В общем о Вселенских Соборах (Митрополит Гортинский Иеремия)

Митрополит Гортинский ИеремияЯ хочу, братья христиане, в начале моей нынешней проповеди вам рассказать о Вселенских Соборах нашей Церкви. Вам необходимо знать, пусть даже и в общем, об учении Вселенских Соборов, потому что они являются лицом нашей Церкви. И необходимо знать, что высочайшим судией по церковным вопросам и мнениям является не Священное Писание, но Вселенские Соборы. Потому что они нам дают убежденность в действительности Священного Писания. Вселенские Соборы нам говорят о том, что канонических книг Ветхого Завета 49, а Нового Завета 27. Поэтому то святой Августин и говорит, что «я бы не поверил в Евангелие, если бы в его достоверности не убедила бы Церковь»!. Апостол Павел говорит, что Церковь является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15). Но мы выше говорили, что Вселенские Соборы являются лицом Церкви. Они ее выражают. Следовательно, мы можем говорить, что Вселенские Соборы являются «столпом и утверждением истины». Они являются тем, чем является и Церковь. Тем, чем является император для государства, этим являются и Вселенские Соборы для Церкви. Поэтому и предаются анафеме те, которые не признают решений Вселенских Соборов.

2. Прежде всего потому, что решения Вселенских Соборов сообщают о вере Церкви. Они формулируют догматы нашей православной веры. Для того, чтобы некий Собор назывался «Вселенским», для того, чтобы его решения были бы приемлемы, необходимо, чтобы они были бы согласованы со всеми патриархами и епископами. Если они не согласуются, то они являются недействительными,  Собор не является «Вселенским», он не обладает авторитетом. Будьте внимательны! Недостаточным для Собора является лишь присутствие на нем всех Патриархов и епископов, реалия, которая по разным причинам может и не иметь места. Однако же, тем не менее, только поэтому Сбор не теряет своей авторитетности, действительности. То, что это является истиной, что, то есть, не только личное присутствие Предстоятелей или присутствие через делегацию их придает действительность Вселенскому Собору, но консенсус в его решениях, это доказывают Соборы в Сардике и во Флоренции. Сардикийский собор вначале был назван «Вселенским» и на нем присутствовали все Патриархи, одни через представителей, а другие через местоблюстителей. Однако же, поскольку на нем не было единогласия Патриархов и восточных епископов в отношении принятых определений, то он не был признан за «Вселенский» Собор.  ТО же самое произошло и с Флорентийским собором. Он был созван как Вселенский. Но, поскольку он не удовлетворял полностью по существенным признакам Собора, то есть, чтобы его догматы были православны, а благочестие согласным с предшествующими Соборами, этот Собор во Флоренции, хотя он и был как Вселенский, еще раз повторяю, он превратился в лжесобор и был осужден церковной полнотой.

Другой необходимой характеристикой Вселенского Собора является согласие с предшествующими Соборами. Об этом должно заявляться Собором с самого начала. Полное согласие и во всем согласие с предшествующими Соборами. «Последуя святым отцам»! В русле Святых Отцов! То есть мы говорим, нет новым софизмам, которые возникают под влиянием идей современной эпохи при оправдании иметь выгоду для всех в Церкви. Да, мы говорили, что превратим мир в Церковь, но не Церковь в мир! «Последуя Святым Отцам»!

Другое еще очень важное, что следует сказать о Вселенских Соборах это то, что на них не имеет силы утверждение «доминирует голос большинства». ТО есть что то, что говорит большинство, это и является верным. Нет! Верно утверждение, что тот выражает истину на Соборе, кто на нем говорит на основании Священного Писания и учении Святых Отцов и благодаря добродетельной и святой жизни. То есть, если на некоем Соборе Патриархов и епископов будет нечто решено, но по его решению будет иметься несогласие одного епископа, например свт. Спиридон, или какой-то иной иерарх, например свт. Николай, то эти два святых святителя выражают истину, и эти двое могут объявить недействительными решения всех  Патриархов и Святителей. Как говорят в особенности о I Вселенском Соборе, православные епископы на нем с самого начала составляли меньшинство, а ариане большинство, но спасительная истина, правая вера была у небольшого из их числа епископов, в то время как учение множества ариан было осуждено как нечестивое и еретическое. И на Ферраро-Флорентийском лжесоборе, который был созван как Вселенский, все – и Патриархи – подписали унию православных с папистами. Но местоблюститель Антиохийского патриарха и епископов Востока святейший епископ Ефесский Марк, только он на этом Соборе не подписал Соедиение его свидетельство приняла Церковь. В то время как других епископов, подписавших соединение нашей Церкви с еретиками папистами благочестивый народ осудил. Поэтому я вам должен сказать, что хотя Вселенские Соборы и являются лицом Церкви, как мы говорили уже сегодня, однако ее высшим критерием, а  в итоге  православности и авторитетности некоего Собора является сам благочестивый народ Божий. Как говорит прп. Максим Исповедник, «благочестивая вера судит об авторитетности происходящих Соборов, и правость догматов судит Соборы». Если народ Божий не видит этого (истинности догматов и верности благочестию, прим. Перевод.) в каком-то Соборе, то он его отвергает.

Со многими молитвенными пожеланиями

+ Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия

 

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016 год.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924