Украинская геополитика «Варфоломеевского собора»1 min read

Михаил ТюренковРешение Священного Синода Русской Православной Церкви не принимать участие в Критском соборе, еще на позапрошлой неделе утратившем свой всеправославный статус, имеет несколько ключевых измерений. Большинство из них (богословско-канонические и экклесиологические вопросы) на сайте +Царьград+ уже достаточно подробно рассмотрены. И только одна из проблемных сторон в отношениях Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархом Варфоломеем осталась «за скобками» — геополитическая.

Нет, на страницах +Царьграда+ и в программах нашего телеканала уже неоднократно говорилось о вовлеченности архиерея оккупированного Константинополя в западную (и в первую очередь американскую) политическую элиту. О том, что еще в середине прошлого века США взяли под свой контроль и покровительство Константинопольский Патриархат, который еще с 1920-х годов начал отклоняться от церковной ортодоксии в либерально-обновленческом векторе. Разумеется, все это было сделано в целях политического противодействия возродившейся в первые послевоенные годы практически из небытия Русской Православной Церкви. И на главном моменте этого церковно-геополитического противостояния – украинском, особенно обострившемся в последние годы, сейчас хотелось бы остановиться особо.

Для начала – экскурс в историю. Широко известно, что христианство на Русь пришло из Империи ромеев, Византии. Отсюда очевидно, что исторический Константинопольский Патриархат являлся – и для Киевской Митрополии и для Московского Патриархата — Матерью-Церковью. В тяжелые для православного Константинополя годы — после его падения (сначала духовного — во Флорентийскую унию с католиками, а затем и физического — захват турками-османами) — Русская Церковь обрела автокефалию. Но только в пределах Московского царства. Православные же епархии, входившие в состав стремительно латинизировавшегося Великого княжества Литовского (этнически, в основном, русского), остались в составе Константинопольского Патриархата.

Разумеется, в те годы в епархиях Киевской Митрополии никто и думать не мог о том, что они являются некой «Украинской Церковью». Русские люди Великого княжества Литовского, в XVI веке вошедшего в состав Речи Посполитой, считали себя русскими людьми. А юрисдикционное разделение западнорусских епархий с получившей автокефалию Церковью Московского царства было лишь следствием политического разобщения русских земель.

Насильственное насаждение очередной унии с католиками — Брестской (1596) — побудило православных христиан Западной Руси активнее бороться за единство с Московским царством и Патриархатом. Что и произошло в результате затяжной Русско-польской войны второй половины XVII века, завершившейся «Вечным миром» 1686 года, по итогам которого к России отошла значительная часть западнорусских земель и, соответственно, епархий Киевской Митрополии. В итоге Константинопольский Патриарх Дионисий IV издал томос (указ), в котором было закреплено, что Киевская Митрополия переходит под омофор Московского Патриарха.

И именно вокруг этого исторического факта регулярно возникают всевозможные церковно-политические спекуляции, связанные с сезонными обострениями украинского национализма. Начиная с тех пор, как эта болезнь поразила значительную часть западнорусского общества, ее бациллы активно пытаются поразить и церковные структуры. Пока это им удалось только в части расколотворчества — создания неканонических структур, а точнее — националистических сект под причудливыми названиями «Українська православна церква Київського патріархату» и «Українська автокефальна православна церква».

Однако и этого им мало, а потому сейчас, воспользовавшись политической конъюнктурой, украинские националисты, захватившие власть на Юго-Западной Руси, пытаются создать единую религиозную структуру – «Церковь», признанную хотя бы частью Православного мира. И этой частью сегодня может стать только Константинопольский Патриархат и те Поместные Церкви, которые согласны с его, по сути, папистской гегемонией. Тем более целый ряд неканонических «украинских» юрисдикций (так называемые Украинские православные церкви в диаспоре) уже действует под покровительством Константинопольского Патриархата.

Так, на прошлой неделе председатель украинской Верховной рады, неонацист Андрей Парубий и ряд депутатов парламента этого государственного образования подготовили письмо в адрес Константинопольского Патриарха Варфоломея с просьбой, чтобы тот отменил томос XVII века и предоставил Украинской Церкви автокефалию. Разумеется, не спрашивая мнения православного большинства, чад канонической Украинской Православной Церкви, являющейся неотъемлемой частью Церкви Русской.

И в этих условиях становится понятным, почему священноначалие нашей Церкви приложило столь много усилий, чтобы Всеправославный Собор (пока у него оставалась возможность оказаться именно Всеправославным) состоялся. Ведь очевидно, если бы именно Московский Патриархат стал инициатором отмены или перенесения этого Собора, или же в одиночку отказался от участия в оном, то «наши западные партнеры» и их «послушники» хором бы стали обвинять Русскую Церковь в разрушении православного единства (что, впрочем, делают и сейчас, но куда менее убедительно). И это развязало бы руки Патриарху Варфоломею в отношении той самой Киевской Митрополии и других западнорусских православных епархии, которые его предшественники передали Московскому Патриархату.

Конечно, верующим людям очевидно: мирская политика очень опасна, а порой и несовместима с подлинной целью христианской жизни — спасением души, которое для людей православных — дело не только индивидуальное, но и соборное. Однако в мире дольнем без нее, увы, не обойтись. А потому нам, подлинным наследникам Византии, Третьему Риму, необходимо сделать все, чтобы Русская Православная Церковь оставалась единой. И более того — духовной основой единства всех русских людей. В том числе тех, кто проживает на территории государственного образования, возникшего вокруг матери городов русских — нашего древнего Киева.

Михаил Тюренков,

заместитель главного редактора сайта «Царьград»,

политический и религиозный публицист, историк русской консервативной мысли

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 1,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924