Протоиерей Всеволод Чаплин о своём покаянии в экуменизме1 min read

Протоиерей Всеволод ЧаплинМногие просят меня сказать, как я отношусь сегодня к своей прежней вовлеченности в экуменическое движение. Говорил об этом в нескольких выступлениях, скажу еще раз «на тексте».

Придя в Церковь через довольно консервативные круги, в конце 80-х – начале 90-х годов я на некоторое время стал искренним экуменистом. Общался с лидерами неформального диссидентского экуменического движения, участвовал в совместных молитвах – в чем потом покаялся на исповеди.

Полное разочарование в экуменизме у меня наступило уже в первые годы участия в мероприятиях «Всемирного совета церквей» и «Конференции европейских церквей», то есть в середине 90-х. Я начал работать в разных органах этих структур около 1992 года – стал членом Комиссии церквей по международным делам ВСЦ, потом был сомодератором комиссии «Церкви и общество» КЕЦ, членом центральных комитетов ВСЦ и КЕЦ. Занимался там в основном «политическими» вопросами – не «богословием» и не поисками единства. Довольно быстро понял, что обе организации представляют из себя стагнирующие бюрократическо-дипломатические сообщества, где все основные дискуссии ведутся вокруг интересов стран и цивилизаций, которые представляют их религиозные общины. Каждая кризисная ситуация – будь то балканские войны, отношения между Южной и Северной Кореей и так далее – порождали изматывающие споры вокруг формулировок компромиссных документов. Рад тому, что удавалось избежать слишком жесткого западного доминирования в ряде вопросов. Неплохая позиция была выработана по отношению к глобальному финансовому капитализму – здесь мы объединились с «левыми» протестантами «третьего мира» и некоторых стран Запада. Но времени на все это было, увы, потрачено очень много. Сами же по себе принятые документы были особо никому не нужны – позиция ВСЦ и КЕЦ сегодня мало кому интересна, в отличие от 60-х – 80-х годов, когда эти организации были ареной соприкосновения западного и советского блоков.

Другая сфера бурной деятельности этих организаций – ожесточенная борьба за руководящие посты в их бюрократии, за разные почетные позиции, за выделение и распределение грантов от религиозных центров, «гуманитарных» фондов, структур ООН и ЕС. Занятие это пустое и глупое, хотя в нашем внешнецерковном аппарате тому, кто где «сядет» в очередном ЦК или исполкоме, уделялось непропорционально много внимания. При этом есть и еще одна проблема – ко всем должностям и позициям постоянно рвутся агрессивные феминистки, ультралибералы, представители сексменьшинств, лица, близкие к западным спецслужбам. Очень часто они задают тон дискуссии на заседаниях – и с ними приходилось постоянно «рубиться».

Уже к концу 90-х я начал откровенно издеваться над всем происходившим в ВСЦ, причем прямо на заседаниях. В 1998 году на ассамблее ВСЦ в Хараре я хорошо оттоптался на феминистках, после чего видная деятельница совета американка Дженис Лав в газете для участников ассамблеи заявила, что «никогда еще не слышала настолько антиэкуменического заявления». На ассамблее 2006 года в Порту-Алегри я распространил издевательский памфлет «Заповеди пост-христианского язычества», где от души поглумился над леволиберальной ревизией христианства в ВСЦ (http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div..). «Прогрессивные» деятели долго скрежетали зубами. Один мне сказал: «Неужели ты в самом деле думаешь, что мы такие плохие? Педофилию ведь мы никогда не одобрим». Однако мои прогнозы о ее одобрении некоторыми западными «христианами» к 2030 году остаются в силе – и вполне могут сбыться.

Ни на какие совместные молитвы в ВСЦ и КЕЦ я к этому времени даже не заглядывал – наоборот, демонстративно их игнорировал. На какой-то из ассамблей – кажется, в Порту-Алегри – мы с другим делегатом из России даже устроили перформанс: сожгли экуменический молитвенник недалеко от здания, где совершалось торжественное «богослужение открытия». В общем, разгоняли скуку как могли.

Считаю некоторой честью то, что в 2008 году именно мне довелось объявить КЕЦ о приостановке участия Русской Православной Церкви в этой организации – это произошло вследствие отказа принять туда Эстонскую Православную Церковь в составе Московского Патриархата на фоне принятия константинопольской «автономии» в Эстонии. По сути нас просто грубо обманули – не только Константинополь, но и руководство КЕЦ. Приостановить участие в этих условиях я считал правильным – и получил поддержку Патриарха Алексия и митрополита Кирилла. Надеюсь, что и с ВСЦ вскоре мы поступим так же – или еще более радикально.

Покинув Отдел внешних церковных связей в 2009 году, я попросил при первой же процедурной возможности исключить меня из всех органов «экуменического движения» — и нимало о том не жалею. В органах этого движения нет не только истинной христианской веры, но даже истинного религиозного поиска – один цинизм, мелко-политические дрязги, бюрократические разборки.

В конце советского времени мы верили, что экуменизм приведет к воссоединению всех, кто именует себя христианами, на основе Православия. Но подавляющее большинство протестантов лишь еще более отдалилось от него, а католики стремительно идут по пути пораженчества и приспособления к духу «мира сего», нагло навязывающего логику зла и структуры зла тем, кто возносит в молитве имя Христово. Будет ли в случае соглашательства со злом услышана та молитва? Или те, кто поклонится «веку сему», услышат: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13, 27)?

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 2,00 out of 5)
Загрузка...

8 комментариев на “Протоиерей Всеволод Чаплин о своём покаянии в экуменизме1 min read

  • Савва:

    Уважаемая модерация!
    Обратите внимание на текст.
    Статья умноженная на 2, подана как одно целое, другими словами,
    в одном документе вторая половина есть повторение первой половины.

  • Игорь:

    Простите, но я не верю этому человеку, не покидает ощущение, что нас хотят в чем то убедить, типа я свой, мне можно доверять, вставайте под мои знамЁна, все это напоминает ситуацию с отставкой Кудрина перед протестными движениями, и попытку внедрения в клан протестующих.

    • Михаил Ершов:

      Только что заметил «Свежие комментарии». Редакции — спасибо. Очень нужное добавление.
      Насчет прот. В. Чаплина. Таким деятелям доверять полностью нельзя . Если завтра п. Кирилл скажет, что он отрекается от своего учителя-экумениста м. Никодима (Ротова), то кто ему поверит? Хотя он (п. Кирилл), конечно, вряд ли когда-нибудь отречется…

  • Александр:

    Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Мар.3:24 Лук.11:17 …

  • Александр:

    …..Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
    (Матф. 12:24-33)

  • соотечественник:

    Судя по статье- «разгуляй поле» для проходимцев закончилось- началось время отчета и ответа за прожитую (пропетую и проплясованую) жизнь.

    • соотечественник:

      Не правильно выразились-это пришло время перемен-а искренне «разочаровался в экуменизме» конкретно этот церковный деятель не знаем. Лавировать они профи.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924