще на одного первоиерарха — сербского патриарха Иринея, который тоже подлежит извержению из сана. Они (отступники) уже ничего не скрывают. https://www.youtube.com/watch?v=ZlBaQNuQaZ0&app=desktop

  • Игорь:

    Алфеев — это старший менеджер по продаже Православия.

    • Михаил Ершов:

      Он — правая рука п. Кирилла (Гундяева), возможный преемник (тоже постоянно пиарят везде, где можно). Но с т.н. ВС облажался. На пресс-конференции после Синода от 13.06.16 сидел тихо как побитый п… Когда уже всех этих п… на «покой» отправят? Думаю, это может сделать только ВВП.

      • Игорь:

        Чисто теоретически, православный царь, приход которого мне кажется не возможным, как помазанник Божий и глава церкви (считалось до революции 1917), мог бы разогнать всю эту экуменическую тусовку в патриархии и воцарить мир в церкви.

        • Михаил Ершов:

          Такого я не жду (чуда больше не будет). Поэтому практически на данный момент из человеков это может сделать только ВВП, если ему позволят…

        • соотечественник:

          Есть такое правило-«аще мирянин поставит себя выше епископа да будет отлучен» еще Павел 1 провозгласил себя главой церкви и последующие цари не сняли с себя этого позора. Кто поставлял масона-графа Орлова управлять церковью, кто запретил поставить патриарха при том что всем так называемым религиозным обществам дал полную свободу? Не надо надеяться на Князи…

          • Игорь:

            Я с этим вопросом не очень знаком, но царь вроде бы не простой мирянин, а помазанник Божий, с другой стороны, да, помазанник для управления мирской частью общества. Ответ нужно искать у святых отцов, но это сейчас не столь важно.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924